Дело № 2а-1-1513/2020
УИД 64RS0042-01-2020-001351-44
Решение
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Гаевской Н.В.,
при секретаре Родак В.В.,
с участием прокурора города Энгельса Саратовской области Хворостенко Ю.В., представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области Боженов Е.Б., действующего на основании доверенности, административного ответчика Сергеев Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об установлении административного надзора в отношении Сергеев Р.В.,
установил:
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 13» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее по тексту ФКУ ИК-13) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить Сергеев Р.В. административный надзор сроком на № лет с установлением ограничений в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив; запрета покидать адрес места жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 06 часов; запрета выезда за пределы территории <адрес>; обязанности являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц.
В обоснование требований указывает, что приговором <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом постановления <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Сергеев Р.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью № Уголовного Кодекса РФ, с назначением наказания в виде № лет № месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Подлежит освобождению ДД.ММ.ГГГГ. Преступление совершено в условиях особо опасного рецидива.
В судебном заседании представитель Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области Боженов Е.Б. заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске, поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Сергеев Р.В. требования Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об установлении административного надзора не признал, полагал, что установление в отношении него административного надзора и административных ограничений являются чрезмерно суровым и повторным наказанием за совершение преступления. Он состоит в браке и после освобождения из мест лишения свободы намерен трудоустроится, а установленные в отношении него ограничения в виде запрета покидать адрес места жительства либо пребывания в ночное время будут препятствовать трудоустройству. Указал, что его родители проживают в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому запрет покидать пределы территории <адрес> будет препятствовать ему поддерживать социальные связи с родственниками. Полагал количество явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц чрезмерным и просил ограничится одной.
Прокурор просил заявленные требования удовлетворить, поскольку они основаны на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», полагал возможным установить обязанность являться для регистрации в орган полиции по месту жительства или пребывания два раза в месяц по установленному графику.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 3 Закона № 64-ФЗ).
В силу положений части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Закона № 64-ФЗ.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно
ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В судебном заседании установлено, что приговором <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом постановления <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Сергеев Р.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью № Уголовного Кодекса РФ, и на основании части 3 статьи 69 Уголовного Кодекса РФ ему назначено наказание в виде № лет № месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима. Подлежит освобождению ДД.ММ.ГГГГ. Преступление совершено в условиях особо опасного рецидива.
Как следует из пункта «г» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание, что лицам, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона № 64-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Сергеев Р.В. административного надзора сроком на 8 лет с установлением последнему ограничений в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив; запрета покидать место жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; запрета выезда за пределы <адрес>, а также возложении обязанности являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, поскольку последний отбывает наказание за преступление, совершенное в условиях особо опасного рецидива.
Наличие оснований для установления административного надзора подтверждено совокупность представленных доказательств.
Вопреки доводам Сергеев Р.В. административный надзор не является повторным наказанием, а является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности.
При этом установление административного надзора и возложение административных ограничений уголовным наказанием не является, в связи с чем, не посягает на основополагающий принцип уголовного законодательства - принцип справедливости, предусмотренный частью 2 статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 597-О-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Довод административного ответчика о том, что установление запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, пребывания в период с 22 часов до 06 часов, будет препятствовать выполнению им трудовых обязанностей, не принимаются во внимание, поскольку суд при вынесении решения не располагает сведениями о том, что Сергеев Р.В. где - либо будет работать.
Вместе с тем, в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Таким образом, осужденный Сергеев Р.В. не лишен права при трудоустройстве и установлении графика выполнения трудовых обязанностей обратиться в надзирающий орган для корректировки времени нахождения его по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также не лишен права на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с личными обстоятельствами.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 4, ст. 10 названного Федерального закона Сергеев Р.В. в дальнейшем не лишен права обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить административный надзор в отношении Сергеев Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> сроком на №) лет.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Сергеев Р.В. на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Сергеев Р.В. следующие административные ограничения в виде:
запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив;
запрета покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток;
запрета на выезд за пределы <адрес> без согласования с контролирующим органом.
Обязать Сергеев Р.В. являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 2 (два) раза в месяц по установленному графику.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья: Н.В. Гаевская
Секретарь: В.В. Родак
16 марта 2020 года.