Дело *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Псков *
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Поздняковой С.Н.,
при секретаре Александровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сукманюк Елены Витальевны к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области об спаривании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Сукманюк Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области об оспаривании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, в котором просит признать незаконным приказ от 15 мая 2019 года № 2153 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в деревне * Псковского района» и обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1999 кв.м, образуемого путем перераспределения земельного участка с КН *, землями, находящимися в государственной собственности, и направить ей решение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением указанной схемы.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований представитель по доверенности И. пояснил, что в собственности административного истца находится земельный участок площадью 1 500 кв.м, расположенный в д. *, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Статьей 39.28 ЗК РФ предусмотрено право граждан на увеличение площади земельных участков, находящихся у них в собственности, с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, за счет перераспределения прилегающих территорий земель, находящихся в собственности РФ. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении прилегающих земель, о присоединении земельного участка площадью 499 кв.м. Административным ответчиком было отказано со ссылкой на то, что на истребуемой территории может быть сформирован самостоятельный участок, что является основанием для отказа в перераспределении земель. Считает данный отказ незаконным, поскольку административным ответчиком не учтено, что спорный земельный участок находится в зоне Ж1 и минимальный размер земельного участка, который может быть образован составляет 500 кв.м. Площадь истребуемого земельного участка составляет 499 кв.м. В утвержденных в 2017 году Правилах землепользования и застройки Карамышевской волости, в зоне Ж1 минимальный размер земельного участка в 500 кв.м, установлен для всех без исключения видов разрешенного использования земельных участков. Кроме того, Правилами землепользования и застройки Карамышевской волости образование самостоятельных участков для огородничества и садоводства в зоне Ж1 не предусмотрено. Таким образом, препятствия к перераспределению испрашиваемой территории отсутствуют. Также просил учесть, что при формировании самостоятельного участка необходимо учитывать доступность к земельному участку, в данном случае доступность к участку в виде прохода, проезда отсутствует.
Административный истец Сукманюк Е.В. в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя.
Представитель административного ответчика К. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что 10 апреля 2019 года в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области поступило заявление от Сукманюк Е.В. о перераспределении земельного участка путем присоединения земель государственной собственности. 19 апреля 2019 года были направлены запросы, исходя из которых следует, что испрашиваемый участок находится в зоне Ж1 по Правилам землепользования и застройки. Предельные максимальные и минимальные размеры для ведения личного подсобного установлены от 500 до 3 000 кв.м. В соответствии со ст. 39.29 ЗК РФ не может быть перераспределен земельный участок, находящийся в частной собственности, из земель государственной собственности, в случае если из испрашиваемого земельного участка этой площади может быть образован самостоятельный участок. В связи с этим, Приказом от 15 мая 2019 года № 2153 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в д. *. Испрашиваемый земельный участок площадью 499 кв.м., может быть сформирован как самостоятельный, но с другим видом разрешенного использования, в том числе, как самостоятельный может быть предоставлен и административному истцу. Кроме того, Комитет по управлению государственным имуществом является органом исполнительной власти, поэтому требования административного истца о совершении определенных действий - это нарушение ст. 10 Конституции РФ.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Псковской области Т. в судебном заседании поддержала позицию Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, считает отказ обоснованным и законным, поскольку перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Представитель заинтересованного лица – Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» в судебное заседание не явился. Глава сельского поселения А. предоставила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя волости, разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению частично.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых, в частности, при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 8 ст. 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В силу п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Сукманюк Е.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с КН *, категории земель: земли населенный пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: * Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН ( л.д.13-19).
10 апреля 2019 года Сукманюк Е.В. обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности, и принадлежащего ей вышеуказанного земельного участка с КН * представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории ( л.д.7,8).
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 15 мая 2019 года № 2153 С. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с КН * площадью 1 500 кв.м, с местоположением: * для ведения личного подсобного хозяйства на основании п.6 статьи 11.9, подп.3 п.16 ст. 11.10, подп.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ ( л.д.10).
В сопроводительном письме содержатся разъяснения о том, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты, Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Карамышевская волость», на данной территории возможно формирование самостоятельного земельного участка, что влечет невозможность перераспределения земельного участка, так как приведет к нерациональному использованию земель. На основании изложенного, формирование земельного участка ориентировочной площадью 1999 кв.м, с местоположением: * невозможно (л.д.11).
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст. 39.28 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В соответствии с п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в соответствии с п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ решение о таком отказе принимается при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, перечень которых является исчерпывающим.
В силу пунктов 1, 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Из письма Главы Администрации «Карамышевская волость» следует, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Карамышевская волость», Приказу Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 августа 2017 года № 969, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне–Ж1. Функциональные зоны в данный момент отсутствуют, в связи с тем, Генеральный план находится на стадии разработки. Формирование земельного участка в зоне Ж1 возможно для ведения личного подсобного хозяйства. Для территориальной зоны Ж1 минимальная площадь земельного участка – 0,05га, максимальная площадь земельного участка – 0,30га. Формирование присоединяемого земельного участка площадью 499 кв.м, как самостоятельного невозможно, так как минимальная площадь для территориальной зоны Ж1 составляет 500 кв.м. Земельный участок не расположен в пределах береговой полосы, находится в границах населенного пунктов, доступ к участку с земель общего пользования имеется, на земли общего пользования, земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности, не накладывается. Образование земельного участка не приведет в вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ ( л.д. 29).
Представленная административным истцом схема расположения земельного участка (л.д.8), образуемого путем перераспределения, отвечает требованиям действующего законодательства, предусмотренным ст. ст. 11.9, 11.10 ЗК РФ. Доказательств наличия обращений иных лиц о предоставлении земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка на спорной территории не имеется. Кадастровые работы иными заинтересованными лицами не проводились.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение уполномоченного органа – Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области в виде Приказа от 15 мая 2019 года № 2153 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в деревне * изданного со ссылкой на нормы пункта 6 статьи 11,9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, является незаконным, нарушающим право административного истца на увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности. Иных предусмотренных законом оснований для отказа в заключении соответствующего соглашения оспариваемый приказ не содержит.
При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
При указанных выше обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в части признания незаконным Приказа от 15 мая 2019 года № 2153 Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Сукманюк Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1999 кв.м, образуемого путем перераспределения земельного участка с КН * расположенного в *, для ведения личного подсобного хозяйства, с землями находящимися в государственной собственности.
Оснований для удовлетворении требований о направлении решения об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением указанной схемы административному истцу суд не находит, поскольку исполнительный орган власти наделен правами самостоятельного принятия решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сукманюк Елены Витальевны удовлетворить частично.
Признать незаконным Приказ от 15 мая 2019 года № 2153 Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в *».
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области повторно рассмотреть заявление Сукманюк Елены Витальевны об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1999 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с КН *, расположенного в *, для ведения личного подсобного хозяйства, с землями находящимися в государственной собственности, сообщив в суд и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
В требованиях о направлении решения об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением указанной схемы административному истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца через Псковский районный суд со дня составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено *.
Решение обжаловано, оставлено без изменений.