Решение по делу № 2-83/2019 от 18.01.2019

Гражданское дело № 2-83/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 марта 2019г. г.Избербаш

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Муртазалиева М.М.,

при секретаре судебного заседания Мамаевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу к Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» г.Избербаш о возмещении вреда, причинённого водному объекту (Каспийское море) в результате сброса неочищенных сточных вод,

установил:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее по тексту – Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу) в лице представителя по доверенности Алиевой К.А. обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» г.Избербаш (далее по тексту – МУП «Горводоканал» г.Избербаш) о возмещении вреда, причинённого водному объекту (Каспийское море) в результате сброса неочищенных сточных вод, указывая в обоснование указанного иска следующее.

В соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая выездная проверка в отношении МУП «Горводоканал» г.Избербаш.

В ходе проведения проверки установлено, что очистные сооружения города Избербаш не функционируют, находятся в нерабочем состоянии. Неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды МУП «Горводоканал» сбрасываются в районе между посёлком Рыбный и пограничной заставой (координаты 42°33'18.7"N 47°54'08.5"Е) через глубоководный выпуск в Каспийское море.

Специалистом филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу» - ЦЛАТИ по Республике Дагестан (далее по тексту – филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Республике Дагестан) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осуществлён отбор проб и образцов сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, для проведения экспертизы и химического анализа на наличие превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Согласно заключениям филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что концентрация загрязняющих веществ в составе сточных вод превышают фоновые показатели и предельно-допустимые концентрации, установленные для рыбохозяйственных водоёмов.

Таким образом, предприятием МУП «Горводоканал» сброс сточных вод в Каспийское море осуществляется в нарушении требований ч.4 ст.35, п.1 ч.2 ст.39, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации.

Расчёт исчисления в стоимостной форме размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства, рассчитывается на основании «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ ).

Размер вреда, причинённый водному объекту, вследствие сброса сточных вод в водный объект (Каспийскому морю) без очистки на административной территории города Избербаш, в районе между посёлком Рыбный и пограничной заставой, согласно произведённому расчёту, составляет 3 195 063 рубля.

Расход сброшенных сточных вод определён по справке, предоставленной МУП «Горводоканал» в адрес Департамента письмом от ДД.ММ.ГГГГ , на основании формулы «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 87, и составил 276,5 м3/час.

Сброс фиксировался в рамках плановой выездной проверки, и подтверждается справкой МУП «Горводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ , продолжительность сброса составила 30 суток, что составляет 720 часов.

Концентрация вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах составила: по фосфат-иону = 0,85 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 1,7 раза; по нитрин-иону = 0,115 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 1,4375 раз; по аммоний-иону = 4 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 8 раз; по АПАВу = 1 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2 раза; по БПК5 = 16,966 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 5,6553 раз; по железу = 0,2 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2 раза; по цинку = 0,2 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2 раза; по меди - 0,0028 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2,8 раза; по сульфат-иону = 179,666 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 1,7966 раза.

С учётом указанных исходных данных определена масса сброшенных вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и на основании формулы «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87, определён размер вреда, нанесённый водному объекту.

Таким образом, размер вреда, нанесённый водному объекту (Каспийское море), в результате несанкционированного сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ предприятием МУП «Горводоканал» г.Избербаш составил 3 195 063 рубля.

В порядке досудебного разбирательства Департаментом в адрес МУП «Горводоканал» была предъявлена Претензия от ДД.ММ.ГГГГ для уплаты в добровольном порядке ущерба, причинённого окружающей среде - водному объекту (Каспийское море) в размере 3 195 063 руб. Данная Претензия направлена по почте предприятию и получена ДД.ММ.ГГГГ, срок добровольной оплаты по Претензии истёк ДД.ММ.ГГГГ. Однако, требования Департамента о погашении суммы ущерба, причинённого окружающей среде - водному объекту (Каспийское море), МУП «Горводоканал» в добровольном порядке не выполнены.

В связи с изложенным, просит взыскать указанную сумму с ответчика.

В судебном заседании представители истца Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу, действующие на основании доверенностей, Алиева К.А. и Гаджиев М.Ш. поддержали заявленные исковые требования в полном объёме, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МУП «Горводоканал» г.Избербаш Абуев М.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, в обоснование своих возражений представил письменный отзыв на исковое заявление. Из указанного отзыва усматривается, что МУП «Горводоканал» г.Избербаш с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям.

Пунктами 4, 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организации в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ст.8 Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 29.03.1999 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Пунктом 9.4. ст.9 Устава ГО «г.Избербаш» к полномочиям органа местного самоуправления относятся вопросы создания благоприятных условий для жизни горожан, в том числе, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 1.1. Устава МУП «Горводоканал» является правопреемником реорганизованного муниципального унитарного предприятия МУП «Горводоканал» в форме присоединения к нему муниципального унитарного предприятия «Городские очистные сооружения канализации» в соответствии с постановлением администрации городского округа «город Избербаш» от 28.04.2015 №428 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия «Горводоканал», в соответствии с передаточным актом.

Пунктом 1.4. Учредителем и собственником имущества МУП «Горводоканал» является муниципальное образование городской округ «Город Избербаш».

Пунктом 2.4 МУП «Горводоканал» самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества.

В данном передаточном акте отсутствуют городские очистные сооружения, исходя из этого МУП «Горводоканал» не имеет возможности производить очистку канализационных стоков. В тоже время, МУП «Горводоканал» не имеет права прекратить водоотведение, в соответствии с ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении» данное право входит в полномочия органов местного самоуправления.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, огласив и исследовав письменные доказательства по делу, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу закона избрание способа защиты права принадлежит истцу.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года №370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы; осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (п.5.1.6).

Таким образом, Росприроднадзор наделён правом обращения в суд с требованием о возмещении причинённого вреда при осуществлении природопользования, в том числе, вреда, причинённого водному объекту.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу ст.3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Частью 2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты всех форм собственности предоставляются в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных и дренажных вод.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

Частью 1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В силу ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

Согласно ч.6 ст.56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1).

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 ВК РФ).

В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как разъяснено в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.

Из п.3.2. Устава МУП «Горводоканал» г.Избербаш следует, что к числу основных видов деятельности указанного предприятие в числе прочих относятся: водоотведение, эксплуатация сетей водоснабжения и водоотведения, эксплуатация канализационных насосных станций.

Согласно п.3.4 Устава МУП «Горводоканал» г.Избербаш право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение-лицензия возникает у предприятия с момента её получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия.

Из материалов дела следует, что МУП «Горводоканал» г.Избербаш использует для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод водный объект (Каспийское море), сброс сточных вод осуществляется в районе между посёлком Рыбный и пограничной заставой (географические координаты: 42°33'18.7"N 47°54'08.5"Е) через глубоководный выпуск в Каспийское море.

В ходе проверки, проведённой Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (на основании приказа №706 от 16.05.2018) с 28.05.2018 по 25.06.2018 в отношении МУП «Горводоканал» г.Избербаш, установлено, что очистные сооружения города Избербаш не функционируют, находятся в нерабочем состоянии, в связи с чем, МУП «Горводоканал» производит сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через глубоководный выпуск в Каспийское море.

Кроме того, были выявлены и иные нарушения, указанные в акте проверки от 25.06.2018 №18-0002/19-Пл, в частности:

– в процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы I-V классов опасности (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, шлак сварочный, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, лампы накаливания, утратившие потребительские свойства, остатки и огарки стальных сварочных электродов);

– не разработан и не утверждён проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов; не разработаны (не предоставлены) паспорта отходов I-IV класса опасности; на предприятии не ведётся учёт образования и движения отходов;

– очистные сооружения города Избербаш не функционируют, находятся в нерабочем состоянии. Неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются в районе между посёлком Рыбный и пограничной заставой (координаты 42°33'18.7"N 47°54'08.5"Е) через глубоководный выпуск в Каспийское море;

– МУП «Горводоканал» сброс сточных вод в водный объект осуществляет с нарушением правил водопользования, без очистки, обеззараживания, с превышением допустимого воздействия на водный объект и в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект;

