Решение по делу № 2-1701/2020 от 12.03.2020

Дело № 2-1701/2020

УИД 44RS0001-01-2020-001292-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2020 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,

при секретаре Приказчиковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Костромы Андроновой Е.В. гражданское дело по иску прокурора Солигаличского района в интересах Серогодской Н.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении расходными материалами, взыскании расходов на приобретение тест-полосок,

установил:

Прокурор Солигаличского района обратился в суд в интересах Серогодской Н.В. требования обоснованы тем, что прокуратурой Солигаличского района проведена проверка по обращению Серогодской Н.В. по вопросу ненадлежащего обеспечения медицинскими изделиями, в ходе проверки установлено, что Серогодская Н.В., <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» с диагнозом сахарный диабет 1 типа, в марте 2019 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлена дополнительная заявка на иглы инсулиновые и тест-полоски к глюкометрам для обеспечения льготных категорий граждан в 2019 году. В сентябре 2019 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на иглы инсулиновые и тест-полоски к глюкометрам для обеспечения льготных категорий граждан в 2020 году. Однако в период 2019-2020 года Серогодская Н.В. иглами инсулиновыми и тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови не обеспечивалась. В силу п.1 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон), основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Согласно ч.2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. В соответствии с п.5 ч.1 ст.29 Закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 80 Закона, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно. Из положений раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492, следует, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно приложению №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики. Исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области является Департамент здравоохранения Костромской области (п. 1. Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546). К полномочиям Департамента здравоохранения Костромской области среди прочего относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27 Положения). Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 27.12.2012 №830 утвержден Порядок льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее - Порядок). Согласно п. 6.7 Порядка, в установленные Департаментом сроки медицинские организации составляют годовые и при необходимости дополнительные квартальные заявки на обеспечение потребностей федеральных и региональных льготников. В ходе проведенной проверки установлено, что указанная обязанность по направлению в департамент здравоохранения Костромской области соответствующей заявки для обеспечения льготных категорий граждан иглами инсулиновыми и тест- полосками для определения содержания глюкозы в крови ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» была выполнена, однако департаментом здравоохранения Костромской области Серогодская Н.В. необходимыми медицинскими изделиями в 2019-2020 году не обеспечивалась. В связи с отсутствием надлежащего обеспечения тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, Серогодская Н.В. в марте, апреле, мае, августе, октябре 2019 и в январе 2020 года приобрела за свой счет тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови на общую сумму 3446,36 рублей. Таким образом, с департамента здравоохранения Костромской области, нарушившего права Серогодской Н.В., подлежат взысканию в пользу Серогодской Н.В. расходы на приобретение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 3446,36 руб.

Истец просит обязать департамент здравоохранения Костромской области
организовать обеспечение Серогодской Надежды Викторовны, 08.07.1979
года рождения, тест - полосками для определения содержания глюкозы в
крови, иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в полном объеме, взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Серогодской Надежды Викторовны, 08.07.1979 года рождения, расходы на приобретение тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 3446,36 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ОГБУЗ «Солигаличская районная больница».

В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Андронова Е.В., действующая на основании поручения прокурора Солигаличского района исковые требования поддержала по доводам иска.

Истец Серогодская Н.В. в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Хотулева Л.В. не явилась в суд, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, разрешение требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав помощника прокурора г. Костромы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.    

Статьей 4 Закона установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и др.Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.29 Закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 80 Закона, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Из положений раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492, следует, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно приложению №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.

Как следует из материалов дела, Серогодская Н.В. <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» с диагнозом сахарный диабет 1 типа.

Для лечения Серогодской Н.В. врачами рекомендованы: ежедневный
самоконтроль глюкозы в крови, назначен лекарственный препарат «инсулин».

Право на получение бесплатных лекарств установлено Постановлением Правительства Российской Федерации №    890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» действующее в редакции Постановления от 14.02.2002 № 103, согласно которому граждане, страдающие диабетом имеют право на получение всех лекарственных средств, средств диагностики бесплатно.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785. лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Постановлением Администрации Костромской области от 23.12.2019 № 511-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

В соответствии с подп. 7 п. 39 данной программы затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";

В ходе проверки прокуратурой установлено, что Серогодская Н.В. должна была обеспечиваться иглами инсулиновыми и тест- полосками для определения содержания глюкозы в крови, в период с 2019 – 2020 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» направлялись заявки на иглы инсулиновые и тест –полоски к глюкометру для обеспечения льготных категорий граждан.

Однако в этом было отказано со ссылкой на дефицит средств федеральной программы льготного лекарственного обеспечения.

В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

До настоящего времени тест-полосками к глюкометру и иглами инсулиновыми Серогодская Н.В. не обеспечена. Таким образом, обязанность обеспечить Серогодскую Н.В. тест-полосками к глюкометру и иглами инсулиновыми ответчиком не исполнено, доказательств обратного материалы дела не содержат.

В связи с отсутствием надлежащего обеспечения тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, Серогодская Н.В. в марте, апреле, мае, августе, октябре 2019 и в январе 2020 года приобрела за свой счет тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови на общую сумму 3446,36 рублей.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, на ответчика подлежит возложению обязанность обеспечить Серогодскую Н.В. <дата> года рождения, тест-полосками к глюкометру и иглами инсулиновыми в необходимом объеме по медицинским показаниям, так же с департамента здравоохранения Костромской области, нарушившего права Серогодской Н.В., подлежат взысканию в пользу Серогодской Н.В. расходы на приобретение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 3446,36 руб..

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Серогодскую Н.В., <дата> года рождения, тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови, иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в полном объеме.

Взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Серогодской Н.В., <дата> года рождения, расходы на приобретение тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 3446,36 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья

2-1701/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Серогородская Надежда Викторовна
Серогодская Надежда Викторовна
Прокурор Солигалического района
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ " Солигаличская районная больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Комиссарова Елена Александровна 133
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2020Предварительное судебное заседание
14.04.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Предварительное судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее