Судья -Янаева О.А.
Дело № 2а-1911/2019; №33а-1600/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2020 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Никитиной Т.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Петровой Нины Ивановны на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 26 ноября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Петровой Нины Ивановны к управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности отказать».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения административного истца Петровой Н.И., представителя заинтересованного лица ОСТ «Маяк» - Кудрова А.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова Н.И. обратилась с административным иском к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является членом товарищества ТСН «ОСТ «Маяк» структурное подразделение «РОНО» и за ней закреплен участок с условным номером 97, согласно проекта планировки с.п. «РОНО», имеющий кадастровый номер **. Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов используемого для садоводства земельного участка с условным номером 97, согласно Проекта планировки с.п. «РОНО» ТСН «ОСТ «Маяк», с кадастровым номером ** в порядке, в соответствии с требованиями п.2.7 и 2.10 ст.3 ФЗ № 137 «О введении в действие ЗК РФ». Документы, предусмотренные требованиями п.2.8 данной статьи были приложены. Письмом от 8.10.2019 № 503/2-п Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района ей было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, поскольку испрашиваемый участок образован не путем раздела земельного участка, а является вновь образуемым из земель, государственная собственность, на которые не разграничена (поставлен на кадастровый учет 30.11.2018). Административный истец просит признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района в предоставлении земельного участка, обязать Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района повторно рассмотреть заявление о предоставлении бесплатно в собственность, без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером **.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверную оценку представленных доказательств. Полагает, что у суда отсутствовали основания считать, что испрашиваемый истцом земельный участок принадлежал на праве собственности иному лицу. Суд необоснованно указал на возможность истца защитить свои права на земельный участок иным способом.
В судебном заседании административный истец Петрова Н.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель заинтересованного лица ОСТ «Маяк» - Кудров А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Петрова Н.И. является членом товарищества ТСН «ОСТ «МАЯК» структурное подразделение «РОНО» и за ней закреплен земельный участок с условным № ** с кадастровым номером **, площадью 550 кв.м. Местоположение границ участка соответствует местоположению границ земельного участка №** согласно утвержденному «Проекту планировки» структурное подразделение «РОНО» (л.д.46).
10.09.2019 Петрова Н.И. обратилась с заявлением в Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с условным номером **, согласно Проекта планировки с.п. «РОНО» ТСН «ОСТ «Маяк», с кадастровым номером ** (л.д.10,49).
Письмом от 08.10.2019 № 503/2-п административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок ТСН «ОСТ «Маяк» не предоставлялся, участок образован не путем раздела земельного участка, а является вновь образуемым из земель, государственная собственность на которые не разграничена (поставлен на кадастровый учет 30.11.2018) (л.д.13-14).
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 08.10.2019 № 503/2-п суд первой инстанции оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что спорный земельный участок выбыл из состава муниципальных земель до 2001 года был предоставлен под коллективный сад, более к муниципальной собственности не относится. Суд пришел к выводу о том, что еще до того, как истребуемый земельный участок стал использовать административный истец, этот участок принадлежал на праве собственности иному лицу и административный ответчик не наделен правом распоряжения данным земельным участком. В этой связи суд оснований для признания незаконным решения Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края 08.10.2019 № 503/2-п об отказе в предоставлении земельного участка не установил.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Согласно абзаца 2 п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27.09.2016 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Изложенное означает, что при оценке правомерности конкретного решения, суд первой инстанции должен исходить из законности оснований в нем приведенных.
В рассматриваемом случае Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района отказало административному истцу в предоставлении земельного участка по тому основанию, что земельный участок, не предоставлялся ТСН «ОСТ «МАЯК». Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ** образован не путем раздела земельного участка, а является вновь образуемым из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанное привело к неправильному определению судом обстоятельств имеющих значение для дела.
При этом относительно основания для отказа в предоставлении земельного участка изложенного административным ответчиком в оспариваемом решении от 08.10.2019 судебная коллегия приходит к следующему.
Условия и порядок приобретения в собственность земельного участка членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на момент разрешения настоящего дела судом определяются пунктами 2.7-2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенным Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г.№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, на день возникновения спорных правоотношений) устанавливается исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых до 01 марта 2022 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, созданных до 1 января 2019 года, имеют право приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в собственность бесплатно:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.
Согласно пп. 2 и пп.3 ст. 39.16 ЗК РФ указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса(пп.2);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения)(пп.3).
Вместе с тем из материалов дела не следует, что истребованный административным истцом земельный участок с кадастровым номером ** относится к землям общего назначения, и что административный истец является его правообладателем.
Согласно решения Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета депутатов № 174 от 14.05.1991 районному отделу народного образования для работников школ и детских садов под коллективный сад предоставлен земельный участок площадью 12,8 га пашни из земель государственного запаса (участок аэропорт) (л.д.56).
Постановлением администрации г.Чернушка Пермской области № 200 от 27.11.1992 предоставлен земельный участок площадью 12,37 га пашни для коллективного садоводства предприятиям города, в том числе РОНО – 3,65га (л.д.59).
ТСН ОСТ «Маяк» образовано на тех земельных массивах, которые ранее входили в состав садоводческих – огороднических объединений граждан, организованных на территории Чернушинского городского поселения с 1992 года, но не прошедших государственную регистрацию в числе которых и садовое товарищество (л.д.61).
Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 02.06.2017 № 529 утвержден проект планировки территории структурного подразделения ТСН «ОСТ Маяк», расположенного по адресу: СНТ «РОНО», в районе аэропорта, г. Чернушка, Пермский край, категория земель: земли населенных пунктов (л.д.17).
Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 11.10.2017 № 1021 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории по адресу: структурное подразделение «РОНО», ТСН ОСТ «Маяк» г. Чернушка, Пермский край, общая площадь 550 кв.м, условный кадастровый номер земельного участка **, категория земель земли населенных пунктов, территориальная зона: зона садовых участков (Ж-4), разрешенное использование: «ведение огородничества» (л.д.18).
Петрова Н.И. является членом товарищества ТСН «ОСТ «МАЯК» структурное подразделение «РОНО» и за ней закреплен земельный участок с условным № **, площадью 550 кв.м.
Границы земельного участка, сведения о нем внесены в ЕГРН 30.11.2018. Сведений о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами ** в ЕГРН не имеется, как и сведений о лице, по заявлению которого сформирован кадастровый паспорт указанного земельного участка (л.д. 63-64).
Таким образом, оспариваемый отказ Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района по такому основанию, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земельного участка, предоставленного ТСН «ОСТ Маяк», и является вновь образованным из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не основан на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.
Принимая во внимание изложенное выше и учитывая, что основания приведенные в оспариваемом решении Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края не являются обоснованными, опровергаются материалами дела, иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка административным ответчиком не приведено, оно не может быть признано законным в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесение по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 26 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 08.10.2019 № 503/2-п.
Возложить на Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность повторно рассмотреть заявление Петровой Нины Ивановны.
Председательствующий
Судьи