Мировой судья – Комягина С.Г.
Судья – Оборин Л.Г. № 44-1300/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 21 сентября 2017 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление №6 плюс» Овчинникова А.Н. и его защитника Котельникова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Кунгурского судебного района Пермского края от 15.06.2017, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 25.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление №6 плюс» Овчинникова А.Н.,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Кунгурского судебного района Пермского края от 15.06.2017 директор ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинников А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 25.07.2017 постановление мирового судьи судебного участка № 4 Кунгурского судебного района Пермского края от 15.06.2017 оставлено без изменения, жалоба Овчинникова А.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 01.09.2017, Овчинников А.Н., и его защитник Котельников В.С. просят отменить обжалуемые судебные акты, указывая на то, что договором управления многоквартирным домом предусмотрена возможность повышения тарифа за содержание жилья и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, не чаще одного раза в год, при этом собственники многоквартирного дома были соответствующим образом уведомлены о повышении тарифа. Также полагает, что повышение тарифа на содержание и ремонт жилого помещения не является нарушением лицензионных требований, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и может являться основанием для привлечения соответствующего субъекта к административной ответственности, установленной статьей 14.6 названного Кодекса.
Для проверки доводов настоящей жалобы дело об административном правонарушении истребовано 05.09.2017, поступило в Пермский краевой суд 14.09.2017.
Потерпевший Ш. уведомлен о поступлении в Пермский краевой суд жалобы директора ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинникова А.Н., предоставил возражения относительно его доводов, в которых просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указав, что о повышении тарифов за содержание жилья, текущий ремонт ему и всем собственникам многоквартирного дома стало известно из квитанций, полученных после 15 сентября 2016 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения настоящей жалобы не нахожу.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статья 193 Жилищного Кодекса Российской Федерации, закрепляя перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установила, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 4 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Домоуправление №6 плюс» является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № ** от 11.06.2015, директором указанного юридического лица является Овчинников А.Н.
В рамках проверки неоднократно поступивших обращений собственника квартиры № ** дома № ** ул. **** г. Кунгура Ш., на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 26.04.2017 №**, Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований ООО «Домоуправление №6 плюс», по результатам которой 26.04.2017 установлено несоблюдение лицензиатом - ООО «Домоуправление №6 плюс» лицензионного требования, а именно в многоквартирном доме № ** по ул. **** г. Кунгура Пермского края в платежных документах, предъявленных ООО «Домоуправление №6 плюс» в сентябре, октябре 2016 года собственникам помещений многоквартирного дома, применен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, не установленный решением общего собрания собственников помещений, чем нарушены нормы действующего законодательства подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, части 7 статьи 156, части 2 статьи 157, части 4 статьи 158, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ** от 12 мая 2017 года; неоднократными обращениями Ш. в инспекцию Государственного жилищного надзора Пермского края и прокуратуру г.Кунгура Пермского края о нарушении ООО «Домоуправление №6 плюс» требований жилищного законодательства; распоряжением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 26.04.2017 № **; актом проверки от 26.04.2017 № **; договором по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома от 01.11.2013, заключенного между ООО «Домоуправление № 6 плюс» и собственниками помещений многоквартирного дома по ул. **** г. Кунгура; протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. **** г. Кунгура от 14.11.2013; протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. **** г. Кунгура от 19.12.2015; тарифами на содержание и обслуживание многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Кунгура, утвержденных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. **** г. Кунгура от 19.12.2015; предписанием от 26.04.2017, и другими имеющимися в деле доказательствами.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, мировым судьей и судьей городского суда им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ.
Установив нарушение должностным лицом директором ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинниковым А.Н. лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, мировой судья пришел выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Судья городского суда, рассматривая жалобу привлекаемого лица, согласился с выводом мирового судьи о наличии и доказанности в действиях должностного лица директора ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинниковым А.Н. состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинников А.Н., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что выявленное в ходе проверки нарушение не является нарушением лицензионных требований, и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Данный довод обоснованным признать нельзя.
Исходя из содержания приведенных выше требований пункта 3 Положения о лицензировании, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием.
В целях реализации статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Лицензионные требования, предусмотренные Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 и вышеперечисленными нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, в том числе Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, согласно подпункту "ж" пункта 4 которых на управляющую организацию возложена обязанность по начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом,деяние, совершенное директором ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинниковым А.Н., не исполнившим надлежащим образом свои служебные обязанности по соблюдению лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, правильно квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с учетом установленных обстоятельств, требований КоАП РФ и лицензионного законодательства.
Кроме этого, следует отметить, что частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области ценообразования, а именно общественные отношения, связанные с государственным регулированием цен, а также с применением порядка и правил установления, применения цен.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, составляют завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Поскольку плата за содержание и ремонт жилого помещения не регулируется государством и ее размер определяется на общем собрании собственников жилья, то в деянии Овчинникова А.Н. по увеличению в одностороннем порядке размера ее платы не имеется состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что тарифы за содержание жилья и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кунгур, ул. **** были повышены законно не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Исходя из смысла части 7 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из анализа вышеуказанных норм права в их взаимосвязи следует, что по общему правилу, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем на один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собственников помещений.
Решением от 14.11.2013 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Кунгура в указанном многоквартирном доме избран один из способов управления настоящим домом - управление управляющей организацией ООО «Домоуправление №6 плюс».
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Кунгура от 19.12.2015 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения 13,95 рублей за 1 кв.м.
Из представленных ООО «Домоуправление №6 плюс» платежных документов, следует, что в сентябре, октябре 2016 года собственникам помещений в многоквартирном доме предъявлена плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 16,20 рублей.
При этом, из материалов дела видно, что управляющей компанией не было проведено общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме с целью решения вопроса об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение вступивших в законную силу судебных актов, в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены судебных актов при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемых судебных актов не установлено.
Постановление о привлечении Овчинникова А.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Овчинникову А.Н. с применением положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьи 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Кунгурского судебного района Пермского края от 15.06.2017, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 25.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинникова А.Н., оставить без изменения, жалобу директора ООО «Домоуправление №6 плюс» Овчинникова А.Н. и его защитника Котельникова В.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда