Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года <адрес>
Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Г.И.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 по <адрес> в лице Территориального отдела в <адрес> к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о возложении обязанностей по устранению требований санитарного законодательства,
с участием начальника ТО ФИО1 по РД в <адрес> ФИО3 и главы администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД ФИО4
УСТАНОВИЛ:
Территориальный Отдел ФИО1 по РД в <адрес> обратился в суд к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в силу по устранению требований санитарного законодательства, а именно:
взять на баланс все источники водоснабжения и водоотведения на территории администрации МО СП «<адрес>»;
представить на согласование схемы водоснабжения и водоотведения в ТО ФИО1 по <адрес> в <адрес>;
для осуществления программы производственного лабораторного контроля заключить договора с аккредитованной лабораторией и начать исследования питьевой воды;
получить санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и по проектам организации зон санитарной охраны водоисточников;
представить на согласование в ТО ФИО1 <адрес> в <адрес> План мероприятий по приведению качества питьевой воды на поднадзорной территории в соответствие с установленными требованиями;
представить на согласование в ТО ФИО1 <адрес> в <адрес> Инвестиционную программу на основании утвержденного и согласованного с органами ФИО1 по РД в <адрес> Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды по населенным пунктам в соответствие с установленными требованиями;
информировать органы ФИО1 о факте несоответствия качества холодной воды установленным требованиям, незамедлительно.
В обоснование своих требований истец указал, что он и прокуратура <адрес> провели внеплановую поверку в отношении Администрации муниципального образования сельского поселения (далее МО СП «<адрес>») по вопросу реализации на территории МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» (далее- Закон) и выполнения требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее –СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01).
Для исполнения указанного Закона и с целью организации надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения на территории МР «<адрес>» соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации МО СП «<адрес>» (ОГРН 1020501623746; ИНН/КПП 0530005597/053001001) решением собрания депутатов <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация МО СП «<адрес>» наделена статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения согласно прилагаемому соглашению.
На 2018 г. на территории населённых пунктов МО СП «<адрес>» не обеспечивается в полном объеме реализация комплекса мероприятий в рамках Закона, направленных на обеспечение гарантийной безопасности на системах централизованного водоснабжения, и выполнения требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
В гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения- в администрации МО СП «<адрес>», отсутствуют:
-санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники о соответствии санитарным правилам и нормам водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта, ст.18 ч.3 Федерального закона N52 ФЗ от 30.03.1999г., п.3 ст.23 Закона;
-санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения о соответствии санитарным нормам и правилам (ст.18 ч.4 Федерального закона № ФЗ от 30.03.1999г. и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).
-техническое задание на разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (п.5 ст.23 Закона);
-разработанного на основании технического задания план мероприятий по приведению качества питьевой воды на поднадзорной территории в соответствие с установленными требованиями согласованного в Территориальном ФИО1 по <адрес> в <адрес> (п.7 ст.23 Закона)
-инвестиционная программа на основании утвержденного и согласованного с органами ФИО1 по РД в <адрес> плана мероприятий по приведению качества питьевой воды по сельскому поселению в соответствие с установленными требованиями (п.6.ч.1.ст.6 Закона; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об инвестиционных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»)
-не взяты на баланс и не переданы в границы эксплуатационной ответственности гарантирующей организации подземные водоисточники и водопроводы в полном объеме по МО СП «<адрес>». (ч.5-7 ст.8 Закона, ГОСТ 30813-2002 «Вода и водоподготовка»).
-не представлены схемы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов на согласование в ТО ФИО1 по РД в <адрес> (п.4. ч.1.ст.6, ч.2.ст.42 Закона; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О схемах водоснабжения и водоотведения»).
-в нарушении разд.2 п 2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 не организован производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль). Питьевая вода, подаваемая населению не исследуется лабораторно.
В судебном заседании начальник ТО ФИО1 по <адрес> в <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить в полном объеме.
Глава администрации МО СП «<адрес>» ФИО4 судебном заседании исковые требования признал частично. Также пояснил, устранения нарушений, указанных в акте санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, он принимает меры, полномочия гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения администрация была наделена недавно, за такой маленький промежуток времени невозможно выполнять все требования Закона. Далее пояснил, что у него имеется схема водоснабжения и водоотведения, но она не согласована истцом.
Суд, изучив материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 12, 1065 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными предусмотренными законом способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, обязывающих сторону исполнить обязательства в натуре. Так же одним из способов защиты права может быть возложение исполнение обязанности в натуре.
Согласно ст.11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидеми-ологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, осуществлять иные мероприятия направленные на предоставление оказываемой услуги населению надлежащего качества.
В соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В п. 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидеми-ологическим требованиям.
Аналогичные обязанности возлагаются на оказывающую услуги по водоснабжению организацию и Законом.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, в соответствии с п. 3.2 которых качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 3.3, 3.4, 3.5 указанного СанПиНа безвредность питьевой воды по химическому, микробиологическому, органолептическому составу определяется ее соответствием нормативам. В таблицах СанПиНа указаны предельно допустимые величины вредных веществ и иных нормативных показателей, превышение которых указывает на не несоответствие качества питьевой воды.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Как следует из части 3 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
В силу ч. 1 и 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 01 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
В соответствии со ст. 40 ФЗ № от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления. Инвестиционная программа утверждается органом местного самоуправления.
В соответствии с «Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ (производственных программ) организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» раздел 5 п.37, п.39), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2017г. № план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями разрабатывается и согласовывается регулируемой организаций с территориальным органом ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, на 2018 г. на территории населённых пунктов МО СП «<адрес>» <адрес> РД не обеспечивается в полном объеме реализация комплекса мероприятий в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», направленных на обеспечение гарантийной безопасности на системах централизованного водоснабжения, и выполнения требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования 07.12.2018г., было выявлено, что СП «<адрес>» включает населенный пункт: <адрес>. На его территории функционируют 2 источника водоснабжения, в том числе 1 из системы централизованного водоснабжения и 1 из децентрализованного источника. Администрацией СП "<адрес>» не представлены на момент проверки:
схемы водоснабжения и водоотведения населенных пунктах на курируемой территории и не представлены на согласование в ТО ФИО1 по РД в <адрес>;
санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники;
санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
техническое задание на разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями;
подготовленное в соответствии с техническим заданием План мероприятий по приведению качества питьевой воды по сельскому поселению в соответствие с установленными требованиями;
инвестиционную программу на основании утвержденного и согласованного с органами ФИО1 по РД в <адрес> Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды по сельскому поселению в соответствие с установленными требованиями;
В связи с фактами нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении МО СП «<адрес>» приняты меры административного воздействия за нарушения в области водоснабжения и санитарного состояния за отчетный период 2018 года, по результатам, рассмотрения которых должностные лица учреждения привлечены к административной ответственности с назначением административных штрафов.
Глава администрации МО СП «<адрес>» ФИО4 представил в суд схему водоснабжения и водоотведения МО СП «<адрес>» <адрес> РД, которая не согласована с ФИО1 по <адрес> в лице ТО в <адрес>.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1 по <адрес> в лице ТО в <адрес> частично, то есть обязать ответчика Администрации МО СП «<адрес>» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в силу:
взять на баланс все источники водоснабжения и водоотведения на территории администрации МО СП «<адрес>»;
представить на согласование схемы водоснабжения и водоотведения в ТО ФИО1 по <адрес> в <адрес>;
для осуществления программы производственного лабораторного контроля заключить договора с аккредитованной лабораторией и начать исследования питьевой воды;
получить санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и по проектам организации зон санитарной охраны водоисточников;
представить на согласование в ТО ФИО1 <адрес> в <адрес> План мероприятий по приведению качества питьевой воды на поднадзорной территории в соответствие с установленными требованиями;
представить на согласование в ТО ФИО1 <адрес> в <адрес> Инвестиционную программу на основании утвержденного и согласованного с органами ФИО1 по РД в <адрес> Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды по населенным пунктам в соответствие с установленными требованиями;
_ Информировать органы ФИО1 о факте несоответствия качества холодной воды установленным требованиям, незамедлительно;
А в удовлетворении остальных исковых требований истца отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 по <адрес> в лице Территориального отдела в <адрес> к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о возложении обязанностей по устранению требований санитарного законодательства удовлетворить частично.
Обязать ответчика Администрацию МО СП «<адрес>» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в силу:
взять на баланс все источники водоснабжения и водоотведения на территории администрации МО СП «<адрес>»;
представить на согласование схемы водоснабжения и водоотведения в ТО ФИО1 по <адрес> в <адрес>;
для осуществления программы производственного лабораторного контроля заключить договора с аккредитованной лабораторией и начать исследования питьевой воды;
получить санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и по проектам организации зон санитарной охраны водоисточников;
представить на согласование в ТО ФИО1 <адрес> в <адрес> План мероприятий по приведению качества питьевой воды на поднадзорной территории в соответствие с установленными требованиями;
представить на согласование в ТО ФИО1 <адрес> в <адрес> Инвестиционную программу на основании утвержденного и согласованного с органами ФИО1 по РД в <адрес> Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды по населенным пунктам в соответствие с установленными требованиями;
Информировать органы ФИО1 о факте несоответствия качества холодной воды установленным требованиям, незамедлительно;
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Табасаранский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Г.И. Шихгереев