Решение по делу № 2а-128/2019 от 13.06.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Водяниковой М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатохиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации <адрес> <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения и обязывании устранения выявленных нарушений.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес> <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, поскольку на территории <адрес> <адрес> имеются дороги, включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением <адрес>, в том числе проходящие по <адрес>, <адрес>, проездам от <адрес>, от <адрес>, от <адрес> до <адрес>» в селе <адрес>, и по <адрес>, проезду от автодороги «<адрес> до СНТ «<адрес>» в <адрес>, а также по <адрес>, д. <адрес>, право муниципальной собственности на которые не зарегистрировано. Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения препятствует их передаче в ведение <адрес>, и, как следствие, управлению и распоряжению указанным имуществом, последующему финансированию и содержанию его в надлежащем состоянии, эффективному использованию для обеспечения безопасности на дорогах общего пользования, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Указанные обстоятельства свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, и возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Колесова И.С., поддержав заявленные прокурором <адрес> требования по изложенным в иске основаниям, уточнила их в части подлежащего оформлению в собственность перечня автомобильных дорог и просила обязать ответчика к оформлению в муниципальную собственность автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <адрес> и проходящих по <адрес>, <адрес>, проезду от <адрес>, проезду от <адрес>, проезду от <адрес> до СНкТ «<адрес>» в селе <адрес>, и по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации <адрес> <адрес> глава Полянский Н.А. заявленный прокурором административный иск признал и не возражал против его удовлетворения, указывая, что автомобильные дороги с асфальтобетонным покрытием, расположенные в границах <адрес> и проходящие по <адрес>, <адрес>, проезду от <адрес>, проезду от <адрес>, проезду от <адрес> до СНкТ «<адрес>» в селе <адрес>, и по <адрес> в <адрес>, действительно отнесены к дорогам общего пользования местного значения. В муниципальную собственность дороги не оформлены, в ведение <адрес>, на которую возложено обеспечение дорожной деятельности, не переданы в связи с отсутствием денежных средств, поскольку их межевание и постановка на кадастровый учет требует значительных финансовых вложений, а также значительного временного периода, сроком не менее двух лет.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица <адрес> не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был своевременно уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений относительно удовлетворения заявленных прокурором требований, не представил.

С учетом изложенного суд считает рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица <адрес>, поскольку его явка по данному делу не является обязательной, а его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципальных районов относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14, части 3, 4 статьи 14 Закона).

Данные полномочия муниципальные районы исполняют с ДД.ММ.ГГГГ, что следует их ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и отдельные законодательные акты РФ.

При этом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, среди которых полномочия в области дорожной деятельности не предусмотрены.

Вместе с тем, частью 1.1. ст. 154 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения для обеспечения выполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе обеспечивается передача и разграничение имущества.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Такой порядок установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО, в соответствии со статьей 2 которого предложения о передаче муниципального имущества направляются органом местного самоуправления, владеющим имуществом, подлежащим передаче органу местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается в процессе его разграничения.    

Указанные предложения с приложением перечня муниципального имущества, подлежащего передаче, оформленного по форме согласно приложению к настоящему Закону, направляются органом местного самоуправления, владеющим имуществом, подлежащим передаче для согласования в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника имущества принимающей стороны.

При этом, как следует из установленного ст. 4 указанного <адрес> перечня документов, необходимых для принятия правового акта <адрес> о разграничении муниципального имущества, для принятия правового акта <адрес> о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной государственной власти <адрес>, уполномоченный на управление и распоряжение государственной собственностью <адрес>, среди прочих документов, выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), то есть документы, о принадлежности предполагаемого к передаче имущества на праве собственности.

Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами, на органы местного самоуправления в лице сельских поселений, в связи с перераспределением с ДД.ММ.ГГГГ между ними и муниципальными районами отнесенных к ведению каждого из них вопросов местного значения, возложена обязанность по принятию мер к передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность муниципального района, а если право собственности не оформлено, то к его оформлению и последующей передаче.

В соответствии с п. 1-7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что МО «<адрес>» <адрес> согласно ст. 1 Устава, имеет статус сельского поселения и включает в себя сельские населенные пункты – <адрес>

Как следует из реестра автомобильных дорог, утвержденного решением Представительного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , автомобильные дороги, расположенные в границах <адрес> и проходящие по <адрес>, <адрес>, проезду от <адрес>, проезду от <адрес> до СНкТ <адрес>» в селе <адрес>, и по <адрес> в <адрес>, действительно отнесены к дорогам общего пользования местного значения.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на указанное имущество (автомобильные дороги) ни за кем не зарегистрировано.

В муниципальную собственность <адрес> указанные автомобильные дороги не оформлены, в ведение <адрес>, на которую возложено обеспечение дорожной деятельности, не переданы.

Таким образом, по делу установлено, что административным ответчиком не в полной мере выполняются возложенные на него обязанности, поскольку, как следует из акта прокурорской проверки и внесенного административному ответчику, как органу местного самоуправления, ДД.ММ.ГГГГ представления, установившего бездействие последнего в вопросе оформления в муниципальную собственность имеющихся в границах сельсовета автомобильных дорог общего пользования местного значения, Администрацией <адрес> <адрес> мер к выполнению требований представления и закона не принято, право муниципальной собственности на дороги общего пользования местного значения до настоящего времени не зарегистрировано, дороги в ведение и собственность <адрес> для выполнения последней мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на них, не переданы.

Указанные обстоятельства не оспаривались и административным ответчиком.

Таким образом, отсутствие зарегистрированного за МО «<адрес>» права муниципальной собственности на расположенные в его границах автомобильные дороги, отнесенные к дорогам общего пользовании местного значения, свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, так как им не выполняются возложенные на него приведенным выше федеральным законодательством обязанности по передаче указанного имущества в собственность <адрес> для выполнения последним вопросов местного значения.

Данное бездействие административного ответчика свидетельствует о допускаемом им нарушением действующего законодательства, влечет невозможность фактического выполнения <адрес>, как органом местного самоуправления, возложенных на него обязанностей по организации дорожной деятельности на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, и обеспечению безопасности дорожного движения на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, представление, внесенное прокурором <адрес>, оставлено без исполнения, суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие Администрации <адрес> <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения и обязать ее принять меры к устранению выявленных нарушений.

С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения решения разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием, расположенные в границах <адрес> <адрес> и проходящие по <адрес>, <адрес>, проездам от <адрес>, от <адрес>, от <адрес> до СНкТ «<адрес>» в селе <адрес> <адрес> и по <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> <адрес> провести необходимые мероприятия к регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием, расположенные в границах <адрес> <адрес> и проходящие по <адрес>, <адрес>, проездам от <адрес>, от <адрес>, от <адрес> до СНкТ «<адрес>» в селе <адрес>, <адрес> и по <адрес>, в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрации <адрес> <адрес> сообщить об исполнении решения суда в <адрес> суд и прокурору <адрес> в течение двух лет одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через <адрес> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                   М.И. Водяникова

2а-128/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Праведников Олег Владимирович
Ответчики
Администрация Куньевского сельсовета Горшеченского района Курской области
Другие
Белозеров Михаил Иванович
администрация Горшеченского района Курской области
Полянский Николай Александрович
Судья
Водяникова М.И.
13.06.2019 Регистрация административного искового заявления
13.06.2019 Передача материалов судье
13.06.2019 Решение вопроса о принятии к производству
13.06.2019 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2019 Подготовка дела (собеседование)
27.06.2019 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2019 Судебное заседание
12.07.2019 Судебное заседание
15.07.2019 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2019 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020 Регистрация административного искового заявления
04.04.2020 Передача материалов судье
04.04.2020 Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020 Подготовка дела (собеседование)
04.04.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020 Судебное заседание
04.04.2020 Судебное заседание
04.04.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)