судья Оконов В.Э. дело № 33а-453/2020
2а-55/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 23 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Говорова С.И. и Сангаджиевой Б.Т.,
при секретаре Курмангазиевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-55/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Калмыкия к Баглиеву Виктору Анчкаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе административного ответчика Баглиева В.А. на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 30 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т. об обстоятельствах дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Калмыкия (далее – Межрайонная ИФНС № 3 по РК, налоговый орган) обратилась в суд с иском, указав, что Баглиев В.А. является плательщиком транспортного налога. Добровольно обязанность по уплате налога на основании налоговых уведомлений и требований за 2016 г., 2017 г. и пени административным ответчиком не исполнена. Определением мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 15 ноября 2019 года отменен судебный приказ от 06 сентября 2019 года о взыскании с Баглиева В.А. задолженности по налогам. В связи с этим просит взыскать с Баглиева В.А. задолженность по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы в размере 25200 руб. и пени на сумму 368 руб. 34 коп.
Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 30 марта 2020 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 3 по РК удовлетворено. Взыскана с Баглиева В.А. задолженность по налогам и пени в сумме 25 568 руб. 34 коп., из них транспортный налог - 25200 руб. и пени - 368 руб. 34 коп., а также государственная пошлина в доход бюджета Лаганского районного муниципального образования РК в размере 967 руб. 05 коп.
В апелляционной жалобе административный ответчик Баглиев В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на то, что он не получал уведомление № ****от 04.07.2018 года о добровольной уплате налогов, поэтому не был уведомлен о наличии задолженности и ее размере. Он не является собственником данной автомашины, поскольку в 1997 г. на основании договора мены данный автомобиль был отчужден акционерной компании «Лаганьфермер сервис». С момента заключения договора мены, акционерная компания «Лаганьфермер сервис» должна была оплачивать транспортный налог. В настоящее время акционерная компания «Лаганьфермер сервис» прекратила свою деятельность. С 1997 г. административный истец не предъявлял ему требования и претензии по поводу задолженности по транспортному налогу. Кроме того, объект налогообложения сгорел, однако представить документы, подтверждающие данные обстоятельства, не представляется возможным в связи с введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. Также ссылается на необходимость применения исковой давности к данным правоотношениям.
В письменных возражениях начальник Межрайонной ИФНС № 3 по РК Муев В.А. просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Баглиев В.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился в суд по неизвестной причине.
Представитель административного истца обратился к суду с ходатайством о рассмотрении апелляционной жалобы Баглиева В.А. без его участия, в котором поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на жалобу.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).
По смыслу приведенных норм права, как правило, плательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
Как установлено судом, административный ответчик Баглиев В.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и имеет в собственности подлежащее налогообложению транспортное средство - КАМАЗ-5320 с государственным регистрационным знаком А 153 АА 08 с 21 мая 1996 г., что подтверждается карточкой учета транспортного средства от 27 декабря 2019 г.
Как собственник транспортного средства административный ответчик был обязан уплатить транспортный налог за 2016, 2017 годы в соответствии с пунктом 1 статьи 356, статьями 359, 361 Налогового кодекса РФ и Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2014 г. №79V-З «О транспортном налоге».
В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса РФ налоговый орган направил Баглиеву В.А. налоговое уведомление №**** от 04.07.2018 года о необходимости уплаты транспортного налога до 03 декабря 2018 года за транспортное средство КАМАЗ-*** с государственным регистрационным знаком ****, за периоды 2016 и 2017 г.г. на общую сумму 25200 руб., о чем подтверждается Списком отправленных заказных писем №*** от 12 июля 2018 г.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № *** об уплате транспортного налога на сумму 25200 руб. и пени в размере 368 руб. 34 коп. по состоянию на 30 января 2019 года в срок до 26 марта 2019 года.
Поскольку недоимка по транспортному налогу, а также пени, начисленные за неуплату налогов в установленные сроки Баглиевым В.А. не уплачены, то 24 марта 2020 г. МИФНС №3 по РК обратилась в суд с иском о взыскании с него недоимки и пени по налогам за 2016 и 2017 г.г. в общей сумме 25 568 руб. 34 коп. в принудительном порядке.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами налогового законодательства, проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Баглиева В.А. задолженности по транспортному налогу. При этом суд правомерно исходил из того, что ответчик, являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по его уплате в указанные в уведомлении и требовании налогового органа размере и в срок. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, изложены в решении с достаточной полнотой.
Проверив расчет налогов и пени по транспортному налогам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении транспорта, поэтому расчет является арифметически верным.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Срок исполнения требований налогового органа об уплате транспортного налогов и пени № 832, направленных в адрес налогоплательщика, был установлен соответственно до 26 марта 2019 года.
Определением мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 15 ноября 2019 года, выданный на основании заявления налогового органа судебный приказ от 06 сентября 2019 года, был отменен.
С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС № 3 по РК обратилась в Лаганский районный суд Республики Калмыкия 24 марта 2020 года.
Таким образом, налоговым органом нарушений сроков на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье и с административным исковым заявлением в суд не допущено.
Указанные обстоятельства дела свидетельствуют о законности и обоснованности вынесенного судом по данному делу решения и отсутствии оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не является собственником транспортного средства на основании договора мены от 25 февраля 1997 года, а само транспортное средство сгорело, несостоятельны.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора мены от 25 февраля 1997 года, на который ссылается административный ответчик) собственники автомототранспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях указанными транспортными средствами (далее - владельцы транспортных средств), были обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
При этом в силу пункта 3.11. Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции, утвержденных приказом МВД РФ от 26.11.1996 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств" (редакция по состоянию на 25 февраля 1997 года) на собственников либо лиц, от имени собственников пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, также возлагалась обязанность по снятию транспортных средств с учета перед заключением договора о прекращении (отчуждении) права собственности на транспортные средства.
Между тем, как видно из имеющейся в деле карточки учета транспортного средства от 27 декабря 2019 г., снятие с учета автомобиля КАМАЗ-*** с государственным регистрационным знаком *** зарегистрированного за Баглиевым В.А. с 21 мая 1996 года, собственником автомобиля либо уполномоченным им лицом в связи с отчуждением либо возникновением иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных, до настоящего времени не произведено.
При таких данных вывод суда о законности и обоснованности действий налогового органа по начислению транспортного налога и направлению уведомлений и требований об уплате Баглиеву В.А. транспортного налога следует признать правильным.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения вынесенного по делу судебного постановления не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Учитывая изложенное, вынесенное по делу решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л:
решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 30 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Баглиева В.А. без удовлетворения
Председательствующий |
Л.Л. Лиджеева |
Судьи |
С.И. Говоров |
Б.Т. Сангаджиева |