Решение по делу № 2а-2749/2019 от 30.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 г. Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретаре А.П. Шевченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-2749/2019 по административному иску Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что к ним
поступили обращения от призывников с жалобами на действия врачей военно-врачебной комиссии ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области».

С целью государственного контроля качества и безопасности медицинской
деятельности (включая: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья,
соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской
помощи, соблюдение порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских
осмотров и медицинских освидетельствований, организацию и осуществление
внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности),
лицензионного контроля медицинской деятельности были запрошены документы, однако, ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» от предоставления запрошенных документов уклонился, в связи с чем привлечено к административной ответственности по ч.5. ст.19.4 КоАП РФ.

Ранее в ходе проверки выявлялись нарушения требований, установленных нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения.

В апреле 2016 года решением Кировского районного суда военный
комиссариат Астраханской области был признан виновным в совершении
административного правонарушения по ч.1. ст. 19.20 КоАП РФ.

В 2017 году прокуратура по Кировскому району г. Астрахани обращалась в
Кировский районный суд с административным иском о признании бездействий
военного комиссариата незаконными и об обязании принять меры по
лицензированию медицинской деятельности.

В настоящее время ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области»
имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-30-01-001141
от 29 января 2019 года, выданную территориальным органом Росздравнадзора по
Астраханской области. При этом в ней указаны адреса места ее осуществления:

г. Астрахань, ул. Джона Рида, д.35, литер А, этаж 2, кабинеты 68,71,72,73,85,86,88,89,90; по адресу: Астраханская область, Камызяк. Пл. Павших Борцов, д.2, каб. 22.

Призывные пункты военного комиссариата Астраханской области по адресу: г.Астрахань, ул.Свердлова 43, г. Ахтубинск, ул. Красноармейская, 105, с. Енотаевка, ул. Ленина, 19, с. Черный Яр, ул. Красногвардейская, 19, с.Икряное, ул. Школьная, 25а, г. Нариманов, ул. Спортивная, 2, с. Красный Яр, ул. Молодой Гвардии, 60, п. Володарский, ул. Театральная, 1, г. Харабали, ул. Нечаева, 40 лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеют.

Отсутствие лицензии на осуществление медицинской
деятельности в названных пунктах Военного комиссариата Астраханской области и
по г. Астрахани нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку круг
граждан, в отношение которых будет проводиться медицинское
освидетельствование в призывных пунктах, меняется и определить, чьи права будут нарушены, не представляется возможным.

В связи с чем, административный истец просит суд признать бездействие административного ответчика по непринятию мер, направленных на получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности в указанных призывных пунктах незаконным, обязать принять меры, направленные на получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности.

Представитель административного ответчика Территориального органа Роздравнадзора по Астраханской области Ткач Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» Сараева Ю.Ю. административный иск не признала, представила возражения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)    полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Астраханской области» действует на основании Положения о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609), Военный комиссариат создан в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и
проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших
(умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное
обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом,
юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с п.46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» военно-врачебная экспертиза относится к медицинской деятельности и подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования граждан. При освидетельствовании проводится изучение, и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими
организациями и другими организациями, входящими в частную систему
здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), в
соответствии с которым военно-врачебная экспертиза является медицинской
деятельностью, подлежащей лицензированию.

Из содержания ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3, п. 1 ст.9, ст. 7, п. 1 ст. 10 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также п.8 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года №291, следует, что лицо, получившее лицензию на проведение ВВЭ, вправе оказывать лишь тот перечень
медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии.

При этом лицензируемый вид деятельности, в частности медицинская
деятельность, подлежит осуществлению только по тем адресам, которые указаны в
полученной лицензии.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности» местом осуществления отдельного вида
деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание,
сооружение, иной объект), который предназначен для осуществлении
лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении,
соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или
лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место
осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом
нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Так как основу военно-врачебной экспертизы граждан, подлежащих призыву
на военную службу, составляет комплекс их осмотров врачами-специалистами и
некоторых исследований, проводимых в соответствии с совместным Приказом
Министра обороны Российской Федерации и Минздрава России от 23 мая 2001 года №240/168, необходимо иметь лицензию на проведение данных услуг (работ) (письмо Минздрава России от 23 июля 2013 года №12-3/10/2-5338).

В Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области
поступили обращения от призывников с жалобами на действия врачей военно-
врачебной комиссии ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области».
Территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области изданы приказы от 17 июня 2019 года № ПЗО-142/19 и № П30-143/19 «О проведении внеплановой документарной проверки ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» с целью государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (включая: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, соблюдение порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, организацию и осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности), лицензионного контроля медицинской деятельности.

Ранее Территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области
в ходе проверки ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» выявлялись
нарушения требований, установленных вышеперечисленными нормативно-
правовыми актами в сфере здравоохранения.

В апреле 2016 г. решением Кировского районного суда военный
комиссариат Астраханской области был признан виновным в совершении
административного правонарушения по ч.1. ст. 19.20 КоАП РФ. Жалобы военного комиссариата Астраханской области в Астраханский областной суд, Верховный суд Российской Федерации на указанное постановление суда остались без удовлетоврения.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 сентября 2017 года по административному делу № 2а-3432/2017 по административному иску прокурора г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» уже признано незаконным бездействие по непринятию мер, направленных на получение лицензии, на право осуществления медицинской деятельности по призывным пунктах №1,2 Военного комиссариата Астраханской области по г. Астрахани, расположенных по адресу: пер. Пугачева, 1, ул. Свердлова 45, г. Астрахань, а также обязании принять меры, направленные на получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности, по указанным адресам.

Как следует из пояснений сторон, решение от 18 сентября 2017 года до настоящего времени не исполнено.

В настоящее время ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области»
имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-30-01-001141
от 29 января 2019 года, выданную территориальным органом Росздравнадзора по
Астраханской области. В ней указаны адреса места ее осуществления:
г. Астрахань, ул. Джона Рида, д.35, литер А, этаж 2, кабинеты
68,71,72,73,85,86,88,89,90, Астраханская область, Камызяк. Пл. Павших Борцов, д.2, каб. 22.

Призывные пункты военного комиссариата Астраханской области по адресу: г.Астрахань, ул.Свердлова 43, г. Ахтубинск, ул. Красноармейская, 105, с. Енотаевка, ул. Ленина, 19, с. Черный Яр, ул. Красногвардейская, 19, с.Икряное, ул. Школьная, 25а, г. Нариманов, ул. Спортивная, 2, с. Красный Яр, ул. Молодой Гвардии, 60, п. Володарский, ул. Театральная 1, г. Харабали, ул. Нечаева, 40 лицензий не имеют.

В нарушении выше приведенных норм права, административный ответчик осуществляет медицинское освидетельствование, медицинское обследование и медицинский осмотр граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы не только в Отделе подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту по адресу: г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 35 Литер А, а также в указанных призывных пунктах Военного комиссариата Астраханской области.

Оценивая в совокупности все указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что бездействием ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» нарушены права и интересы неопределенного круга лиц, в отношении которых будет проводиться медицинское освидетельствование в призывных пунктах, созданы препятствия к осуществлению их прав.

Доводы административного ответчика о том, что они не бездействуют, а производят ряд последовательных действий, связанных с получением лицензии, не могут быть приняты во внимание.

До настоящего времени решение суда, принятое еще в 2017 году, административным ответчиком не исполнено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области»
по непринятию мер, направленных на получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности, в призывных пунктах военного комиссариата Астраханской области по адресу: г.Астрахань, ул.Свердлова 43, г. Ахтубинск, ул. Красноармейская, 105, с. Енотаевка, ул. Ленина, 19, с. Черный Яр, ул. Красногвардейская, 19, с.Икряное, ул. Школьная, 25а, г. Нариманов, ул.
Спортивная, 2, с. Красный Яр, ул. Молодой Гвардии, 60, п. Володарский, ул. Театральная, 1, г. Харабали, ул. Нечаева, 40 незаконным.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» принять меры,
направленные на получение лицензии на право осуществления медицинской
деятельности, в призывных пунктах военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, ул.Свердлова 43, г. Ахтубинск, ул. Красноармейская 105, с. Енотаевка, ул. Ленина 19, с. Черный Яр, ул. Красногвардейская 19, с.Икряное, ул. Школьная 25а, г. Нариманов, ул. Спортивная 2, с. Красный Яр, ул. Молодой Гварди, 60, п. Володарский, ул. Театральная 1, г. Харабали, ул. Нечаева, 40.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья:

2а-2749/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области"
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Шамшутдинова Г.К.
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
30.07.2019Регистрация административного искового заявления
30.07.2019Передача материалов судье
31.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2019Подготовка дела (собеседование)
02.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее