дело № 2-554/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 20 апреля 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Лёвине Е.В., с участием представителя истца помощника Севастопольского транспортного прокурора Донскова И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Севастопольского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Севастопольский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте http://sevastopol-list.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что в результате проведенной проверке, Севастопольской транспортной прокуратурой установлено, что сайт http://sevastopol-list.com предоставляет неопределенному кругу лиц информацию о возможности приобретения больничного листа и иных медицинских документов и справок «задним числом». Таким образом, информация, размещенная на сайте http://sevastopol-list.com связана с осуществлением деятельности, образующей событие преступлений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 327 УК РФ, в связи с чем, у прокурора имеются основания для обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, так как предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанной информации противоречит положениям Конституции РФ, федеральному законодательству.
Прокурор в судебном заседании заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и настаивал на его удовлетворении.
Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного заседания извещено в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, сведений о причинах неявки представителя суду не представило.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе, об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В силу п. 10 ч. 2 указанной статьи ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.
Заявление прокурора по настоящему делу подано в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке главы 28 ГПК РФ с целью установления имеющего юридическое значение факта - признание информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учетом изложенного имеются основания полагать, что такое заявление подлежит рассмотрению в гражданском судопроизводстве по правилам особого производства.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В силу части 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Абзацем 2 п. 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, установлено, что листок нетрудоспособности выдают следующие медицинские работники: лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации).
Пунктом 2 Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения (далее - Инструкция), утвержденной Приказом ФСС РФ, Минздрава России от 29.01.2004 № 18/29, установлено, что изготовление бланков листков нетрудоспособности обеспечивает ФСС РФ.
Пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» установлено, что бланк листка нетрудоспособности является защищенной полиграфической продукцией со степенью защиты уровня «В».
Следовательно, листок нетрудоспособности является официальным документом, имеющим степени защиты, изготавливается и выдается только специально уполномоченным на то официальными органами и должностными лицами.
Частями 1 и 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, бланков, а также за использование таких заведомо подложных документов.
Свободное распространение информации об изготовлении и сбыте поддельных листков нетрудоспособности с целью их последующего использования, содержащейся на упомянутом интернет-сайте, влечет нарушения Уголовного кодекса Российской Федерации, законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, что в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, является основанием для ограничения доступа к интернет-сайтам, содержащим такую информацию.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, направленных на совершение уголовно наказуемых деяний.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обращаясь с настоящим заявлением, прокурор реализует полномочия по обращению в суд в защиту интересов государства, а также в защиту неопределенного круга лиц, предоставленные ему ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку круг лиц, права которых нарушены, индивидуализировать невозможно.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора, направленные на защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на интернет-странице http://sevastopol-list.com, а именно публичную оферту, содержащую информацию о возможности приобретения больничного листа и иных медицинских документов и справок, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения страницы сайта в сети Интернет http://sevastopol-list.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия.
Судья С.В. Калганова