№ 2а-724/2019
45RS0008-01-2019-000750-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Шаламовой Л.В.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 18 июня 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, устранить нарушения требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, устранить нарушения требований санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований указано, что при проведении выездной проверки с целью оценки исполнения ранее выданного предписания об устранения выявленных нарушения санитарных правил № 15-09/25 от 10.05.2018 специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области были выявлены факты невыполнения ранее указанного предписания в срок до 01.09.2018, а именно на земельном участке площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: Курганская область, Кетовский район, п. Светлые Поляны восточнее 1 км установлены нарушения п.1.1 и п.1.2 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 15-09/25 от 10.05.2018: установлено наличие несанкционированной свалки ТБО, строительного мусора, хранящихся без тары (навалом); поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что не соответствует требованиям п.3.7 Сан ПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления» и является нарушением п.7 ст.12,п.1 ст.13.4 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данные факты зафиксированы в акте проверки № 15-09/122 от 14.11.2018. В связи с наличием события административного правонарушения в отношении администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района составил протокол № 15-09/179 от 15.11.2018 по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства». Специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах» 14.11.2018 проведено натурное обследование территории администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области, на земельном участке по адресу: Курганская область, Кетовский район, п. Светлые Поляны восточнее 1 км установлено наличие несанкционированной свалки ТБО, строительного мусора, хранящихся без тары (навалом); поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что не соответствует п.3.7 Сан ПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». Земельный участок площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: Курганская область, Кетовский район, п. Светлые Поляны северо-восточная часть, где располагается свалка твердых бытовых отходов не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, что превращает данный участок в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы, атмосферы, что не соответствует п.3.2, п.3.7 Сан ПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления», не ведется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, что не соответствует п.1.6 указанных санитарных норм и правил. При этом нарушаются конституционные права граждан – неопределенного круга лиц, жителей п.Светлые Поляны, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья в связи с несанкционированным размещением твердых бытовых отходов. Просили признать бездействие администрации Светлополянского сельского совета Кетовского района Курганской области незаконными, обязать администрацию Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.11.2019 организовать работы по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов, на земельном участке площадью 10 000 кв.м., расположенном по адресу: Курганская область, Кетовский район, п. Светлые Поляны восточнее 1 км с кадастровым номером №, определить схему размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Светлополянского сельсовета.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, представил в суд отзыв, в котором указывает, что на земельном участке, площадью 10000 кв. м. с кадастровым номером №, Курганская область, Кетовский район, п. Светлые Поляны, восточнее 1 км., свалка Администрацией Светлополянского сельсовета не ликвидирована в связи с трудным финансовым положением. Расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год. На 2019 год бюджет принят и в нем не отображена статья расхода на организацию работы по ликвидации свалки. Денежные средства для финансирования этих Мероприятий можно будет предусмотреть только в 2020 году. Просит с учетом этого в случае удовлетворения требований Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области установить срок исполнения обязательств до 2020 года.
Представитель заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, представил в суд отзыв, в котором просит рассмотреть дело без его участия. Также поясняет, что расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год, на 2019 год бюджет принят, но в нем не отображена статья расхода на организацию работы по ликвидацию свалки, денежные средства для финансирования мероприятий по ликвидации свалки можно будет предусмотреть только в 2020 году. Просят с учетом трудного материального положения Администрации Светлополянского сельсовета установить срок исполнения обязательств до декабря 2020 года.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 150 КАС РФ и в порядке, предусмотренном ст. 226 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 12.04.2018 № 0599-р Кетовским территориальный отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в отношении Администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых коммунальных отходов на земельном участке площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Курганская область, Кетовский район, пос. Светлые Поляны северо-восточная часть без внесения объекта в государственный реестр объектов размещения отходов, занимаемая отходами площадь указанного земельного участка не имеет искусственное водонепроницаемое химически стойкое покрытие, не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, отходы складируются непосредственно на почву и в нее же происходит захоронение; администрацией сельсовета не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (акт проверки № 15-09/44 от 10.05.2018).
С целью устранения нарушений требований санитарного законодательства Администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области выдано предписание № 15-09/25 от 10.05.2018 со сроком исполнения до 01.09.2018.
10.05.2018 в отношении административного ответчика составлен протокол № 15-09/66 об административном правонарушении.
Постановлением № 15-14/64 по делу об административном правонарушении от 17.05.2018 Администрация Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», с назначением административного наказания в виде в размере 10 000 руб.
С целью оценки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил №15-09/25 от 10.05.2018 со сроком исполнения до 09.09.2018, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области № 1880-р от 17.10.2018 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой 14.11.2018 выявлены факты невыполнения ранее выданного предписания № 15-09/25 от 10.05.2018 органа государственного контроля (надзора) в установленный срок, отраженные в акте проверки № 15-09/122 от 14.11.2018: не выполнены п.1.1, п.1.2, п. 1.3 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 15-09/25 от 10.05.2018, нарушены п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления», п.7 ст.12, пп.1,3,4 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нарушены требования ст. 11,21-22,29-30 Федерального закона от 30.03.1991 № 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В связи с выявленными нарушениями в отношении Администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области составлен протокол № 15-09/179 от 15.11.2018 об административном правонарушении.
Согласно экспертной оценке объекта от 14.11.2018 № 381-05-2018-ои, составленной специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», при проведении натурального обследования земельного участка, расположенного в границах МО Администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области по адресу: Курганская область, Кетовский район, пос. Светлые Поляны, восточнее 1 км установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, строительного мусора, хранящихся без тары (навалом); поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что не соответствует п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления».
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).
Пунктами 3.2., 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: - на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; - на приемных пунктах сбора вторичного сырья; - на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; - на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрен мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
В соответствии с п. 3.9. СанПиН 2.1.7.1322-03 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Согласно п.4.1. СанПиН 2.1.7.1322-03 выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками (п. 4.5.). Размер участка определяется производительностью, видом и классом опасности отходов, технологией переработки, расчетным сроком эксплуатации на 20 - 25 лет и последующей возможностью использования отходов (п. 4.8.).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
В соответствии со ст.1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18).
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившиеся в образовании несанкционированной свалки, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов, на земельном участке, расположенном восточнее 1 км пос. Светлые Поляны Кетовского района Курганской области площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 45:08:031301:8552, является результатом бездействия администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области, на которую возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно представленному в материалы дела Решению Светлополянской сельской Думы от 25.12.2018 № 142 о бюджете Светлополянского сельсовета на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг. с приложениями, содержащими сведения о доходах и расходах в указанный периоды, в бюджете административного ответчика на 2019 год не запланированы средства в целях осуществления мероприятий по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на территории Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области.
На основании изложенного, принимая во внимание порядок и сроки утверждения бюджетной сметы на очередной финансовый год, исходя из финансового положения должника, учитывая, что администрация сельсовета является бюджетной организацией, суд находит возможным удовлетворении административного иска частично, установив срок исполнения решения суда до 01.05.2020.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, устранить нарушения требований санитарного законодательства удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Светлополянского сельского совета Кетовского района Курганской области незаконным.
Возложить на администрацию Светлополянского сельсовета Кетовского района Курганской области обязанность в срок до 01.05.2020 организовать работы по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Курганская область, Кетовский район, п. Светлые Поляны восточнее 1 км площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером №, определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Светлополянского сельсовета.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья Ю.А. Димова