Гр.дело № 2-499/2019
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2019 года с. Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при секретаре Палий И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Республиканского агентства лесного хозяйства в лице отдела организации и обеспечения деятельности Заудинского лесничества к Максимову Алексею Валерьевичу о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков, взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Республиканское агентство лесного хозяйства в лице отдела организации и обеспечения деятельности Заудинского лесничества, просит обязать Максимова А.В. произвести очистку мест незаконной рубки от порубочных остатков в квартале <адрес> в срок до 01 сентября 2019 г., взыскать причиненный материальный ущерб в размере <данные изъяты> руб.
Исковое заявление мотивировано тем, что приговором Тарбагатайского районного суда от 03.12.2018 г. Максимов А.В. признан виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ. Данным приговором установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Максимовым А.В. в вышеуказанном лесном массиве совершена незаконная рубка 5 жизнеспособных деревьев породы сосна объемом 3,18 куб.м. На момент подачи искового заявления в местности, где произведена незаконная рубка лесных насаждений, территория от порубочных остатков не очищена, надлежащим образом порубочные остатки не сложены. Наличие порубочных остатков в лесном массиве является пожароопасным фактором, может повлечь за собой возникновение лесного пожара, и как следствие, причинение ущерба лесному фонду Российской Федерации. Согласно «Таксам для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. №273 Максимов А.В. причинил РФ в лице отдела организации и обеспечения деятельности Заудинского лесничества ущерб причиненный размещением в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель истца Асташев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Максимов А.В. в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суду об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
С учетом мнения представителя истца, на основании ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Ст.1 Лесного кодекса РФ определены принципы лесного законодательства, в том числе, обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ, лесной фонд является федеральной собственностью.
На основании п.2 ст.11 Лесного кодекса РФ, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Статьей 53 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008), к отходам относятся: отходы при лесозаготовках, отходы производства круглых лесоматериалов, Отходы древесины от лесоразработок: отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки, Прочие отходы при лесоводстве и лесозаготовках.
Согласно п. 12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (ред. от 11.01.2017) "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
П. 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 17.04.2019) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Максимовым А.В. в лесном массиве в квартале <адрес> 5 жизнеспособных деревьев породы сосна объемом 3,18 куб.м. за что приговором Тарбагатайского районного суда от 03.12.2018 г. Максимов А.В. признан виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ.
Согласно справке участкового лесничего ФИО4 в ходе осмотра места совершения незаконной рубки лесных насаждений гражданином Максимовым А.В. в квартале 23 выделе 10 Тарбагатайского сельского участкового лесничества СПК ТУ №8 «Октябрь» лесной участок захламлен отходами в объеме 0,31 м3.
Согласно расчету вреда за причинение лесам вследствие нарушения лесного законодательства, произведенного с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. №273, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям от 2019 г. ущерб составил 7797 руб.
Между тем способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установлены ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Принятым постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 99, ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - постановление N 12-П) признаны положения ч. 2 ст. 99 ЛК РФ (в прежней редакции) и постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 9 (ч. 1) во взаимосвязи со ст. 19 (чч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1), 42 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам.
В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
Учитывая, что восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, возможно, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению лишь в части возложения на ответчика обязанности произвести очистку места незаконной рубки совершенной в лесном массиве в квартале <адрес> от порубочных остатков.
В целях недопущения возникновения пожара, исполнение решения в части очистки места незаконной рубки осуществить в период до 01 ноября 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требований Республиканского агентства лесного хозяйства удовлетворить частично.
Обязать Максимова Алексея Валерьевича произвести очистку места незаконной рубки, совершенной в лесном массиве в <адрес> в срок до 01 ноября 2019 года.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Максимова Алексея Валерьевича в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Т. Ильина
СОГЛАСОВАНО
Судья М.Т. Ильина