Решение по делу № 2-2010/2018 ~ М-1000/2018 от 28.03.2018

Дело № 2-2010/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2018 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Мамедовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысковой Т.С., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании права на первоочередное получение земельного участка,

установил:

Лыскова Т.С., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО3 обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту - Департамент) о признании права на первоочередное получение земельного участка, о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО6 является ребенком-инвалидом, срок инвалидности установлен до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Семья, в состав которой входит ребенок-инвалид проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <Адрес>. В доме общей площадью 53,1 кв.м. постоянно зарегистрировано 7 человек, но фактически проживают 8 человек. Истец обращался в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. По результатам рассмотрения заявления получен отказ, в связи с тем, что ФИО6 не имеет права на получение земельного участка, поскольку не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просит заявленные требования удовлетворить.

Истец – Лыскова Т.С. – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 94), представителя не направил.

От представителя истца поступили письменные пояснения по иску, из содержания которых следует, что истец зарегистрирован и постоянно проживает в жилом доме по адресу: <Адрес>, общей площадью 53,1 кв.м., всего в доме зарегистрировано 7 человек, фактически проживает 8 человек. Лысковой Т.С., ФИО7, несовершеннолетнему ФИО3 и ФИО8 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение площадью 22.9 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес>, которое решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано аварийным, непригодным для проживания. ФИО9 принадлежит доли квартиры по <Адрес> общей площадью 45,7 кв.м., а также жилой дом, площадью 45, 7 кв.м. по адресу: <Адрес>, который заключением ООО «Калистрат» от ДД.ММ.ГГГГ также признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Других жилых помещений на праве собственности у несовершеннолетнего ФИО3 и членов его семьи нет. Общая площадь всех жилых помещений принадлежащих членам семьи истца, состоящей из восьми человек без учета аварийного и непригодного для проживания жилья составляет 62,24 кв.м., следовательно, на каждого проживающего приходится 7,78 кв.м., что меньше учетной нормы. На основании изложенного, просит исковые требований удовлетворить (л.д. 71-72).

Ранее в судебном заседании представитель истца указал, что, действительно, у каждого из родителей несовершеннолетнего ФИО7 имеется по земельному участку предназначенному для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, родители намерены продать один земельный участок, а на вырученные от продажи денежные средства построить дом на предоставленном участке.

Ответчик – Департамент земельных отношений – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 96), ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 113). Ранее представил отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям (л.д. 58-61). Доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем, нормы ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применимы, быть не могут.

Суд, изучив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, пояснения представителя истца, мнение ответчика, исследовав материалы дела, считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К числу социальных гарантий относятся и обозначенные положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако, указанная норма (статья 17 названного Закона) поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Лыскова Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью несовершеннолетнего ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который признан ребенком-инвалидом, инвалидность установлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ Данный факт подтверждается свидетельством о рождении, копией паспорта, справкой л.д. 4-6).

ДД.ММ.ГГГГ, действуя в лице представителя, Лыскова Т.С. обращалась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 65-66).

Решением Начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за истцу отказано в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка на основании п. 2.11.3, п. 2.11.6 Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений Администрации г. Перми муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности", утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 04.09.2015 г. № 625. Причинами, послужившими основанием для отказа явилось то, что схема земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Кроме того, истец не имеет права на получение земельного участка, поскольку не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ. Постановку на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма осуществляет Управления жилищных отношений администрации г. Перми, по сведениям которого, ФИО6 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит (л.д. 7-8).

В ответ на судебный запрос УЖО администрации г.Перми предоставлена информация о том, что Лыскова Т.С. , ФИО6 не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми (л.д. 56).

Учитывая, что действующее законодательство право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам ставит в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд приходит к таким выводам в силу следующего.

Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст. 50)

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50).

Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

При принятии решения суд учитывает, что порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями ст. 39.14 Земельного кодекса РФ. При этом из анализа положений приведенной нормы, в частности п. 6 следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданам права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в рамках данной процедуры, осуществляется, если право на такое приобретение основано в соответствии с Земельным кодексом РФ.

В ст. 39.16 Земельного кодекса РФ сказано, что возможен отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно подп. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Лыскова Т.С. , ФИО6 на жилищном учете не состоят, основания для постановки истца на жилищный учет, отсутствуют, следовательно, истец не имеет право на первоочередное предоставление земельного участка.

Из выписок Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему истцу ФИО3, ФИО8 на праве общей долевой собственности недвижимого имущества принадлежит – по доли в праве (л.д. 48, 84-85, 86-87), ФИО9 доли в праве (л.д. 50), Лысковой Т.С. доли в праве (л.д. 53-54) по адресу: <Адрес>.

Указанное жилое помещение имеет общую площадь 22,9 кв.м. и принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3, Лысковой Т.С., ФИО9 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием заемных средств, а также договора дарения с соглашением об определении доли, выданном ДД.ММ.ГГГГ

Согласно распоряжению Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес>, согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 31).

На основании изложенного, суд соглашается в доводами истца о том, что при определении нуждаемости в жилье указанное жилое помещение учету не подлежит.

Несовершеннолетний ФИО6 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в индивидуальном жилом доме по адресу: <Адрес> (л.д. 5 оборот).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество ФИО10 принадлежит – доли в праве, ФИО18 (Баяндиной) Т.С. – ? доли в праве на жилой дом общей площадью 53,1 кв.м. и земельный участок общей площадью 1 063 кв.м., расположенные по адресу: <Адрес> (л.д. 75-76, 77-79).

Из справки ГУП ЦТИ по <Адрес> следует, что ФИО18 (Баяндиной) Т.С., ФИО10, ФИО11, ФИО12 на праве долевой собственности недвижимости принадлежит квартира, расположенная по адресу: <Адрес> общей площадью 44,5 кв.м.

ФИО9 на праве совместной собственности недвижимости принадлежит квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, <Адрес>л.д. 11). Документов об общей площади данной квартиры не представлено. Вместе с тем, из справки о регистрации ООО «РЦ «Горизонт» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по указанному адресу: <Адрес> зарегистрирован следующий состав семьи - ФИО13 (ответственный собственник) и ФИО14 (сын) (л.д. 74).

Кроме того, из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-52), ФИО9 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 851 кв.м., вид разрешенного строительства – для индивидуального жилого дома, жилое помещение общей площадью 45,7 кв.м. по адресу: <Адрес>. Данный также факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 30).

Несмотря на неоднократное разъяснение истцу положений ст. 56 ГПК РФ, иные доказательства в обоснование нуждаемости в улучшении жилищных условий в материалы дела не представлено и судом не исследовалось.

Таким образом, в пользовании истца и членов его семьи фактически имеются следующие жилые помещения: квартира, расположенная по адресу: <Адрес> общей площадью 44,5 кв.м., жилой дом общей площадью 53,1 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, жилое помещение общей площадью 45,7 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес>, следовательно, даже без учета жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <Адрес> принадлежащей ФИО15 (о правообладателях и общей площади которой в материалы дела не представлено сведений), в пользовании у истца и членов его семьи имеется общей площади жилых помещений, из расчета: 44,5 + 45,7 + 53, 1 = 143,3 кв.м.

Истец утверждает и доказательств обратного суду не представлено и судом не исследовалось, что членами семьи истца являются 8 человек (письменные пояснения по иску, л.д. 71-72), то на долю каждого члена семьи приходится по 17,9 кв.м.

Таким образом, истец не относится к числу лиц, имеющим право быть принятым на жилищный учет, поскольку обеспечен жилой площадью более учетной нормы.

Доводы истца о том, что для определения нуждаемости не подлежит учету жилое помещение общей площадью 45,7 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес>, суд признает несостоятельными, поскольку доказательств признания указанного индивидуального жилого дома аварийным и подлежащим сносу суду не представлено и судом не исследовалось.

Истец указывает, что жилой дом, площадью 45, 7 кв.м. по адресу: <Адрес>, заключением ООО «Калистрат» от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 24-29).

Суд признает указанное заключение недопустимым доказательством в подтверждение такого значимого для дела обстоятельства как признание дома аварийным и подлежащим сносу.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее также – Положение).

Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).

По смыслу приведенных нормативных положений, решение вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о сносе дома и отселению жильцов.

Доказательств признания межведомственной комиссией жилого дома аварийным и подлежащим сносу в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд учитывает это жилое помещение для определения нуждаемости в жилье.

При названных обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемое решение принято должностным лицом Департамента земельных отношений администрации г.Перми в пределах его полномочий, предусмотренных Положением о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ; основанием для принятия оспариваемого решения послужило несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям, предусмотренным ст. 11.9, ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, а также требования установленные в п.п. 2.11.3 Административного регламента, суд считает, что в удовлетворении искового заявления Лысковой Т.С. действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3 о признании за ФИО6 о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Лысковой Т.С. , действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о признании права на первоочередное получение земельного участка, отказать в полном объеме.

Решение в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий                     (Е.Г. Курнаева)

2-2010/2018 ~ М-1000/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лыскова Татьяна Сергеевна в интересах н/л Лыскова Тимура Дмитриевича
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Муниципальное образование г. Пермь
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Курнаева Е.Г.
28.03.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2018[И] Передача материалов судье
30.03.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.06.2018[И] Предварительное судебное заседание
11.07.2018[И] Судебное заседание
31.07.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее