Дело № 2-194/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Этвеш К.Н.
при секретаре Шишкиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Густокашиной Н.Н. к Серых Т.В. об оспаривании решений общего собрания собственников жилых помещений, оформленных протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском к Серых Т.В. обратилась Густокашина Н.Н., которая после уточнения исковых требований просила признать решения общего собрания собственников помещений по вопросам 4, 5, 6. оформленные протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, недействительными (ничтожными), применить последствия ничтожных решений (ничтожной сделки); признать решение общего собрания собственников помещений по вопросу 3, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным (ничтожным) в целом; признать решение общего собрания собственников помещений по вопросу 7, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным (ничтожным) в части хранения подлинников протоколов собраний с приложениями в архиве ТСЖ «101».
В обоснование иска указывалось, что Густокашина Н.Н. в настоящее время является собственником <адрес> по адресу: <адрес> а также до 03.12.2018г. являлась собственником <адрес> этом же доме.
С 25 февраля по 05 марта 2018 года в вышеуказанном многоквартирном доме, было проведено общее собрание собственников помещений в заочной форме. Решения по вопросам повестки дня принимались с 17 часов 25 февраля по 05 марта 2018г. В соответствии с ЖК РФ истец обладал правом на голосование на общем собрании собственников помещений МКД, обладал для голосования количеством голосов в размере - 78.4кв.м (площадь квартир: №,5 кв.м; № кв.м).
По протоколу собрания и по бюллетеням для голосования - на повестку общего собрания собственников помещений были вынесены 7 вопросов:
1. Избрание рабочего органа для ведения собрания
2. Утверждение заочной формы проведения собрания.
3. Выбор способа расчетов собственниками помещений МКД за коммунальные услуги путем перечисления денежных средств непосредственно РСО через систему сбора платежей Город
4. Начисление за потребленное количество горячей воды и тепла на подогрев горячей воды производить по показаниям ОДПУ (общедомовых приборов учета).
5. Оказание собственникам услуг по выдаче справок, выписок, копий и других информационных услуг только при отсутствии задолженности.
6. Расходы, связанные с рассмотрением судебных дел с должниками, оплачивает должник через квитанцию в услуге «Прочие расходы».
7. Хранение протоколов собраний, протоколов заседаний правления, документации деятельности ТСЖ «101» в подвале дома в помещении архива ТСЖ «101».
Инициатором данного общего собрания собственников помещений являлась Серых Т.В., собственник <адрес>.
В соответствии с протоколом, изготовленным по результатам голосования, в общем собрании приняли участие 67 собственников (представители по доверенности), обладающих 70,25 голосов (2 372,7 м2 жилой площади дома) из 100 голосов (всего 94 собственника, площадь МКД - 3 377,6 кв.м)
В протоколе указано, что по результатам голосования были приняты решения по всем вопросам повестки дня большинством голосов собственников, принявших участие в собрании.
Истец принимала участие в данном заочном собрании, по вопросам 4, 5,6 повестки дня голосовала «Против», по вопросам 2 и 7 - голосовала «Воздержалась».
С решениями, оформленными протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. истец не согласна, считает, что собрание проведено с существенными нарушениями обязательных требований закона. Решения собственников, принятые по предложенным инициатором общего собрания вопросам, не входят в компетенцию общего собрания собственников, которая установлена ст.44 ЖК РФ. Решения собственников фактически изменяют правовой порядок, установленный Федеральными Законами РФ (ЖК РФ, ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» ).
По вопросу 3 - «Выбор способа расчетов собственниками помещений МКД за коммунальные услуги путем перечисления денежных средств непосредственно РСО через систему сбора платежей Город».
Собственники <адрес> <адрес> всегда платили за жилищно-коммунальные услуги напрямую РСО и исполнителям услуг, решение по данному вопросу было принято на общем собрании в 2009-2010 г.г.
