Решение по делу № 3а-542/2016 от 15.06.2016

№ 3а-542/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 24 августа 2016 года

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего судьи Андреева А.А.,

при секретаре Фоменко А.А.,

с участием представителя административного истца Белоусовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орешкиной Л.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Орешкина Л.В. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного искового заявления указала, что является собственником указанного выше земельного участка.

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года № 46-н утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области.

Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки земель составила <.......>., и именно данная кадастровая стоимость земельного участка применяется при расчете размера налоговых платежей.

Между тем, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет <.......> руб.

Таким образом, усматривается явное несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, чем нарушаются его права, поскольку указанное несоответствие влечет за собой необоснованное увеличение для нее размера налоговых платежей.

На основании изложенного просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым <.......>, площадью <.......> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере его рыночной стоимости <.......> руб.

Административный истец Орешкиа Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Белоусова А.Е. административный иск поддержала.

Представитель Управления Росреестра по Волгоградской области Абрамов А.В., представитель ФГБУ ФКП Росреестра Федорова Д.С. и представитель КУГИ Волгоградской области Кочетов Г.В. в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело без участия представителей, возражений по существу спора и относительно представленных доказательств представлено не было, заявлена просьба о принятии решения с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав представителя административного истца Белоусову А.Е., исследовав представленные доказательства, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.

Как следует из положений ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за землю является земельный налог и арендная плата. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Земельный налог отнесён к местному налогу, обязательному к уплате на территории муниципальных образований.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При этом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закона об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания принадлежит физическим и юридическим лицам, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость устанавливается на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В этих случаях, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (на которую должна быть определена и рыночная стоимость) является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

При образовании нового или включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющего на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или изменение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 (далее Методические указания).

Методические указания конкретизируют положения о дате определения кадастровой стоимости земельного участка в случае её установления в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Так, в соответствии с п. 2.6 Методических указаний в случаях изменения площади земельного участка или его вида разрешённого использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определённой категории земель, кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 28) разъяснено, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.

Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> <.......>

Как видно из кадастрового паспорта, указанный земельный участок относится к категории земель населённых пунктов, имеет разрешённое использование – <.......>, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ <.......>

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению № 1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в число которых вошёл спорный земельный участок.

Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведённой очередной государственной кадастровой оценки и составляет <.......>., что следует и из кадастровой справки <.......>

Следовательно, датой, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость земельного участка применительно к положениям ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного отчёта № <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиком К. на основании договора на проведение оценки, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <.......> руб. <.......>

Суд считает, что вышеуказанный отчёт о рыночной оценке земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.

Отчёт содержит подробное описание проведенной оценки рыночной стоимости в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчёту об оценке вышеуказанным законодательством.

Так, оценщик для расчёта рыночной стоимости земельного участка использовал сравнительный подход, при этом обосновав отказ от применения затратного и доходного подходов.

В рамках сравнительного подхода обоснованно применил метод сравнения продаж с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах существенно не отличающихся от объекта оценки по основным факторам стоимости, которые правильно определены.

Данные сведения об объектах-аналогах опубликованы в открытых и проверяемых источниках в период, непосредственно предшествующей дате оценке, указан и приложен к отчёту их источник.

По мнению суда, выводы сделаны оценщиком с учётом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и с учётом иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Информация, использованная оценщиком в отчёте, является достоверной, достаточной и проверяемой.

Данный отчёт получил положительное экспертное заключение № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное экспертом <.......> членом которой является оценщик К., согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности <.......>, определенная оценщиком в отчете об оценке стоимость подтверждена <.......>

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 14, 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленный отчёт оценщика, который был выполнен в соответствии с установленными требованиями оценщиком К.., имеющим необходимое образование и опыт работы в оценочной деятельности, застраховавшим свою гражданскую ответственность оценщика, учитывая, что рыночная стоимость земельного участка установлена на дату определения кадастровой стоимости – на ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что отчёт об оценке является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценивая данное положительное экспертное заключение на предмет достоверности, допустимости и относимости данного доказательства, суд полагает его соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе статье 17.1 закона, согласно которой проведение экспертизы отчёта об определении рыночной стоимости объекта оценки имеет целью проверку отчёта на соответствие его требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также имеет целью подтверждение рыночной стоимости объекта оценки, определённой оценщиком в отчёте.

Кроме того, экспертное заключение составлено экспертом, имеющим необходимые знания в области оценочной деятельности, уполномоченного на это соответствующей организацией оценщиков, само заключение соответствует также положениям законодательства, предъявляющего требования к порядку его составления и утверждения.

Участвующими в деле лицами доказательств относительно иной величины рыночной стоимости земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный истец представил достаточные доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, доказал своё право на обращение в суд и заинтересованность по делу, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая явилась предметом оспаривания.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом для целей, предусмотренных законодательством РФ, является дата обращения в суд, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Также ч. 6 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности устанавливает, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка для органа кадастрового учета является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Орешкиной Л.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешённое использование – <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Андреев

<.......>

<.......>

3а-542/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Орешкина Л.В.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице фили
Комитет по управлению государственным имуществом по Волгоградской области
Другие
УФРС по Волгоградской области
Администрация Волгоградской области
Администрация Волгограда
Белоусов А.Е.
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
15.06.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.06.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2016[Адм.] Передача материалов судье
16.06.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2016[Адм.] Судебное заседание
11.07.2016[Адм.] Судебное заседание
24.08.2016[Адм.] Судебное заседание
29.08.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее