Дело №2-6381/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 октября 2016 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Масловой С.А.,
при секретаре судебных заседаний Белоус Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ», сославшись на то, что в ходе проведения проверок соблюдения законодательства по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, выявлены нарушения указанных требований. Неоднократные предписания надзорного органа об устранении выявленных нарушений должных результатов не привели, выявленные нарушения не устранены, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В связи с чем просило возложить на ответчика обязанность выполнить в срок до 14 ноября 2016 года следующие действия:
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления медицинской деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (Няндомское межрайонное отделение ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» по адресу: <адрес>);
- привести в соответствие с п. 3.6 гл. I, приложением 1 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» площадь помещений манипуляционной (кабинет забора материала с гинекологическим креслом) в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> площадь помещения хранения трупов (холодильная камера) в Вельском межрайонном отделении по адресу: <адрес>
- обеспечить наличие изолированных помещений для вскрытия инфицированных трупов и отдельный вход снаружи в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес>, <адрес>, в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес>;
- обеспечить наличие необходимых помещений: в Архангельском городском отделении по адресу: г. Архангельск, <адрес> (помещение приема трупов, помещение одевания трупов), в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес> (специальное помещение для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов, помещение приема трупов, кабинет врачебного освидетельствования живых лиц);
- привести в рабочее состояние систему канализации (трап в секционной в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес>;
- оборудовать приточной вентиляцией с механическим побуждением помещения в 2-х этажном корпусе Архангельского городского отделение по адресу: <адрес>, <адрес>;
- оборудовать местным вытяжным устройством (вытяжным шкафом) помещения, где организована работа, сопровождающаяся выделением вредных химических веществ в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес> в Вельском межрайонном отделении по адресу: <адрес>;
- оборудовать краном с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением умывальники в помещениях лаборатории Архангельского городского отделения по адресу: <адрес>;
- устранить дефекты отделки: в Архангельском городском отделении по адресу: г<адрес> - в предсекционной (дефекты покрытия пола и потолка), в кабинетах заведующих (дефекты покрытия стен и покрытия пола и потолка), в помещении судебно-гистологической лаборатории (дефекты покрытия пола, стен, потолка), в помещениях медико-криминалистического лабораторного подразделения, судебно-химического лабораторного подразделения и судебно-биологического лабораторного подразделения (дефекты покрытия стен и потолка), в помещениях одноэтажного здания (дефекты пола, линолеума); в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> - в помещениях испытательной контрольно-аналитической лаборатории (дефекты покрытия стен и потолка);
- осуществить герметизацию стыков стен и полов в помещениях одноэтажного здания Архангельского городского отделения по адресу: <адрес>, <адрес>;
- вакцинировать против <данные изъяты> Крымскую М.Н., Кочневу Е.М., Рожкова Д.В., Леонтьеву С.В., Науменко Ю.К., Ягупова В.А., Миронову С.Ю., Кузнецову С.В.;
- провести мероприятия по приведению уровней искусственной освещенности в соответствие п. 7.5. гл. I, приложения 5 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (не менее 400 люкс): в Северодвинском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес> (в секционной), в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес> (в секционной).
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования в части возложения обязанности по вакцинации <данные изъяты>: Крымской М.Н., Кочневой Е.М., Рожкова Д.В., Леонтьевой С.В., Науменко Ю.К., Ягупова В.А., Мироновой С.Ю., Кузнецовой С.В изменил, попросив отстранить от работы работников, не имеющих обязательных профилактических прививок, выполнение работы которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Представитель истца Пузырев Д.С. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям, полагал, что ответчиком доказательств исполнения предписания в част не представлено, против рассмотрения дела в порядке заочного производства возражений не высказал.
Ответчик ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, предоставил в материалы дела письменные возражения и дополнения к возражениям на исковое заявление в которых с иском не согласился, указав на отсутствие законных оснований для предъявления заявленных истцом требований, поскольку в материалы дела не предоставлено обращений лиц, права которых нарушаются со стороны ответчика. Считает что заявленные требования фактически являются оспариванием бездействий ГБУЗ Архангельской области «Няндомская ЦРБ», ГБУЗ Архангельской области «Вельская ЦРБ», ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» и ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» в части соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности учреждений, ввиду чего подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, требованиям по форме и содержанию которого поданный иск не отвечает. Также указывает, что часть заявленных истцом требований является дублирующими уже вмененными ответчику для устранения в рамках производства по административным делам, вынесенным по результатам проведения проверок Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области, при этом часть нарушений была исключена судом при рассмотрении дела об административных правонарушениях в отношении учреждения. В части доводов о нарушениях ответчиком требований, предусмотренных п. 3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10, п. 10.16.6, приложения 1 СанПин 2.1.3.2630-10 ссылается на недоказанность названного требования, поскольку здание морга является объектом недвижимого имущества, находящимся в оперативном управлении ГУБЗ Архангельской области «Няндомская ЦРБ», собственником указанного имущества является министерство имущественных отношений Архангельской области ввиду чего без участия указанных учреждений невозможно разрешить вопрос о судьбе зданий районных отделений ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ». Помимо указанного часть заявленных требований по организации наличия помещений в учреждении и его районных отделениях не имеет смысла, поскольку заявленных работ в помещениях подразделений ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» не производится и никогда не будет производиться ввиду организационной структуры учреждения. В частности работы по вскрытию инфицированных трупов и организации отдельного входа снаружи, проведения работ, сопровождающихся выделением химических веществ в Вельском отделении, хранение гистологического архива в районных отделениях. Фактически все указанные нарушения в актах проверки Управления Роспотребнадзора по Архангельской области должны исполняться патологоанатомическими службами больниц, а не бюро. Также часть заявленных нарушений опровергается фактическими обстоятельствами дела, а именно освещение в помещениях бюро соответствует нормам, так как в 2015 году учреждением были приобретены дополнительные осветительные приборы, факт отсутствия канализации опровергается атом осмотра системы от 7декабря 2015 года. Требование о возложении обязанности по выдаче положительного заключения не может быть реализовано ответчиком, поскольку входит в компетенцию санэпиднадзора по результатам экспертизы. В связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Одновременно ссылается на нарушение Административного регламента надзорного органа при проведении проверок учреждения Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области по результатам которой составлены акты № от 20 января 2015 года и № от 4 декабря 2015 года, что является основанием для признания указанных документов недействительными. В настоящее время учреждением проводится работа по получению положительного санэпидемиологического заключения и лицензии на осуществление основных уставных целей. По фактам несоответствия нормативных площадей помещений отделений учреждением в адрес Министерства здравоохранения Архангельской области неоднократно направлялись письма с запросами, по результатам которых собственником помещений даны ответы.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены правом предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с п.2 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №476 от 6 июня 2013 года) государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют, в том числе, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Согласно п.п. «а» п.10 данного Положения государственный надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор.
Согласно ст.ст.6, 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях. Организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Таким образом, право на обращение в суд с настоящим иском предоставлено истцу действующим законодательством и является реализацией полномочий надзорного органа в целях исполнения прямых его функций и целей, в частности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей (неопределенного круга лиц) ввиду нарушения установленных санитарных правил и норм со стороны ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ», в связи с чем оснований говорить о том, что исковое заявление подано неправомочным на то лицом не имеется.
Согласно ст.24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ст.25 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии со ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Аналогично установленной норме согласно п.1.5 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 года №58, ответственность за соблюдение требований санитарных правил возлагается на юридических и должностных лиц.
В соответствии со ст.79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
Согласно ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения от 11 октября 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведена плановая выездная проверка ГБУЗ Архангельской области «БМСЭ» в целях соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, по результатам которой выявлены следующие нарушения помимо прочего (с учетом заявленных требований):
- в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> площадь манипуляционной (кабинет забора материала с гинекологическим креслом) составляет 9.1 кв.м, при норме 16 кв.м (нарушение п.3.6 гл. I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Вельском межрайонном отделении - площадь помещения хранения трупов (холодильная камера) 9,9 кв.м, при норме не менее 12 кв.м (нарушение п.3.6 гл. I СанПин 2.1.3.2630-10);
- отсутствуют изолированные помещения для вскрытия инфицированных трупов и отдельный вход снаружи в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес>, в Няндомском межрайонном отделении (нарушение п.10.16.2 гл. I СанПин 2.1.3.2630-10);
- отсутствуют помещения: в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> - специальное помещение для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов, помещение приема трупов, помещение одевания трупов, помещение хранения вещественных доказательств и ценностей (хранение осуществляется в мешках в коридоре подвала) (нарушение п.3.6, п.10.16.6, п.10.16.8 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Няндомском межрайонном отделении - специальное помещение для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов, кабинет врачебного освидетельствования живых лиц (нарушение п.3.6, п.10.16.6, п.10.16.8 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Вельском межрайонном отделении специальное помещение для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов, помещение для приема трупов, кабинет врачебного освидетельствования живых лиц (нарушение п.3.6, п.10.16.6, п.10.16.8 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Няндомском межрайонном отделении отсутствует горячее водоснабжение (нарушение п.5.1, п.5.4, п.10.16.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Няндомском межрайонном отделении имеется система канализации, но она не функционирует (нарушение п.5.1, п.5.2, п.10.16.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в 2-х этажном корпусе Архангельского городского отделения по адресу: <адрес> <адрес> отсутствует приточная вентиляция с механическим побуждением (нарушение п.6.4, п.6.17, п.6.29 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Няндомском межрайонном отделении, в Вельском межрайонном отделении отсутствует местное вытяжное устройство (вытяжной шкаф) для работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ (нарушение п.6.32, п.10.17.2 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- имеются дефекты отделки: в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> - в секционной № имеются дефекты покрытия пола, стен и потолка, в коридоре секционной зоны на стенах и потолке имеются дефекты покрытия, в помещении судебно-гистологической лаборатории поверхность пола, стен, потолка лаборатории имеет дефекты и сколы, в санитарных комнатах персонала имеются дефекты отделки стен и потолка, поверхности стен, потолка и пола в процедурном кабинете и кабинете врачей - судебно-медицинских экспертов имеют дефекты покрытия, поверхности стен и потолка шлюза имеют дефекты покрытия, имеются дефекты покрытия потолка, стен и пола регистратуры, в кабинетах заведующих и персонала имеются дефекты покрытия стен и потолков, в помещениях медико-криминалистического лабораторного подразделения, судебно-химического лабораторного подразделения и судебно-биологического лабораторного подразделения имеются дефекты покрытия стен и потолка; покрытие пола не плотно прилегают к основанию, имеются дефекты покрытия линолеума в помещениях одноэтажного здания (нарушение п.4.2, п.4.3, п.11.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> в помещениях испытательной контрольно-аналитической лаборатории имеются дефекты покрытия стен и потолка (нарушение п.4.2, п.4.3, п.11.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- Няндомское межрайонное отделение осуществляет медицинскую деятельность без лицензии. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления медицинской деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (предоставлены санитарно-эпидемиологические заключения о не соответствии) (нарушение ст.40, ст.42 федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.3 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Архангельском городском отделении - не вакцинированы против гепатита В: Крымская М.Н., Кочнева Е.М., Рожков Д.В., Леонтьева С.В., Науменко Ю.К., Безукладичная С.Н., Ягупов В.А., Миронова С.Ю., Ватракова О.Э., Кузнецова С.В. (нарушение ст.5, ст.9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», гл.I п.15.1 СанПин 2.1.3.2630-10, п.18.3 СП 3.1/3.2.1379-03, Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2011 года №51 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»);
- в Онежском районном отделении - в секционной, кабинете врача (протокол измерении освещенности от 20 ноября 2013 года №), в Няндомском районном отделении - в кабинете заведующего, совмещенного с кабинетом освидетельствования живых лиц и в секционной (протокол измерении освещенности от 19 ноября 2013 года №) (нарушение п.7.5 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в помещениях лаборатории Архангельского городского отделения по адресу: <адрес>, <адрес>, умывальники не оборудованы краном с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением (нарушение п.5.6 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10).
По результатам проверки составлен акт от 29 ноября 2013 года №.
В целях устранения выявленных нарушений ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» должностным лицом Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области 29 ноября 2013 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/пр сроком устранения выявленных нарушений до 24 ноября 2014 года, а также определен срок для предоставления в письменном виде документов, подтверждающих выполнение выявленных нарушений до 26 ноября 2014 года.
Также по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области составлено два протокола об административных правонарушениях в отношении ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» от 29 ноября 2013 года № (по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и №(по ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По результатам рассмотрения названных протоколов заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ст.6.4 и ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области по делу №№ от 7 марта 2014 года в удовлетворении заявления ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по постановлению № от 14 января 2014 года о назначении административного наказания отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области по делу №№ от 11 марта 2014 года в удовлетворении заявления ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по постановлению № от 14 января 2014 года о назначении административного наказания отказано.
На основании распоряжения от 4 декабря 2014 года Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания ГБУЗ Архангельской области «БМСЭ», по результатам которой установлено, что ранее выявленные нарушения не выполнены учреждением в полном объеме, а именно помимо прочего (с учетом заявленных требований):
- в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> площадь манипуляционной (кабинет забора материала с гинекологическим креслом) составляет 9.1 кв.м, при норме 16 кв.м (нарушение п.3.6 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Вельском межрайонном отделении - площадь помещения хранения трупов (холодильная камера) 9,9 кв.м, при норме не менее 12 кв.м (нарушение п.3.6 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- отсутствуют изолированные помещения для вскрытия инфицированных трупов и отдельный вход снаружи в Архангельском городском отделении по адресу: г<адрес>, в Няндомском межрайонном отделении (нарушение п.10.16.2 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> не предусмотрено наличие помещений: приема трупов, помещения одевания трупов, помещения хранения вещественных доказательств и ценностей (хранение осуществляется в коридоре подвала) (нарушение п.3.6, п.10.16.6, п.10.16.8 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10); Часть нарушений устранены - биопсийные и аутопсийные влажные материалы хранятся в специальном помещении в плотно закрытых банках;
- в Няндомском межрайонном отделении - не предусмотрено наличие специального помещения для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов, кабинет врачебного освидетельствования живых лиц (нарушение п.3.6, п.10.16.6, п.10.16.8 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Вельском межрайонном отделении не предусмотрено наличие специального помещения для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов, помещение для приема трупов, кабинет врачебного освидетельствования живых лиц (нарушение п.3.6, п.10.16.6, п.10.16.8 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- помещения Няндомского межрайонного отделения не оборудованы горячим водоснабжением (нарушение п.5.1, п.5.4, п.10.16.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в секционной Няндомского межрайонного отделения система канализации, не функционирует (нарушение п.5.1, п.5.2, п.10.16.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- помещения в 2-х этажном корпусе Архангельского городского отделения по адресу: <адрес> не оборудованы приточной вентиляцией с механическим побуждением (нарушение п.6.4, п.6.17, п.6.29 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Няндомском межрайонном отделении, в Вельском межрайонном отделении помещения, где организована работа, сопровождающаяся выделением вредных химических веществ, не оборудованы местными вытяжными устройствами (вытяжной шкаф) (нарушение п.6.32, п.10.17.2 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- не устранены дефекты отделки: в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> предсекционной, помещениях судебно-генетической лаборатории, кабинетах заведующих, в помещениях медико-криминалистического отделения, судебно-химического отделения и судебно-биологическом отделении; в помещениях испытательной контрольно-аналитической лаборатории (нарушение п.4.2, п.4.3, п.11.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10); В секционной № дефекты покрытия потолка устранены, имеются дефекты покрытия пола и стен. Дефекты внутренней отделки в манипуляционной, кабинете врачей - судебно-медицинских экспертов, регистратуре, кабинетах персонала, санитарной комнате персонала - устранены;
- Няндомское межрайонное отделение осуществляет медицинскую деятельность без лицензии. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления медицинской деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (предоставлены санитарно-эпидемиологические заключения о не соответствии) (нарушение ст.40, ст.42 федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.3 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Архангельском городском отделении - предоставлены заявления об отказе от профилактической прививки против <данные изъяты>: Крымская М.Н., Кочнева Е.М., Рожков Д.В., Леонтьева С.В., Науменко Ю.К., Безукладичная С.Н., Ягупов В.А., Миронова С.Ю., Ватракова О.Э., Кузнецова С.В. (нарушение ст.5, ст.9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», гл.I п.15.1 СанПин 2.1.3.2630-10, п.18.3 СП 3.1/3.2.1379-03, Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2011 года №51 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»);
- Уровень искусственной освещенности не соответствует нормативам в Онежском районном отделении - в секционной (протокол измерении освещенности от 13 января 2015 года №), в Няндомском районном отделении - в кабинете заведующего, совмещенного с кабинетом освидетельствования живых лиц и в секционной (протокол измерении освещенности от 30 декабря 2014 года) (нарушение п.7.5 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в помещениях лаборатории Архангельского городского отделения по адресу: <адрес>, умывальники не оборудованы краном с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением (нарушение п.5.6 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10).
По результатам проверки составлен акт от 20 января 2015 года №.
В целях устранения выявленных нарушений ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» должностным лицом Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области 20 января 2015 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/пр сроком устранения выявленных нарушений до 19 октября 2015 года, а также определен срок для предоставления в письменном виде документов, подтверждающих выполнение выявленных нарушений до 20 октября 2015 года.
Также по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области составлен протокол об административном правонарушеним в отношении ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» за неисполнение требований предписания от 29 января 2015 года № (по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района города Архангельска № от 24 февраля 2015 года производство по делу об административном правонарушении прекращено за малозначительностью.
В целях проведения проверки выданного 20 января 2015 года предписания Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области организована внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено невыполнение требований предписания, а именно:
- Няндомское межрайонное отделение осуществляет медицинскую деятельность без лицензии. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления медицинской деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (предоставлены санитарно-эпидемиологические заключения о не соответствии) (нарушение ст.40, ст.42 федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.3 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- Не обеспечена площадь помещений манипуляционной в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> (кабинет забора материала с гинекологическим креслом) составляет 9.1 кв.м, при норме 16 кв.м (нарушение п.3.6 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10); в Вельском межрайонном отделении - площадь помещения хранения трупов (холодильная камера) 9,9 кв.м, при норме не менее 12 кв.м (нарушение п.3.6 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- отсутствуют изолированные помещения для вскрытия инфицированных трупов и отдельный вход снаружи в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес>, в Няндомском межрайонном отделении (нарушение п.10.16.2 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- не предусмотрено наличие изолированных для вскрытия инфицированных трупов и отдельный вход снаружи в Архангельском городском отделении по адресу: г<адрес> (нарушение п.3.6, п.10.16.2 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> не предусмотрено наличие помещений приема трупов, помещения одевания трупов; в Няндомском межрайонном отделении - специальное помещение для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов (нарушение п.3.6, п.10.16.6, п.10.16.7 гл.I, приложение 1 СанПин 2.1.3.2630-10). В Архангельском городском отделении хранение вещественных доказательств и ценностей осуществляется в подсобном помещении подвала. В Няндомском межрайонном отделении кабинет врачебного освидетельствования живых лиц оборудован в поликлинике ГБУЩ Архангельской области «Няндомская ЦРБ»;
- в секционной Няндомского межрайонного отделения система канализации, не функционирует (нарушение п.5.1, п.5.2, п.10.16.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- помещения в 2-х этажном корпусе Архангельского городского отделения по адресу: <адрес> не оборудованы приточной вентиляцией с механическим побуждением (нарушение п.6.4, п.6.17, п.6.29 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- в Няндомском межрайонном отделении, в Вельском межрайонном отделении помещения, где организована работа, сопровождающаяся выделением вредных химических веществ, не оборудованы местными вытяжными устройствами (вытяжной шкаф) (нарушение п.6.32, п.10.17.2 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10);
- не устранены дефекты отделки: в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес> - предсекционной, помещениях судебно-гистологической лаборатории, кабинетах заведующих, в помещениях медико-криминалистического отделения, судебно-химического отделения и судебно-биологическом отделении; в помещениях испытательной контрольно-аналитической лаборатории (нарушение п.4.2, п.4.3, п.11.4 гл.I СанПин 2.1.3.2630-10). В секционной № дефекты покрытия пола и стен устранены;
- в Архангельском городском отделении - предоставлены заявления об отказе от профилактической прививки против <данные изъяты>: Крымская М.Н., Кочнева Е.М., Рожков Д.В., Леонтьева С.В., Науменко Ю.К., Безукладичная С.Н., Ягупов В.А., Миронова С.Ю., Ватракова О.Э., Кузнецова С.В. (нарушение ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», гл.I п.15.1 СанПин 2.1.3.2630-10, п.18.3 СП 3.1/3.2.1379-03, Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2011 года №51 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»);
- уровень искусственной освещенности не соответствует нормативам в <адрес>ном отделении - в секционной (протокол измерении освещенности от 19 ноября 2015 года №), в секционной (протокол измерении освещенности от 17 ноября 2015 года) (нарушение п.7.5 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10);
- в помещениях лаборатории Архангельского городского отделения по адресу: <адрес> <адрес>, умывальники не оборудованы краном с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением (нарушение п.5.6 гл.1 СанПин 2.1.3.2630-10).
По результатам проверки составлен акт от 4 декабря 2015 года №.
В целях устранения выявленных нарушений ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» должностным лицом Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области 4 декабря 2015 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/пр сроком устранения выявленных нарушений до 14 ноября 2016 года, а также определен срок для предоставления в письменном виде документов, подтверждающих выполнение выявленных нарушений до 15 ноября 2016 года.
Также по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» за неисполнение требований предписания от 15 декабря 2015 года (по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района города Архангельска № от 15 января 2016 года производство по делу об административном правонарушении прекращено за малозначительностью.
До настоящего времени сведения об исполнении предписания Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области 4 декабря 2015 года в полном объеме от ответчика в адрес истца не поступили.
Изложенные обстоятельства в том числе факт наличия нарушений санитарных норм и правил ГБУЗ Архангельской области подтверждаются объяснениями представителей сторон, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах настоящего гражданского дела, и ответчиком не оспаривались, третьим лицом по правилам ст.ст.12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к следующим выводам.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. При этом материалами проведенных проверок надзорным органом в области в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей установлены ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» нарушения установленных санитарных правил и норм, при этом поскольку законные предписания надзорного органа об устранении выявленных нарушений до настоящего времени ответчиком в полном объеме (в пределах заявленных требований) не устранены, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом к доводам ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу суд относится критически, поскольку в соответствии с Уставом ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» учредителем указанного учреждения является Архангельская область в лице Министерства здравоохранения Архангельской области, учреждение является обособленным юридическим лицом, имеет имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства, при это Архангельское, Няндомское, Северодвинское и Вельское отделение учреждения, являются обособленными подразделениями учреждения ответчика. Финансирование учреждение осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности. Таким образом именно ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» является надлежащим ответчиком по делу, возложение на указанное учреждение заявленных обязанностей будет обеспечивать возможность их безусловного исполнения, при этом способ исполнения решения суда ответчиком не является предметом рассмотрения в рамках заявленных требований, поскольку исполнение решения может быть обеспечено ответчиком в том числе за счет собственных средств, поступаемых от осуществления оплачиваемой для извлечения прибыли уставной деятельности.
Кроме того, ссылки ответчика на нахождение зданий учреждений в помещениях, находящихся в оперативном управлении отделений учреждения, а также в собственности Министерства, ввиду чего обязанность по устранению части нарушений необходимо возлагать именно на указанных лиц, суд находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Таким образом, право оперативного управления включает в себя право владения и пользования имуществом, в связи с чем суд полагает, что указанное право предусматривает, не исключая обязанности собственника в этой части, и бремя содержания имущества. При этом поскольку Архангельское, Няндомское, Вельское и Северодвинское отделения являются подразделениями ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» обязанность по осуществлению текущего и капитального ремонта имущества учреждения предусмотрена уставом учреждения, оснований для возложения обязанностей по устранению нарушений на отдельные подразделения не имеется.
Как установлено судом ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» не принимает всех необходимых мер, соответствующих требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ссылаясь также на недостаточность финансирования.
Отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из представленных ответчиком документов усматривается, что Начальником ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» 4 апреля 2016 года издан Приказ № об организации работы в целях исполнения требований предписания Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 4 декабря 2015 года сроком исполнения от 1 июня 2016 по 1 сентября 2016 года, также ответчиком направлялись письма районных отделений учреждения, Министерства здравоохранения Архангельской области в целях исполнения требований названного предписания, заключен договор с ООО «Интерьер» на выполнение работ по текущему ремонту душевой № от 15 марта 2016 года в Архангельском городском отделении, контракт № от 11 января 2016 года, однако совершение указанных действий не свидетельствует о полном устранении нарушения установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком.
В ходе рассмотрения дела стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих об устранении указанных выше нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Учитывая, что ответчиком допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается письменными материалами дела, а соблюдение указанных требований является обязательным в силу прямого указания закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом характера и объема работ, которые необходимо выполнить ответчику, специфику и длительность организации их выполнения, принимая во внимание мнение сторон, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.
Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» обязанность:
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления медицинской деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (Няндомское межрайонное отделение ГБУЗ Архангельской области «БСМЭ» по адресу: <адрес>, <адрес>);
- привести в соответствие с п.3.6 гл.I, приложением 1 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» площадь помещений манипуляционной (кабинет забора материала с гинекологическим креслом) в Архангельском городском отделении по адресу: г<адрес>, <адрес> площадь помещения хранения трупов (холодильная камера) в Вельском межрайонном отделении по адресу: <адрес>
- обеспечить наличие изолированных помещений для вскрытия инфицированных трупов и отдельный вход снаружи в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес>, <адрес>, в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>
- обеспечить наличие необходимых помещений: в Архангельском городском отделении по адресу: г.Архангельск, <адрес> (помещение приема трупов, помещение одевания трупов), в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес> (специальное помещение для временного хранения биопсийных и аутопсийных влажных материалов, помещение приема трупов, кабинет врачебного освидетельствования живых лиц);
- привести в рабочее состояние систему канализации (трап в секционной в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>;
- оборудовать приточной вентиляцией с механическим побуждением помещения в 2-х этажном корпусе Архангельского городского отделение по адресу: <адрес> <адрес>;
- оборудовать местным вытяжным устройством (вытяжным шкафом) помещения, где организована работа, сопровождающаяся выделением вредных химических веществ в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес> в Вельском межрайонном отделении по адресу: <адрес>
- оборудовать краном с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением умывальники в помещениях лаборатории Архангельского городского отделения по адресу: <адрес> <адрес>;
- устранить дефекты отделки: в Архангельском городском отделении по адресу: <адрес>, <адрес> - в предсекционной (дефекты покрытия пола и потолка), в кабинетах заведующих (дефекты покрытия стен и покрытия пола и потолка), в помещении судебно-гистологической лаборатории (дефекты покрытия пола, стен, потолка), в помещениях медико-криминалистического лабораторного подразделения, судебно-химического лабораторного подразделения и судебно-биологического лабораторного подразделения (дефекты покрытия стен и потолка), в помещениях одноэтажного здания (дефекты пола, линолеума); в Архангельском городском отделении по адресу: г.Архангельск, <адрес> - в помещениях испытательной контрольно-аналитической лаборатории (дефекты покрытия стен и потолка);
- осуществить герметизацию стыков стен и полов в помещениях одноэтажного здания Архангельского городского отделения по адресу: <адрес>, <адрес>;
- отстранить от работы работников, не имеющих обязательных профилактических прививок, выполнение работы которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок;
- провести мероприятия по приведению уровней искусственной освещенности в соответствие п.7.5. гл.I, приложения 5 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (не менее 400 люкс): в Северодвинском межрайонном отделении по адресу: <адрес>, <адрес> (в секционной), в Няндомском межрайонном отделении по адресу: <адрес> (в секционной).
Срок исполнения возложенной обязанности определить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе в течение 7 дней со дня получения копии настоящего решения подать в Октябрьский районный суд города Архангельска заявление об отмене заочного решения.
Также заочное решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 17 октября 2016 года.
Председательствующий С.А. Маслова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>