В вопросе указано «коммунальные услуги», но не указано какие именно. В соответствии с Правил №354 оплата коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества (СОИ), должна производиться через исполнителя.
В вопросе указано «Выбор способа расчетов собственниками», но выбор не был предоставлен. У собственников есть, как минимум, 7 способов оплаты за ЖКУ и ограничивать их одним способом оплаты не законно. Данное решение лишает истца и других собственников права выбора, установленного ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» и другими Федеральными Законами и Правилами.
В ходе рассмотрения данного дела истцу стало известно от управляющих компаний, что данный вопрос был поставлен в повестку дня с целью уйти от обязанности организовывать прием оплат через онлайн-кассы.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Исключительные случаи предусмотрены ч. 2 ст. 2 № 54-ФЗ. управляющие компании и товарищества собственников жилья к ним не относятся. В соответствии с законодательством все управляющие организации и ТСЖ обязаны были в 2018 году (срок был перенесен на июнь 2019г.) организовать онлайн-кассы для приема оплат за ЖКУ. Считаю, что с помощью данного решения ТСЖ пыталось уйти от обязанности организовывать онлайн-кассу, но это обязанность, а не право. Фактически данное решение направлено на поддержку агентов и операторов Системы Город (Сбербанк. Почта России и т.п.) и нарушает права истца на оплату через онлайн-кассу в управляющую организацию без комиссии.
Истец проголосовала по данному вопросу «Воздержалась», так как суть и смысл данного вопроса ей был не понятен, пояснений не было предоставлено, так как частично данное решение законно (это один из способов оплаты), но в целом - решение нарушает законные права и интересы как истца, так и всех собственников, так как ограничивает выбор.
По вопросу 4 - «Начисление за потребленное количество горячей воды и тепла на подогрев горячей воды производить по показаниям ОДПУ (общедомовых приборов учета)».
Инициатор общего собрания поставил перед собственниками на разрешение вопрос о порядке начисления платы за коммунальную услугу Горячее водоснабжение (Вода+Подогрев)
Порядок и формулы расчета платы за горячее водоснабжение установлен Правительством РФ в Правилах № 354.
Собственники дома с подачи инициатора собрания приняли решение по вопросу, который относится к исключительной компетенции Правительства РФ. В соответствии с правовой позицией Пленума ВС РФ и ВС РФ у собственников нет обязанности устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета тепловой энергии на горячее водоснабжение, такие приборы учета не могут являться расчетными в силу закона.
Решение по данному вопросу, изменяет порядок начисления платы за горячее водоснабжение, установленный ст.157 ЖК РФ и Правилами, утвержденными Правительством РФ от 06.05.2011г. №354. Решение по данному вопросу нарушает законные права и интересы истца и всех собственников МКД и способствует неосновательному обогащению РСО (монополиста) в неотопительный период за счет истца и собственников дома и неосновательному обогащению собственников квартир большой площади (12 двухкомнатных квартир в доме) в отопительный период. Убытки истца только за период с марта по ноябрь 2018 года составляют 6 675.77 руб. (по кв.29 - 4 201,12руб.: по кв.77 - 2 474,65руб.). Истец голосовал по вопросу 4 - «Против».
По вопросу 5 - «Оказание собственникам услуг по выдаче справок, выписок, копий и других информационных услуг только при отсутствии задолженности».
Фактически инициатор общего собрания поставил перед собственниками на разрешение вопрос об отмене обязательных требований Федеральных законов и Правил о предоставлении собственникам и потребителям информации - Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей», ЖК РФ, Правил №354 и №491. Правил, утв. Постановлением правительства РФ от 15.05.2013г. № 416, Стандарта раскрытия информации и других нормативно-правовых актов РФ. Решение по данному вопросу нарушает законные права собственников и потребителей на получение необходимой достоверной информации в установленные законом сроки.
Истец голосовал по вопросу 5 - «Против»
По вопросу 6 - «Расходы, связанные с рассмотрением судебных дел с должниками, оплачивает должник через квитанцию в услуге «Прочие расходы»».
В соответствии с частью 4 ст. 137 ЖК РФ - «Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательства по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов». Кроме того, нормами ГПК РФ установлено, что только суд решает вопрос о возмещении и о размере возмещения судебных издержек и расходов.
Инициатор общего собрания поставил перед собственниками на разрешение вопрос о порядке взимания судебных издержек и расходов. Инициатор общего собрания предложил собственникам принять решение, которое относится к исключительной компетенции суда.
Истец голосовал по вопросу 6 - «Против»
По вопросу 7 - «Хранение протоколов собраний, протоколов заседаний правления, документации деятельности ТСЖ «101» в подвале дома в помещении архива ТСЖ «101».
В соответствии с ч.1 ст.46 ЖК РФ инициатор общего собрания обязан не позднее, чем через 10 дней, предоставить протокол собрания со всеми приложениями в управляющую организацию (в ТСЖ). В соответствии с ч.1.1 ст.46 ЖК РФ управляющая организация или ТСЖ обязаны в течение 5 дней (с момента получения протокола с приложениями от инициатора собрания) направить подлинники решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения. Считает, что вопрос поставлен в повестку дня в части места хранения протоколов собраний незаконно.
Вопросы 3 и 7, доведенные до собственников помещений, не позволяли дать однозначного ответа «За», «Против», «Воздержался», а принятые по ним решения могут толковаться двояко.
Истец воздержался от принятия решений по вопросам 3 и 7 повестки дня именно по вышеуказанным причинам - вопросы сформулированы не корректно, принятие решений по вопросам 3 и 7 (в части) не входят в компетенцию общего собрания.
Допущены существенные нарушения обязательных требований ЖК РФ, Требований и Порядка при подсчете голосов, при оформлении прокола собрания, при размещении документов собрания в системе ГИС ЖКХ, а именно: в протоколе собрания указано, что в собрании приняли участие 67 собственников (представители по доверенности). Эта запись означает, что к протоколу должны быть приложены 67 доверенностей, но в перечне прилагаемых к протоколу документов нет доверенностей вообще и в протоколе счетной комиссии также нет указаний о наличии доверенностей.
Нарушены обязательные требования п/п д) п.19 Требований- «Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании». Третьей стороной по делу представлены копии доверенностей (не заверенные) в материалы дела. Но в протоколе общего собрания и в протоколе счетной комиссии нет указаний на наличие доверенностей в документах по данному собранию.
Нарушены требования и.и. 13 и 20 Требований - «Все приложения к протоколу общего собрания подлежат нумерации. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указывается на первом листе документа» (п.20). В протоколе общего собрания после указания на общее количество присутствующих делается отметка «Список прилагается»
Нарушены обязательные требования п.21 Требований - «Реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц и дату ее проставления». Протокол №, скачанный из ГИС ЖКХ не содержит собственноручных дат проставления подписей.
В судебном заседании истец Густокашина Н.Н. настаивала на удовлетворении своих уточненных требований в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель третьего лица ТСЖ «101» Масалова Л.А., возражала против удовлетворения исковых требований Густокашиной Н.Н. В обоснование своих возражений указывала, что в общем собрании от 06.03.2018г. приняли участие 67 собственников из 94. Кворум имеется. Более 2/3 собственников вынесли свое решение письменно. Подавая иск на недействительность решений собственников, истец обязан был уведомить всех о своем намерении. Незнание телефонов не снимает ответственности, пройти по квартирам или в общедоступных местах она обязана была предупредить о намерении. Истец нарушила порядок досудебного разбирательства.
Недействительность решения общего собрания признается на основаниях: во время проведения собрания были нарушения равенства прав участников собрания, был нарушен порядок проведения собрания, лицо, которое проводило собрание, не имело полномочий, допущены нарушения ьо время заполнения протокола общего собрания.
Для признания решения собрания недействительным, необходимо наличие нарушений норм закона, которые были допущены при принятии решения: во время голосования были нарушены права голосующих; не было кворума для голосования; решение принято в обход повестки дня и компетенции собрания; решение является противоречащим нормам нравственности и правопорядка.
Суд, с учетом всех обстоятельств дела, вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Часть 2 ст. 44 ЖК установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания. Этот перечень не является исчерпывающим, т.к. собрание вправе решать и иные вопросы, указанные в других статьях Кодекса. Перечень не является закрытым: иные вопросы, относимые к компетенции общего собрания, могут быть определены, как предусматривает п.5 ч.2 ст.44, Жилищным Кодексом РФ.
Определенные вопросы, связанные с «жизнью» многоквартирных домов - ремонт, обслуживание, аварийные ситуации и т.п., - решаются общим собранием собственников помещений. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления домом (ч.1 ст.145 ЖК РФ).
По вопросу 3 собрания. С основания дома собственники за потребленные коммунальные ресурсы рассчитываются напрямую в РСО через систему сбора платежей «Город» минуя расчетный счет ТСЖ. Необходимость согласования общим собранием вызвана требованиями РСО.
3 июля 2018 года вступил в силу федеральный закон №192-ФЗ, который внес поправки, касающиеся применения кассового аппарата в сфере ЖКХ. В пункте 4 статьи 4 этого закона указано, что организации и индивидуальные предприниматели при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
Согласно письма Минфина от 25.07.2018г. № 03-01-15/52272 прием ТСЖ взносов от его членов не является расчетом по смыслу федерального закона № 54-ФЗ и не требует применения ККТ.
По вопросу 4 собрания. Способ начислений за потребленное количество горячей воды и тепла на подогрев г.в. по показаниям ОДПУ в доме утвержден решением суда по делу №, которое вступило в силу. Собственникам предложено дать согласие начислять по показаниям ОДПУ (по факту) в соответствии с решением суда, а не по нормативу.
По вопросам 5,6 собрания. ТСЖ это общество, все собственники имеют равные права и обязанности. Содержать свою долю общего имущества в доме - это обязанность каждого собственника (п. 3 ст. 30 ЖК РФ). Не оплачивая содержание, собственник нарушает закон и принцип равноправия. В необходимой (в соответствии с законом) информации истцу никто не отказывал.
По вопросу 7 собрания. Вопрос о хранении документов ТСЖ был включен в повестку дня, не нарушая требования об обязательном предоставлении подлинника протокола в Госинспекцию. в соответствии с ч. 1 ст.46 ЖК РФ.
Ответчик Серых Т.В., представитель третьего лица УК «Первая», надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия (ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 2 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации проводимые, помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Согласно ч. 5 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования, дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В силу ч.1 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений (1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; 2) приятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; 3) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства; 4) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 5) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 6) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания), которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
В соответствии с ч. 6 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
В соответствии со ст. 48 Жилищного Кодекса РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
По настоящему делу установлено, что истец и ответчик являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес>.
По инициативе Серых Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проведено общее собрание собственников, итоги которого оформлены протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из обжалуемого протокола в собрании приняли участие 67 собственников, являющиеся собственниками 2 372,7 кв.м.
Общая площадь многоквартирного жилого дома по <адрес> составляет 3 377,6 кв.м., то есть в голосовании приняли участие собственники 70,25% площади дома.
В ходе рассмотрения дела наличие кворума истцом не оспаривалось.
По вопросу 3 повестки дня большинством собственников выбран способа расчетов собственниками помещений МКД за коммунальные услуги путем перечисления денежных средств непосредственно РСО через систему сбора платежей Город.
Внесение плата за жилье и коммунальные услуги регламентируется ст. 155 ЖК РФ.
В ст. 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом (ресурсоснабжающая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг) и с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья (расчеты за коммунальные услуги напрямую, минуя управляющую организацию).
Решение общего собрания по вопросу № 3 не противоречит положениям ст. 155 ЖК РФ, следовательно, является законным.
Доводы истца о нарушении ее прав на выбор способа оплаты судом во внимание не принимаются, поскольку из пояснений самого истца следует, что собственники <адрес> всегда платили за жилищно-коммунальные услуги напрямую РСО и исполнителям услуг, решение по данному вопросу было принято на общем собрании в 2009-2010, таким образом, довод истца о том, что при принятии в 2018 году аналогичного решения, по сути своей дублирующего ранее состоявшиеся решения и по факту не изменяющего сложившийся в <адрес> порядок оплаты за жилье и коммунальные услуги, нарушаются ее права, предоставленные ей ЖК РФ, судом оценивается критически.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Таким образом, истец Густокашина Н.Н., воздержавшаяся от голосования по вопросу № 3 повестки дня, правом на обжалование решения по этому вопросу не наделена, поскольку ее волеизъявление, как то следует из бюллетеня голосования никем не нарушено.
По вопросу № 4 повестки дня большинством голосовавших собственников принято решение о начислении за потребленное количество горячей воды и тепла на подогрев горячей воды производить по показаниям ОДПУ (общедомовых приборов учета).
В силу положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включают в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом, исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 61 п.2 ГПК РФ не должны рассматриваться обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебный постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула по делу № по иску Густокашиной Н.Н. к ТСЖ «101» о защите прав потребителей установлено, что
Застройщик в 2008г. сдал в эксплуатацию дом по <адрес> уже с готовой системой приготовления горячей воды в доме, система является общедомовым имуществом всех собственников дома, которые приняли её в долевую собственность при принятии своей квартиры (ст.36 Жилищного Кодекса РФ).
На вводе в здание в помещении индивидуального теплового пункта выполнен водомерный узел, оборудованный счетчиком учета воды. Система горячего водоснабжения выполнена с нижней разводкой с циркуляцией горячей воды в магистралях и стояках, с закольцовкой горячего водоснабжения по чердаку.
В августе 2016г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» комиссией оформлен акт ввода в эксплуатацию приборов учета, установленных на оборудовании системы приготовления горячей воды, которое является общедомовым имуществом (пп.е.2) п. 32 Правил. Импульсы от этих счетчиков передаются в тепловычислитель, который выдает распечатки отдельно Р-подача (общее количество поступившего в дом теплоносителя) и ГВС с циркуляцией (количество потребленной воды и тепла на подогрев). Данные для начислений собственникам и для расчета РСО берутся из распечаток тепловычислителя, все счетчики поверены, соответствуют требованиям Закона от 26.06.2008г. № 102-ФЗ. Право собственности на теплоноситель наступает в соответствии с актом балансовой принадлежности при переходе теплоносителя через коммерческий учет (тепловычислитель).
«Коллективный (общедомовой) прибор учета» (ОДПУ) – это средство измерения (совокупность средств) для определения объемов комм, ресурс, поданного в многоквартирный дом.
Средство измерения расхода горячей воды и тепла на подогрев горячей воды, поданной в <адрес> является ОДПУ.
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. ТСЖ «101» является исполнителем в части предоставления услуги по горячей воде.
ТСЖ «101» в соответствии с п 32 пп. е2) Правил № 354 установило ОДПУ учета горячей воды и тепла на подогрев г.в. подачи в дом, как имеющее в соответствии с законом 263-ФЗ от 23.11.2009г. и п.31с) Правил №354 обязанность установки данного ОДПУ.
Система ОДПУ учета горячей воды и подогрева горячей воды введена в эксплуатацию двухсторонним актом от 06.02.2009г.
В соответствии с актом повторного допуска система ОДПУ в эксплуатацию (по требованию Госинспекции) с привлечением специализированной организации АО «Барнаульская генерация» (ресурсоснабжающая теплом) соответствует требованиям п31 с) и п.32 пп. е2 Правил 354 в части обеспечения единства измерений.
На основании вышеизложенного система ОДПУ учета горячей воды и подогрева горячей воды является расчетной.
Суд согласился с доводами ответчика по делу № – ТСЖ «101» о том, что при начислении потребителям, собственникам квартир <адрес> за потребления горячей воды и тепла на подогрев горячей воды в формуле 20 постановления 354 должна применяться не величина удельного расхода тепла на подогрев г.в. нормативной величины q = 0,065 Гкал/куб.м.г.в., а величина удельного расхода тепла на подогрев г.в., определенной по показаниям ОДПУ.
Как указано в общих положениях Правил №354, "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для. расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В данном случае система приборов учета присутствует и при расчетах ТСЖ «101» обязано использовать в формуле 20 постановления 354 величину удельного расхода тепла на подогрев горячей воды по показаниям ОДПУ горячей воды.
Поскольку указанные обстоятельства уже являлись предметом рассмотрения суда с участием тех же лица, что и при рассмотрении данного дела, суд приходит к выводу о преюдициальности ранее установленных судом обстоятельств и доводы истца Густокашиной Н.Н., направленные на переоценку указанных выше обстоятельств, во внимание не принимает.
В связи с изложенным оснований для признания решения общего собрания по вопросу № 4 повестки дня недействительным либо ничтожным у суда не имеется.
По вопросу № 5 повестки дня большинством голосов собственников принято решение о том, что оказание собственникам услуг по выдаче справок, выписок, копий и других информационных услуг возможно только при отсутствии задолженности.
В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о ничтожности оспариваемого решений общего собрания по вопросу № 5 повестки дня, поскольку оно противоречит вышеназванным положениям закона и приняты общими собраниями собственников помещений многоквартирного дома по вопросам, не относящихся к компетенции данного собрания (ст. ст. 44, 117 ЖК РФ).
По вопросу № 6 повестки дня большинством собственников принято решение о том, что расходы, связанные с рассмотрением судебных дел с должниками, оплачивает должник через квитанцию в услуге «Прочие расходы»».
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 5 части 2 названной выше статьи к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Таким образом, действующее законодательства не предусматривает закрытый перечень вопросов, которые могут ставиться на повестке дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем общее собрание собственников многоквартирного дома было правомочно утвердить порядок оплаты денежных средств понесенных при рассмотрении судебных дел.
Довод истца о том, что вопрос возмещения судебных расходов вправе решать только суд, во внимание не принимается, поскольку из формулировки вопроса № 6 не следует, что общее собрание собственников решило взыскивать либо удерживать с должников понесенные судебные расходы. Данным решение собственники определили технический порядок оплаты понесенных расходов – через квитанцию. Наименование услуги – «прочие расходы» прав истца не нарушает.
По вопросу № 7 повестки дня большинством собственников принято решение о выборе места хранения протокола общего собрания в помещении архива ТСЖ «101».
В соответствии с п. 1.1 ст. 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Согласно п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Таким образом, истец Густокашина Н.Н., воздержавшаяся от голосования по вопросу № 7 повестки дня, правом на обжалование решения по этому вопросу не наделена, поскольку ее волеизъявление, как то следует из бюллетеня голосования никем не нарушено.
Кроме того, из формулировки решения не следует однозначный вывод о том, что речь идет именно подлинных экземплярах указанных в решении документов, при этом судом установлено, что, подлинник протокола общего собрания от 06.03.2018 был направлен в Госинспекцию, откуда и поступил по запросу суда, в связи с чем существенных нарушений при принятии оспариваемого решения № 7 судом не усматривается и оснований к его отмене не имеется.
На основании ст. 98 ГПК РФ при удовлетворении судом нематериального требований с ответчика в пользу истца взыскивается 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение общего собрания собственников жилых помещений <адрес> в <адрес> оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу № 5 повестки дня ничтожным.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Серых Т.В. в пользу Густокашиной Н.Н. 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья К.Н. Этвеш