– МУП «Горводоканал» осуществляет сброс сточных вод в Каспийское море на основании решения от 13.06.2017, выданного Западно-Каспийским бассейновым водным управлением Республики Дагестан со сроком действия на один год на период с 13.06.2017 по 13.06.2018;

– МУП «Горводоканал» не ведётся учёт объёма сброса сточных вод, не ведутся и не предоставляются в установленный законом федеральный орган наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями); сброс сточных вод в Каспийское море в настоящее время осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование;

– МУП «Горводоканал» не разработана и не утверждена (не предоставлена) программа производственного экологического контроля; директор и специалисты предприятия, ответственные за охрану окружающей среды не прошли подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

По результатам проведённой проверки в отношении МУП «Горводоканал» вынесено предписание -Пл-1 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

По отдельным фактам выявленных нарушений, связанных с тем, что очистные сооружения г.Избербаш не функционируют, находятся в нерабочем состоянии; неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются в районе между посёлком Рыбный и пограничной заставой (координаты 42°33'18.7"N 47°54'08.5"Е) через глубоководный выпуск в Каспийское море; сброс сточных вод в водный объект осуществляет с нарушением правил водопользования, без очистки, обеззараживания, с превышением допустимого воздействия на водный объект и в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, – в отношении юридического лица МУП «Горводоканал» г.Избербаш был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление -Пл-1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ. Указанное постановление, не обжаловано лицом, подвергнутым административному наказанию, и вступило в законную силу.

Судом также установлено, что при проведении проверки в качестве экспертов были привлечены специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Республике Дагестан» для отбора проб сточной воды. Специалистом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Республике Дагестан» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осуществлён отбор проб и образцов сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, для проведения экспертизы и химического анализа на наличие превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, что усматривается из соответствующих протоколов взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколов испытаний (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ и 29.06.2018

Согласно заключениям филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что концентрация загрязняющих веществ в составе сточных вод превышает фоновые показатели и предельно-допустимые концентрации, установленные для рыбохозяйственных водоёмов.

Концентрация вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах составила: по фосфат-иону = 0,85 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 1,7 раза; по нитрин-иону = 0,115 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 1,4375 раз; по аммоний-иону = 4 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 8 раз; по АПАВу = 1 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2 раза; по БПК5 = 16,966 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 5,6553 раз; по железу = 0,2 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2 раза; по цинку = 0,2 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2 раза; по меди - 0,0028 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 2,8 раза; по сульфат-иону = 179,666 мг/л, что превышает нормативы ПДК в 1,7966 раза.

Из уведомления заместителя руководителя – начальника отдела водных ресурсов по РД ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ -К усматривается, что МУП «Горводоканал» г.Избербаш осуществляло сброс сточных вод в Каспийское море на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного сроком на один год на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время МУП «Горводоканал» г.Избербаш не имеет оформленного в установленном порядке права пользования водным объектом.

Из уведомления заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешение на сброс загрязняющих веществ МУП «Горводоканал» г.Избербаш в водный объект отсутствует, проект нормативов допустимых сбросов не был представлен на согласование.

Таким образом, предприятием МУП «Горводоканал» г.Избербаш сброс сточных вод в Каспийское море осуществляется в нарушении требований ч.4 ст.35, п.1 ч.2 ст.39, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации.

С учётом изложенного, судом достоверно установлен факт сброса МУП «Горводоканал» г.Избербаш, как водопользователем и субъектом хозяйственной деятельности, неочищенных сточных вод в Каспийское море, концентрация загрязняющих веществ в составе которых превышает фоновые показатели и предельно-допустимые концентрации, установленные для рыбохозяйственных водоёмов, что повлекло за собой причинение вреда водному объекту и негативному воздействию на окружающую среду в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.

При этом, установленный судом факт превышения установленных нормативов допустимого воздействия на водный объект ответчиком по делу в условиях состязательного процесса не оспаривался.

Не обжаловалось ответчиком и ранее вынесенное в отношении него постановление -Пл-1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ по факту допущенных нарушений природоохранного законодательства. Обстоятельства, установленные данным постановлением, в силу ст.61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, так как МУП «Горводоканал» г.Избербаш не имеет возможности производить очистку канализационных стоков, по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.2.5. Устава МУП «Горводоканал» г.Избербаш, утверждённого постановлением Администрации городского округа «город Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ , указанное предприятие выступает истцом и ответчиком в суде, несёт ответственность, установленную законодательством РФ, за результаты своей хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед Учредителем, бюджетами всех уровней и другими юридическими и физическими лицами.

Согласно п.2.6. Устава, МУП «Горводоканал» г.Избербаш не несёт ответственности по обязательствам Учредителя, Учредитель не несёт ответственности по обязательствам предприятия…

В силу п.3.2. Устава, для достижения уставных целей МУП «Горводоканал» г.Избербаш, в числе прочих, осуществляет следующие основные виды деятельности: водоотведение; эксплуатация сетей водоснабжения, водоотведения; эксплуатация канализационных насосных станций и т.п.

Согласно п.5.3. Устава, для выполнения уставных целей предприятие имеет право самостоятельно: осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы.

Пункт 5.5. Устава МУП «Горводоканал» г.Избербаш к числу обязанностей указанного предприятия прямо относит: возмещение ущерба, причинённого нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды за счёт результатов своей хозяйственной деятельности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ №ЮЭ, дополнительным видом деятельности МУП «Горводоканал» г.Избербаш является «37.00 Сбор и обработка сточных вод».

С учётом изложенного, суд полагает, что иск предъявлен к МУП «Горводоканал» г.Избербаш обоснованно, так как указанное предприятие, в силу приведённых положений гражданского законодательства и Устава, наделено правом выступать истцом и ответчиком в суде; самостоятельно нести ответственность, установленную законодательством РФ, за результаты своей хозяйственной деятельности; в его полномочия входят вопросы водоотведения; эксплуатации сетей водоотведения; сбора и обработки сточных вод; на предприятие прямо возложена обязанность по возмещению ущерба, причинённого нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

При этом, ответчиком в ходе производства по делу не заявлялось ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим либо о привлечении соответчика в лице Администрации городского округа «Город Избербаш». Суд также не усматривает такой необходимости, не усматривая оснований для солидарной либо субсидиарной ответственности Администрации городского округа «Город Избербаш» по обязательствам МУП «Горводоканал» г.Избербаш, так как в силу п.2.6. Устава МУП «Горводоканал» г.Избербаш не несёт ответственности по обязательствам Учредителя, а Учредитель не несёт ответственности по обязательствам предприятия.

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности подлежит возмещению. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Расчёт исчисления в стоимостной форме размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства, был рассчитан истцом на основании «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N13989).

Судом установлено, что расход сброшенных сточных вод определён по справке, предоставленной МУП «Горводоканал» в адрес Департамента письмом от 10.07.2018 №129, на основании формулы №10 «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом Минприроды России от 13.04.2009 N87, и составил: 199 125 м3 (объём сброса сточных вод за июнь 2018г.) : 30 дней : 24 часа = 276,5 м3/час.

Сброс фиксировался в рамках плановой выездной проверки и подтверждается справкой МУП «Горводоканал» от 10.07.2018 №129, продолжительность сброса составила 30 суток, что составляет 720 часов.

С учётом указанных исходных данных определена масса сброшенных вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и на основании формулы №1 «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом Минприроды России от 13.04.2009 N87, определён размер вреда, нанесённый водному объекту.

Судом проверялись приведённые истцом расчёты, они не противоречат Методике исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Исходные данные также взяты истцом обосновано, в том числе, продолжительность сброса, объём сброса, масса сброшенных вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, верно применены соответствующие коэффициенты и таксы.

Ущерб был определён по формуле:

из которых: У - размер вреда, тыс. руб.; Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года, определяется в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к настоящей Методике; Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), определяется в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к настоящей Методике; Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 настоящей Методики; Hi - таксы для исчисления размера вреда от сброса i-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты, определяются в соответствии с таблицей 3 приложения 1 к настоящей Методике, тыс. руб./т.; Мi - масса сброшенного i-го вредного (загрязняющего) вещества, определяется по каждому загрязняющему веществу в соответствии с главой IV настоящей Методики, т.; Киз - коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, определяется в соответствии с пунктом 11.2 настоящей Методики.

Согласно таблице 1 Методики: Квг = равен 1,1; Кв - в соответствии с таблицей 3 Методики для Каспийского моря = 1,25; Кин - в соответствии с пунктом 11.1 Методики вычислялся на основании сведений размещённых на официальном сайте Министерства экономического развития РФ (приложение: Прогноз индексов дефляторов) = 2,378; Киз - в соответствии с пунктом 11.2 Методики для всех веществ в расчёте равен 1.

Отсюда, размер вреда по сброшенным вредным (загрязняющим) веществам составляет:

вещество

сброшено, тонн (Mi)

Квг

Кв

Кин

Hi

Киз

размер вреда, тыс. руб.

Фосфат-ион

0,002322600000

1,1

1,25

2,378

280

1

2,126409978

Нитрит-ион

0,000232260000

1,1

1,25

2,378

510

1

0,387310389

Аммоний-ион

0,023226000000

1,1

1,25

2,378

280

1

21,29812234

АПАВ

0,003318000000

1,1

1,25

2,378

280

1

3,03772854

БПК5

0,092678376000

1,1

1,25

2,378

170

1

51,51597039

Железо

0,000663600000

1,1

1,25

2,378

510

1

1,106601111

Цинк

0,001260840000

1,1

1,25

2,378

4350

1

17,93344742

Медь

0,000011944800

1,1

1,25

2,378

12100

1

0,472583769

Сульфат-ион

0,528663576000

1,1

1,25

2,378

5

1

8,642988638

Исходя из этого, ежедневный размер вреда, нанесённый водному объекту, составляет: 2,126409978 + 0,387310389 + 21,29812234 + 3,03772854 + 51,51597039 + 1,106601111 + 17,93344742 + 0,472583769 + 8,642988638 = 106 521 рублей.

В связи с тем, что сброс неочищенных сточных вод осуществлялся на протяжении 30 суток, общий размер вреда составит: 106 521 руб. х 30 суток = 3 195 630 руб.

Таким образом, размер вреда, нанесённый водному объекту (Каспийское море), в результате несанкционированного сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ предприятием МУП «Горводоканал» г.Избербаш составил 3 195 630 рублей.

В то же время истцом заявлено требование о взыскании с ответчика суммы в размере 3 195 063 руб., при этом суд не может выйти за пределы заявленных требований.

В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес МУП «Горводоканал» была направлена Претензия от ДД.ММ.ГГГГ для уплаты в добровольном порядке ущерба, причинённого окружающей среде - водному объекту (Каспийское море), в размере 3 195 063 руб., однако, требования, изложенные в претензии, в добровольном порядке ответчиком не выполнены.

Как было указано, ранее ответчик постановлением -Пл-1 от ДД.ММ.ГГГГ был привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ за допущенные нарушения природоохранного законодательства в части несанкционированного сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в Каспийское море.

Согласно статье 75 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причинённый им вред.

Таким образом, установив совокупность имеющихся в деле доказательств, подтверждающих причинение ответчиком вреда водному объекту, его вину в причинении вреда, а также причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями; признав правомерным расчёт представленный истцом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объёме.

Руководствуясь ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 11, 35, 39, 44, 56, 60, 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 22, 23, 39, 75, 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу – удовлетворить.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» г.Избербаш <данные изъяты>) в доход государства в лице Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу за причинённый ущерб водному объекту (Каспийское море), в результате несанкционированного сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, 3 195 063 (три миллиона сто девяносто пять тысяч шестьдесят три) рубля с зачислением указанной суммы по следующим банковским реквизитам: <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи жалобы через Избербашский городской суд Республики Дагестан.

Председательствующий-судья М.М. Муртазалиев

Справка:

мотивированное решение

составлено 13.03.2019

2-83/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент Росприроднадзора по СКФО
Ответчики
МУП "Горводканал"
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
izberbashskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
12.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее