к делу № 2– 141/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи – Хуаде А.Х., при секретаре Шадже Р.С.,
с участием представителя ответчика Министерство здравоохранения Республики Адыгея Жане А.А., представителя ответчика ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская станция скорой помощи и центр медицины катастроф» Комковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чамоковой Азы Руслановны к Министерству здравоохранения РА, ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф» о признании решения об отказе незаконным, обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Чамокова А.Р. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РА о признании решения об отказе незаконным, обязании заключить договор. В обоснование иска указала, что ей было отказано в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты, в связи с отсутствием права на предоставление выплаты, а именно трудоустройство ГБУЗ РА «Адыгейской республиканской станции скорой помощи». Полагает, что указанное решение нарушает ее права, незаконно и необоснованно.
На основании изложенного просит признать незаконным решение Министерства здравоохранения РА от ДД.ММ.ГГГГ №.
Позже уточнила исковые требования просила признать незаконным решение Министерства здравоохранения РА от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать ГБУЗ РА «Адыгейская Республиканская станция скорой медицинской помощи» заключить с Чамоковой А.Р. договор о предоставлении единовременной компенсационной.
В судебное заседание истец и представитель не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Адыгея Жане А.А. и представитель ответчика ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская станция скорой помощи и центр медицины катастроф» Комкова М.А. полагали, что требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Чамокова А.Р. имеет среднее профессиональное образование, квалификация фельдшер.
На основании ч.12.1. ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010г.№ 326-ФЗ « Об обязательном медицинском страховании в РФ» (в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) В 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с Федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Обязательным условием для получения указанных выплат является наличие двух заключенных договоров, а именно трудового договора между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения; договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении ЕКВ.
Постановлением Кабинет Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых мерах по осуществлению в 2016 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» уполномоченным органом исполнительной власти по заключению договоров с медицинскими работниками 2016 г. определено Министерство Здравоохранения.
В силу п.2 Порядка, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РА № от ДД.ММ.ГГГГ для заключения договора медицинский работник предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:
- заявление на выплату единовременной компенсации по форме, установленной уполномоченным органом.
- копию паспорта.
- копию трудового договора, заключенного с государственным учреждением здравоохранения Республики Адыгея не ранее ДД.ММ.ГГГГ;
- копию документа об образовании, подтверждающего получение высшего образования;
- копию трудовой книжки.
Министерство здравоохранения РА принимает решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора в течение десяти рабочих дней со дня предоставления документов указанных в п.2 указанного Порядка.
При этом в силу п.6 указанного Порядка, основанием для отказа в заключение договора является: отсутствие права на предоставление единовременной компенсационной выплаты; Предоставление медицинским работником документов, не соответствующих требованиям пункта 2 указанного Порядка.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ГБУЗ РА « Адыгейская республиканская станция скорой медицинской помощи» в лице главного врача Есауленко И.В. был заключен трудовой договор №, согласно которого истица принята на работу в должности фельдшер скорой медицинской помощи общепрофильной бригады Шовгеновской подстанции, квалификация-фельдшер, сроком с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, договор по основной работе.
Из материалов дела усматривается, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство здравоохранения РА с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты (ЕКВ) в размере 500 000 руб. как медицинскому работнику, переехавшему в сельский населенный пункт в 2018 г. и предоставила пакет необходимых документов.
Министерством здравоохранения Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ было отказано в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты в связи с отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, а именно трудоустройство ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская станция скорой медицинской помощи».
Иных документов, подтверждающих право на получение выплаты, представлено не было.
Таким образом, фактическая смена места работы при переезде в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта не подтверждена.
Целью правовой нормы, установленной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство или переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1798-О, необходимость предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, ее установление является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (с изменениями и дополнениями) Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" установлены цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - субъекты Российской Федерации) на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - субсидия). Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 96 «О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Адыгея, на условиях полного рабочего дня.
Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятия: финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Субсидия предоставляется на основании заключаемого ежегодно соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии, которое заключается с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).
Довод истца о том, что для предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты достаточно заключение трудового договор с медицинским учреждением и прибытие (переезд) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек несостоятелен.
Одним из критериев для получения медицинским работником единовременной компенсационной выплаты является заключение трудового договора с медицинским учреждением и прибытие (переезд) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек именно в предполагаемом году получения единовременной выплаты.
Правовая норма Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1640 ставит в прямую зависимость наличие права у медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от наличия или отсутствия факта прибытия (переезда) медицинского работника на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Основной целью, заложенной законодателем, с учетом компенсационной природы единовременной выплаты, является стимулирование медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из других населенных пунктов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленных менее комфортными условиями проживания, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Вышеназванные императивные нормы, регулирующие правоотношения в указанной сфере, по своему смыслу указывают на необходимость помимо реальной смены места работы и осуществить переезд, направлены на привлечение медицинских работников в сельскую местность.
В случае заключения медицинским работником трудового договора с медицинским учреждением в году, предшествующему году получения единовременной компенсационной выплаты, лишает его право на получение единовременной компенсационной выплаты, т.к. в противном случае медицинский работник в любой период времени до этого (1 год, 5, 10 лет назад и т.д.), заключивший трудовой договор с медицинским учреждением и переехавший на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, имел бы право на получение данной выплаты. Иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1640, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты стимулировать медицинских работников к заключению работником трудового договора с медицинским учреждением и переезду на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек из других населенных пунктов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами условиями проживания.
Таким образом, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований Чамоковой А.Р. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении иска Чамоковой Азы Руслановны к Министерству здравоохранения РА, ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф» о признании решения об отказе незаконным, обязании заключить договор - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий – подпись А.Х. Хуаде
УИД 01RS0№-85
Подлинник находится в деле №//2020
В Майкопском городском суде