Решение по делу № 2а-1292/2019 от 05.02.2019

дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

при секретаре Костенко А.Ю.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихоновой О. В. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

У С Т А Н О В И Л :

Тихонова О.В., с учетом уточнения заявленных требований, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указала, что на основании решения Пушкинского городского суда от <дата> является собственником части жилого дома по указанному выше адресу. В целях реализации своего права по оформлению права собственности административным в отношении выделенной решением суда части жилого дома были выполнены кадастровые работы и подготовлен технический план. Административный истец обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и просила осуществить кадастровый учет указанного выше объекта недвижимости. Решением Управления Росреестра от <дата> кадастровый учет приостановлен на основании ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на помещение или помещения в жилом доме или в жилом строении не предусмотрено. Оспариваемое решение, по мнению административного истца является незаконным, нарушающим ее права.

Административный истец Тихонова О.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Суд, изучив материалы дела, находит административный иск Тихоновой О.В. подлежащим удовлетворению.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решением Пушкинского городского суда от <дата> произведен раздел жилого дома по указанному выше адресу. В собственность административного истца выделена часть жилого дома по указанному выше адресу с описание выделенных в собственность помещений и надворных построек.

<дата> административный истец обратилась в Управление Росреестра по Московской области и государственной регистрации права выделенной части жилого дома.

Решением Управления Росреестра по Московской области от <дата> осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на основании ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на помещение или помещения в жилом доме или в жилом строении на основании документов, изданных после <дата>, не предусмотрено.

Указанное решение оспаривается административным истцом.

Досудебный порядок урегулирования административного спора административным истцом соблюден, что подтверждается представленной в материалы дела копией решения апелляционной комиссии Управления Росреестра по Московской области от <дата>, в соответствии с которым решение от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета признано соответствующим положениям пунктов 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета с <дата> регулируются положениями Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. 7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статья 26 Федерального закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственного кадастрового учета, в соответствии с п. 5, п. 7 ч. 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1 ст. 26); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением суда от <дата> произведен выдел доли жилого дома, принадлежащей административному истцу, по указанному выше адресу. Право долевой собственности на жилой дом за административным истцом на жилой дом прекращено.

Определением Пушкинского городского суда от <дата> указанное выше решение разъяснено с указанием на то, что выделенные сторонам части жилого дома (блоки) являются обособленными, изолированными, предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования. Резолютивная часть определения содержит указание на то, что настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений в ЕГРН.

Согласно техническому плану, составленному по обращению административного истца кадастровым инженером Гомановым А.Н. на помещение по указанному выше адресу, он в своем составе имеет заключение кадастрового инженера, где он указывает, что работы проведены в соответствии с решением Пушкинского городского суда. Предлагается внести сведения об объекте недвижимости, в том числе в части вида жилого помещения «часть жилого дома». Указанные сведения предлагаются к внесению в соответствии с решением суда.

В соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними (часть 1).

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества (часть 3).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в подпункте "а" пункта 6 постановления Пленума N 4 от <дата> "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом", имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе.

Согласно статьям 15 и 16 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан; к числу жилых помещений относится часть жилого дома.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона -ФФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Часть 2 указанной статьи устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Часть 4 этой же статьи определяет, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости);

6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;

7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;

9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;

14) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);

15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;

20) номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ;

23) вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

25) кадастровый номер образованного объекта недвижимости - в отношении исходного объекта недвижимости;

27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).

При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

С учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.

На основании статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ:

в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости(часть 1);

снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3).

Действительно, согласно части 7 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае решением суда объект индивидуального жилищного строительства был разделен (произведен выдел), выделенное административному истцу по решению суда жилое помещение представляет собой изолированную часть жилого дома (с отдельным входом), имеющее характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости относятся соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц и судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения. Образованные в результате раздела жилого дома изолированные части ранее единого домовладения подлежат постановке на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, образованные в результате раздела (выдела доли) жилого дома изолированные части ранее единого домовладения подлежат постановке на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

В соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Оспариваемое решение вынесено административным ответчиком без учета приведенных выше положений действующего законодательства, в том числе без учета положений ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичное положение об обязательности исполнения судебного решения закреплено и в ст. 13 ГПК РФ, в соответствии с которой суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

При рассмотрении данного дела суд так же отмечает, что при вынесении решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в оспариваемом решении административному истцу не были указаны рекомендации по устранению причин приостановления.

Кроме того, административным ответчиком не учтено, что здание, в котором расположена выделенная административному истцу часть жилого дома, поставлена на кадастровый учет.

Изложенные выше обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения данного дела, позволяют административному ответчику произвести кадастровый учет объекта недвижимости (часть жилого дома в составе совокупности помещений, описанных в решении суда), находящийся в правомерной собственности административного истца, с учетом вступивших в силу судебных актов и соблюдения требований, предъявляемых к виду объектов недвижимости, права на которые подлежат регистрации.

При установленных судом обстоятельствах основания для приостановления государственного кадастрового учета отсутствовали.

Административный истец представила в Управление Росреестра по Московской области необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, включая технический план, отвечающий требованиям действующего законодательства.

Доказательств не представления административным истцом необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов стороной административного ответчика в порядке ст. 62 КАС РФ представлено не было. Кроме того, из оспариваемого решения не следует, что административным истцом не были представлены необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета. Также решение не содержит перечень недостающих документов.

Препятствия к осуществлению кадастрового учета указанного выше объекта недвижимости отсутствовали, в связи с чем решение Управления Росреестра по Московской области от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>; является незаконным и подлежит отмене.

В силу ст. 227 КАС РФ суд обязывает Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>; на основании поданного административным истцом заявления от <дата>.

Настоящее решение подлежит направлению в Управление Росреестра по Московской области для исполнения. В силу ст. 227 КАС РФ в суд и административному истцу должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным ст. 187 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Тихоновой О. В. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>; на основании поданного Тихоновой О. В. заявления от <дата>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья:

2а-1292/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тихонова Ольга Васильевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
05.02.2019Регистрация административного искового заявления
06.02.2019Передача материалов судье
07.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2019Подготовка дела (собеседование)
19.02.2019Рассмотрение дела начато с начала
19.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
12.03.2019Судебное заседание
22.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2019Дело оформлено
05.06.2019Дело передано в архив
12.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее