РЕШЕНИЕ
ИФИО1
07 ноября 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дарчиева М.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики о ликвидации некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Чеченской Республике»,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики (далее – Министерство, Истец) обратилось в суд с иском к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Чеченской Республике» о ликвидации по причине неэффективности (далее – Некоммерческая организация, Ответчик).
В обосновании требований указано, что Министерство является учредителем и заинтересованным лицом в ликвидации Некоммерческой организации. В настоящий момент деятельность Некоммерческой организации признана неэффективной, поскольку средний уровень собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов не может превысить 25,65%. Данное обстоятельство создает угрозу срыва выполнения региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов ЧР, что является не допустимым, так как реализация региональной программы является одной из приоритетных задач жилищно-коммунального комплекса ЧР. Решение о ликвидации Некоммерческой организации может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
В судебном заседании представители истца ФИО3-М. и ФИО4-С., действующие по доверенностям поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании устава Некоммерческой организации, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом не явились, об уважительности причин не явки не сообщили. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает правильным удовлетворить исковые требования Министерства по следующим основаниям.
Судом установлено, что Некоммерческая организация учреждена Истцом в целях формирования на территории Чеченской Республики долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов (п.2.1 Устава Некоммерческой организации и Распоряжение Правительства ЧР №-р от ДД.ММ.ГГГГ).
Решение о государственной регистрации некоммерческой организации принято Управлением Министерства юстиции России по ЧР ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по ЧР Некоммерческая организация поставлена на учёт в налоговом органе, о чём выдано свидетельство серии 20 №.
На заседании попечительского совета регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу рассмотрения эффективности деятельности Некоммерческой организации было установлено, что деятельность регионального оператора неэффективна, поскольку средний уровень собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на протяжении 3-х лет с 2015 по 2017 годы не может превысить 25,65 %. Данное обстоятельство создает угрозу срыва выполнения региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов ЧР, что является не допустимым, так как реализация региональной программы является одной из приоритетных задач жилищно-коммунального комплекса ЧР.
Из протокола заседания Попечительского совета Некоммерческой организации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что деятельность Некоммерческой организации неэффективна в связи с невозможностью увеличения уровня собираемости взносов на капитальный ремонт и, как следствие, невозможность достижений целей, ради которых он был создан. Попечительский совет решил рекомендовать учредителю ликвидировать Некоммерческую организацию.
Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение в ходе исследования судом письменных доказательств, представленных сторонами.
Огласив исковые требования, исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о ликвидации Некоммерческой организации по следующим основаниям.
Пунктом 9.3 Устава Некоммерческой организации предусмотрено, что он может быть ликвидирован если цели Регионального оператора, каковым является Ответчик, не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Регионального оператора не могут быть произведены и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно пункту 9.2 Устава Некоммерческой организации решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно подп. 5 и 6 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Пунктами 2 и 3 ст. 123.20 ГК РФ предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован, в том числе, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
С учётом исследованных в суде обстоятельств, имеются основания для ликвидации Некоммерческой организации, которой в настоящее время цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Таким образом, заявленные исковые требования о ликвидации Некоммерческой организации подлежат удовлетворению.
При этом суд отмечает следующее, что в силу п. 3 Закона № 7-ФЗ учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации
Порядок ликвидации подробно регламентирован ст. 19 Закона № 7-ФЗ.
Доказательств соблюдения процедуры ликвидации в соответствии с требованиями действующего законодательства суду не представлено.
Вместе с тем, по смыслу п. 3 ст. 18 Закона № 7-ФЗ, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда.
В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации. При этом до выполнения данного требования сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра юридических лиц. В силу действующего законодательства внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица становится возможным только после завершения процедуры ликвидации юридического лица, направленной, в том числе, на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица. Исключение сведений из ЕГРЮЛ в последующем возможно как путем подачи заявления ликвидационной комиссией (ликвидатором), так и путем подачи в последующем уполномоченным органом отдельного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики о ликвидации некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Чеченской Республике» удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Чеченской Республике».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месячного срока со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий: М.А. Дарчиев
Копия верна:
Судья: