Дело № 2а-1800/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панфилова ФИО6 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи,
У С Т А Н О В И Л:
Панфилов Д.М. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что владеет земельным участком КН № на основании договора аренды № № от 10.05.2012, заключенному с администрацией ГО «Город Калининград». На указанном земельном участке находится жилое строение КН № принадлежащее ему на праве собственности. В соответствии с ч. 5 ст. 25 Закона калининградской области № 415 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» от 27.04.2015 имеет право на выкуп земельного участка в собственность за 3 % процента (десятикратная ставка земельного налога) от его кадастровой стоимости. 23.12.2019 (вх. № от 23.12.2019) обратился в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» с заявлением о выкупе в собственность арендуемого земельного участка. 14.01.2020 КМИ ГО «Город Калининград» отказал в реализации права на приватизацию земли участка сославшись на то, что используемый земельный участок находится в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3). Действительно, графическая часть Приложения № 2 к Правилам землепользования и застройки ГО «Город Калининград» имеет указание на то, что вся западная часть г. Калининграда отнесена ко 2-ому поясу санитарной зоны охраны источников водоснабжения и, как следствие, является ограниченной в обороте в соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Однако в соответствии со сведениями, размещенными на публичной кадастровой карте, арендуемый земельный участок не отнесен к землям с особыми условиями землепользования. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально (ст. 85 Земельного кодекса РФ). В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающей основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Так, согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ осуществляется продажа (без торгов) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Статьей 39.17 Земельного кодекса регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса (пункт 3). В соответствии с частью 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами. Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Федеральным законом от 19.06.2007 № 102-ФЗ данный перечень дополнен пп. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте. Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность. Согласно ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Кроме того, ч. 2 п. 5 ст. 18 ФЗ-52 прямо устанавливает что «...Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.» В настоящее время какого-либо нормативного акта, регламентирующего установление 2-ого пояса защитной санитарной зоны санитарной охранной зоны источников водоснабжения в западной части г. Калининграда (в границах указанных в приложении № 2 к Правилам застройки ГО «Город Калининград») не имеется, а Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения Правительством РФ до настоящего времени не утверждено. Из ответа КМИ ГО «Город Калининград» следует, что участок с к.н. № расположен во 2-ом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Однако, необходимым условием отнесения территории к водоохранной зоне является установление точных границ санитарной охранной зоны и соблюдения всех необходимых процедур. КМИ ГО «Город Калининград» не представлено доказательств, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Калининград», проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в г. Калининграде, разработаны и утверждены надлежащим образом, и что спорный земельный участок находится в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Таким образом, отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие, что земельный участок находится во 2-ом поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
На основании изложенного, с учетом дополнений и уточнений от 05.03.2020 и от 21.05.2020, просит признать незаконным отказ КМИ ГО «Город Калининград» в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым № №; обязать администрацию ГО «Город Калининград» в 30-тидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым № № за сумму (821013,30 / 100 * 0,3 (ставка земельного налога) * 10) = 24630,40 рублей.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям, на удовлетворении административного иска настаивал.
Представитель административных ответчиков администрации городского округа «Город Калининград» и комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» по доверенности – Третьякова К.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, представила письменные возражения.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, не оспаривается и подтверждается материалами дела, что на основании договора аренды земельного участка № № от 10.05.2012 и соглашений об уступке прав и обязанностей по договору от 20.03.2013, от 07.08.2015, от 08.05.2018 Панфилов Д.М. является арендатором земельного участка КН № площадью 510 кв.м по адресу: < адрес >. На данном участке по адресу: < адрес > возведено двухэтажное жилое строение КН № площадь. 163,6 кв.м, принадлежащее Панфилову Д.М. на праве собственности.
23.12.2019 Панфилов Д.М. обратился в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о выкупе в собственность арендуемого земельного участка.
В письме от 14.01.2020 № из-№ ответчик сообщил заявителю о принятом решении об отказе в предоставлении в собственность земельного участка КН № в < адрес > на основании п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из приведенных положений Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона в частную собственность не предоставляются.
Исходя из пункта 4 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 30, части 3 статьи 34 и части 5 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под градостроительным регламентом, как следует из пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, понимаются, среди прочего, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Абзацем 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, с учетом положений п. 16 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 01.01.2022 границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Действительно, Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области, как уполномоченным органом зона санитарной охраны в районе расположения СТ «Сад № 1»в городе Калининграде не устанавливалась, что однако не свидетельствует об отсутствии такой зоны.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10.
В соответствии с положениями пунктов 1.4 и 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пунктам 1.6 и 1.17 указанных санитарных правил и норм, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, при этом отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН 2.1.4.1110-02.
Границы поясов зон санитарной охраны определяются в соответствии с разделом II санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 (ред. от 19.03.2020, с изм. от 30.03.2020) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград».
Согласно п. 3, 5, 6 ст. 19 названных Правил, на карте градостроительного зонирования в составе Правил отображены, в том числе, следующие зоны с особыми условиями использования территорий, выделенные в соответствии с условиями охраны окружающей среды, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными вопросами:
Н-2. Зона санитарной охраны источников водоснабжения, I пояс;
Н-3. Зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс;
Н-3.1. Зона санитарной охраны источников водоснабжения, III пояс;
Границы указанных в частях 1-3 настоящей статьи зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия отображаются в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, а при отсутствии таковых - в соответствии с нормативными актами об установлении границ таких зон.
Режим использования территории в пределах данных зон устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Калининградской области и органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград».
Согласно карте границ зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах II пояса зоны санитарной охраны поверхностных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отображенного на картах Генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 225 и в карте границ зон с особыми условиями использования территорий.
В силу ч. ч. 8, 9 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в частности, решением исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Судом установлен факт расположения спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения, что подтверждается Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», где отражены границы второго пояса зоны санитарной охраны, при этом фактическое местоположение спорного земельного участка можно установить на общедоступном информационном ресурсе публичной кадастровой карте.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание перечисленные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что решение принято Комитетом законно, административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Панфилова ФИО7 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи – оставить без удовлетворения
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2020.
Судья Д.В. Стома