Дело № 2а-373/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 4 февраля 2020 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Самохиной Е.А.,
при секретаре: ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю обратилась в суд с указанным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу за 2017 год, в том числе: по налогу на имущество физических лиц – в размере 46 277 руб.; по земельному налогу – в размере 41 357 руб., а также соответствующее пени 652, 51 руб. и 583, 14 руб.
В обоснование иска указывает на то, что административный ответчик в 2017 году являлась собственником недвижимого имущества: объекта незавершенного строительства (22:33:040201:73), расположенного по адресу: АДРЕСА (период владения 5/12); иного строения (22:69:030217:226), расположенного по адресу: АДРЕСА, Н3 (период владения 12/12); иного строения (22:69:020201:288), расположенного по адресу: АДРЕС (период владения 12/12); объекта незавершенного строительства (22-22-22/010/2010/583), расположенного по адресу: АДРЕС, 46,47 (период владения 12/12); объекта незавершенного строительства (22:69:020201:414), расположенного по адресу: АДРЕС, 46, 47 (период владения 5/12); гаражей (22:69:020201:268), расположенных по адресу: АДРЕС (период владения 12/12); земельных участков: 22:33:040202:132 по адресу: АДРЕСА (период владения 5/12); 22:69:020410:34 по адресу: АДРЕС (период владения 12/12); 22:69:030217:15 по адресу: АДРЕС (период владения 12/12); 22:69:020201:49 по адресу: АДРЕС, 46, 47 (период владения 12/12), и в срок, установленный требованием налогового органа, им не уплачены налог на имущество физических лиц, земельный налог за 2017 год. Как следствие, образовалась задолженность по налогам за данный период, которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) на сумму указанных неуплаченных налогов начислена пеня.
Законный представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя налогового органа.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика не явилась, извещена, представила письменные возражения, в которых просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на нарушения порядка взыскания налога.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
На основании ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 3 ст. 396, ч. 1 и ч. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Решением Новоалтайского городского собрания депутатов АДРЕС от ДАТА НОМЕР (с учетом изменений, внесенных решениями от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР) «О введении земельного налога на территории муниципального образования городского округа АДРЕС» установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации: 0, 3 процента - в отношении земельных участков занятых жилищным фондом; 1, 5 процента – в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов Березовского сельсовета АДРЕС от ДАТА НОМЕР «О введении земельного налога на территории муниципального образования Березовский сельсовет АДРЕС» установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации: 1, 5 процента – в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 НК РФ иное строение, помещение и сооружение, объект незавершенного строительство, гараж, расположенные в пределах муниципального образования, признаются объектом налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДАТА (статья 404 НК РФ).
Решением Новоалтайского городского собрания депутатов АДРЕС от ДАТА НОМЕР «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа АДРЕС» (действующим в данный налоговый период) введен налог на имущество физических лиц, установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).
Пунктом 2 данного решения установлено, что при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, до 300000 рублей (включительно) составляет 0,09% для прочих объектов налогообложения, до свыше 500 000 рублей (включительно) составляет 1, 99% для прочих объектов налогообложения.
Решением Совета депутатов Березовского сельсовета АДРЕС от ДАТА НОМЕР (с учетом изменений, внесенных решением от ДАТА НОМЕР) «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Березовский сельсовет АДРЕС Алтайского (действующим в данный налоговый период) введен налог на имущество физических лиц, установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).
Пунктом 2 данного решения установлено, что при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, до 300000 рублей (включительно) составляет 0,1% для прочих объектов налогообложения.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от ДАТА N 772, а также ст. 404 НК РФ коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, в 2017 году равен 1,425.
Налоговым периодом признается календарный год (статьи 360, 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 409, пунктом 4 статьи 397 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 год подлежали уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени.
Частью 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 НК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (часть 4 статьи 52 НК РФ).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Часть 1 ст. 48 НК РФ наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 2 и ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов административного дела, в 2017 году административный ответчик являлся собственником: объекта незавершенного строительства (22:33:040201:73), расположенного по адресу: АДРЕСА (период владения с ДАТА по ДАТА) (л.д. 61); иного строения (22:69:030217:226), расположенного по адресу: АДРЕСА, Н3 (период владения с ДАТА) (л.д. 89); иного строения (22:69:020201:288), расположенного по адресу: АДРЕС (период владения с ДАТА) (л.д. 85); объекта незавершенного строительства (22-22-22/010/2010/583), расположенного по адресу: АДРЕС, 46,47 (период владения с ДАТА) (л.д. 97); объекта незавершенного строительства (22:69:020201:414), расположенного по адресу: АДРЕС, 46, 47 (период владения с ДАТА) (л.д. 93); гаражей (22:69:020201:268), расположенных по адресу: АДРЕС (период владения ДАТА) (л.д. 156); земельных участков: 22:33:040202:132 по адресу: АДРЕСА (период владения с ДАТА по ДАТА); 22:69:020410:34 по адресу: АДРЕС (период владения с ДАТА) (л.д. 67); 22:69:030217:15 по адресу: АДРЕС (период владения с ДАТА, 5/97) (л.д. 79); 22:69:020201:49 по адресу: АДРЕС, 46, 47 (период владения с ДАТА) (л.д. 63).
По месту жительства административного ответчика (АДРЕС) направлены налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА и требование НОМЕР по состоянию на ДАТА на уплату земельного налога и налога на имущество за 2017 год. Отправка подтверждается имеющимися в материалах административного дела списками отправки заказных писем НОМЕР от ДАТА и НОМЕР от ДАТА, заверенных Почтой России, а также выписками из АИС налог-3 о принадлежности ШПИ к документам. В установленный срок (до ДАТА) требование административным ответчиком не исполнено.
Судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по налогу на имущество и земельному налогу за 2017 год вынесен ДАТА на основе заявления ИФНС НОМЕР по АДРЕС от ДАТА, определением мирового судьи судебного участка НОМЕР АДРЕС края от ДАТА судебный приказ отменен, административное исковое заявление (по которому возбуждено настоящее административное дело) поступило в Новоалтайский городской суд АДРЕС ДАТА. Как следствие, установленные статьей 48 НК РФ сроки соблюдены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о направлении административному ответчику налоговых уведомления и требования в установленном законом порядке и возникновении у административного ответчика обязанности по уплате налогов. В связи с чем доводы, приведенные в возражениях, о несоблюдении порядка взыскания налога, суд отклоняет как несостоятельные.
Судья (с учетом ставок земельного налога, стоимости земельных участков) полагает расчет земельного налога верным: земельных участков: 22:33:040202:132 по адресу: АДРЕСА (период владения с ДАТА по ДАТА) (748714 рубль (налоговая база)* 1 (доля в праве)* 1, 5 % (налоговая ставка)*5 месяцев = 4 679 рублей); 22:69:020410:34 по адресу: АДРЕС (681 123 рубль (налоговая база)* 1 (доля в праве)* 0,30 % (налоговая ставка)* 12 месяцев = 2 043 рублей); 22:69:030217:15 по адресу: АДРЕС (1 995525 рубль (налоговая база)* 5/97 (доля в праве)* 1, 5 % (налоговая ставка)* 12 месяцев = 1 543 рублей);; 22:69:020201:49 по адресу: АДРЕС, 46, 47 (2 206 159 рубль (налоговая база)* 1 (доля в праве)* 1,5 % (налоговая ставка)* 12 месяцев = 33 092 рублей).
Суд (с учетом ставок налога на имущество, инвентарной стоимости объектов недвижимости помноженный на коэффициент дефлятор) полагает расчет задолженности по налогу на имущество за 2017 год частично верным:
- объекта незавершенного строительства (22:33:040201:73), расположенного по адресу: АДРЕСА: 10 000 руб. (инвентаризационная стоимость) *1,425 (коэффициент –дефлятор) = 14 250 руб. (налоговая база) *1(доля в праве)* 0, 10 %* 5/12=6 руб.
Однако, поскольку принятая к исчислению налога инвентаризационная стоимость по указанному объекту незавершенного строительства (10 000 руб.) при расчете не повлияла на исчисленную сумму налога (6 руб.), несмотря на то, что превышает размер инвентаризационной стоимости, представленной по запросу суда (9 305 руб.), суд соглашается с расчетом налогового органа;
- иного строения, помещения и сооружения (22:69:030217:226), расположенного по адресу: АДРЕСА: 68 715, 81 руб. (инвентаризационная стоимость) *1,425 (коэффициент –дефлятор) = 97 920 руб. (налоговая база) *1(доля в праве)* 1, 99 %*12/12=1 949 руб.
- иного строения, помещения и сооружения (22:69:020201:288), расположенного по адресу: АДРЕС: 1 069 607, 45 руб. (инвентаризационная стоимость) *1,425 (коэффициент –дефлятор) = 1 524 190 руб. (налоговая база) *1(доля в праве)* 1, 99 %*12/12=30 331 руб.;
- объекта незавершенного строительства (22-22-22/010/2010-583) (инвентарный НОМЕР), расположенного по адресу: АДРЕС, 46, 47: 10 000 руб. (инвентаризационная стоимость) *1,425 (коэффициент –дефлятор) = 14 250 руб. (налоговая база) *1(доля в праве)*0, 09 %*12/12=13 руб.
Учитывая, что принятая к исчислению налога инвентаризационная стоимость по указанному объекту незавершенного строительства (10 000 руб.) не превышает размера инвентаризационной стоимости, представленной по запросу суда (88 477 руб.), суд соглашается с расчетом налогового органа, поскольку не может выходить за пределы требования истца;
- объекта незавершенного строительства (22:69:020201:414) (инвентарный НОМЕР), расположенного по адресу: АДРЕС, 46, 47: 10 000 руб. (инвентаризационная стоимость) *1,425 (коэффициент –дефлятор) = 14 250 руб. (налоговая база) *1(доля в праве)*0, 09 %*12/12=13 руб.
Однако, поскольку принятая к исчислению налога инвентаризационная стоимость по указанному объекту незавершенного строительства (10 000 руб.) не превышает размера инвентаризационной стоимости, представленной по запросу суда (851 487 руб.), суд соглашается с расчетом налогового органа, поскольку не может выходить за пределы требования истца;
- гаражей (22:69:020201:268) (341 кв. м), расположенных по адресу: АДРЕС, 46, 47: 492 470 руб. (инвентаризационная стоимость) *1,425 (коэффициент –дефлятор) = 701 770 руб. (налоговая база) *1(доля в праве)* 1, 99 %*12/12=13 965 руб.
Итого задолженность по налогу на имущество за 2017 год составляет: 46 277 руб., по земельному налогу – 41 357 руб., всего 87 634 руб.
Таким образом, требование административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2017 год подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая требования административного истца о взыскании пени за несвоевременную уплату налогов, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно требованию и административному иску заявлено требование об уплате пени за период с ДАТА по ДАТА (13 дней)+период с ДАТА по ДАТА- 42 дня по земельному налогу в размере 583, 14 руб., по налогу на имущество физических лиц – в размере 652, 51 руб.
Судья, проверив соответствующий расчет, считает его верным: применительно к недоимке по земельному налогу в размере 583, 14 рубля (период с ДАТА по ДАТА - 13 дней*41 357 рублей*7,50% (ставка рефинансирования Банка России действовала с ДАТА по ДАТА включительно)*1/300 + период с ДАТА по ДАТА - 42 дня*41 357 *7,75% (ставка рефинансирования Банка России действовала с ДАТА по ДАТА включительно)/300), применительно к недоимке по налогу на имущество физических лиц в размере 652, 51 руб. (период с ДАТА по ДАТА - 13 дней*46 277 рублей*7,50% (ставка рефинансирования Банка России действовала с ДАТА по ДАТА включительно)*1/300 + период с ДАТА по ДАТА - 42 дня*41 357 *7,75% (ставка рефинансирования Банка России действовала с ДАТА по ДАТА включительно)/300).
Таким образом, инспекцией соблюден установленный порядок взыскания задолженности по налогу: в 2018 году направлено уведомление о необходимости уплаты налога за 2017, требование направлено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, шестимесячные сроки обращения с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки, предъявления требования о взыскании налога в порядке искового производства, предусмотренные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией не пропущены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку судом удовлетворяются исковые требования о взыскании недоимки по налогам и пени в размере 88 869,65 руб., постольку с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 866 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Алтайскому краю сумму задолженности по налогам в размере 88 869,65 руб., в том числе: задолженность по оплате земельного налога за 2017 год в размере 41 357 руб. и пени 583, 14 руб., задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 46 277 руб., пени 652, 51 руб. с зачислением в доход местного бюджета.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Новоалтайск государственную пошлину в размере 2 866 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А.Самохина
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2020.