Решение по делу № 2-5001/2019 от 11.06.2019

№2-5001/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2019 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Лукутцова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозыриной И. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

Мозырина И.В. обратилась с иском по тем основаниям, что при обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истице отказано ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, в соответствующие стажи истице ответчиком не учтены отдельные периоды ее работы. Истица не согласна с данным решением, с учетом уточнения требований просит обязать ответчика включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в решении ответчика об отказе в установлении истице пенсии.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского и пенсионного дел, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ истицы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано по причине недостаточного стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В стаж работы истицы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС), ответчиком учтено 14 лет 27 дней (при требуемом стаже 17 лет); в стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) ответчиком учтено 14 лет 22 дня (при требуемом стаже 15 лет).

В соответствующие стажи истице не были учтены спорные периоды.

В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) Право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (Далее – Правила №516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности).

Как установлено в судебном заседании в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица, обучаясь в учебном заведении, являясь несовершеннолетней, работала <данные изъяты>. Была принята на неполный рабочий день (4-часовой) на основании ст.49 КЗоТ РСФСР. Данные обстоятельства подтверждаются, кроме справки, не принятой ответчиком, представленными по запросу суда приказами по предприятию, лицевыми счетами.

Согласно ст.49 КЗоТ РСФСР по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

С учетом изложенного, обозначенный спорный период подлежит учету истице в страховой стаж.

В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована в органе службы занятости и участвовала в оплачиваемых общественных работах по направлению этих органов. Истица работала в ПМУП «<данные изъяты>» уборщицей территории, данный период отражен работодателем в трудовой книжке истицы. Работодатель истицы находился в г.Петрозаводске, отнесенному к МКС.

В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Согласно чч.3, 4 ст.24 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости №1032-1) оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Порядок организации общественных работ регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №875 (далее - Положение №875).

Согласно п.2 Положения №875 под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор (п.13).

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании (п.14).

В соответствии с ст.59 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) срочный трудовой договор заключается с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы. Согласно ст.314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (Законом Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Спорный период работы истицы подтверждается ее трудовой книжкой, лицевыми счетами, в которых отражены заработная плата и районный коэффициент (15%), а также отчисления в Пенсионный фонд. Работа истицы осуществлялась на тех же условиях, что и работа работников предприятия (без каких-либо исключений), в режиме полного рабочего дня. Работодателем истицы в Пенсионный фонд производилась уплата страховых взносов.

С учетом установленных обстоятельств, названых норм суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истица работала по срочному трудовому договору со всеми гарантиями и компенсациями, предусмотренными для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем, спорный период не может быть отнесен к «иным» периодам ст.12 Федерального закона №400-ФЗ, которые не являются трудовой деятельностью (работой).

Как отмечено в комментарии к Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 марта 2001 года Е.Г. Азарова, З.А. Кондратьева) не могут быть отнесены к работе и включены в трудовой стаж в полуторном размере периоды выплаты северянам пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости в другую местность, названные п.«ж» ст.92 Закона 1990 г. Участие безработных в оплачиваемых общественных работах, предусмотренное этим же пунктом ст.92, является ничем иным, как работой по трудовому договору, и должно включаться в трудовой стаж с применением северных льгот.

Кроме того, согласно Конституции РФ в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; государственные пенсии и социальные пособия также устанавливаются законом (ст.39).

По смыслу приведенных положений Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2) и 19 (части 1 и 2), правовое регулирование, закрепляющее как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, в том числе в рамках государственного пенсионного обеспечения, должно исходить из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности и осуществляться на основе конституционных принципов, в том числе принципа юридического равенства (статья 19, часть 1, Конституции РФ), который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона.

Соблюдение данного принципа в сфере пенсионного обеспечения означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); что касается тех или иных различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и в реализации пенсионных прав, то они не должны устанавливаться произвольно и допустимы лишь в том случае, когда они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения соответствующих целей правовые средства им соразмерны.

Таким образом, пенсионные права (в частности, на соответствующий учет периодов работы по трудовому договору, в том числе, срочному) лиц, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, находящихся в МКС, не могут быть ограничены по отношению к аналогичным правам иных лиц, претендующих на назначение досрочной страховой пенсии по ст.32 Федерального закона №400-ФЗ.

С учетом изложенного, требования истицы о соответствующем учете периода осуществления оплачиваемых общественных работ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст.98 ГПК РФ расходы, понесенные истицей по делу в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат возмещению ответчиком.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Мозыриной И. В. в страховой стаж период работы с 14.10.1985 по 11.11.1986;в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 16.06.1997 по 02.07.1997.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Мозыриной И. В. расходы по оплате государственной пошлины размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Н.Л.Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2019.

2-5001/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Мозырина Ирина Владимировна
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное)
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2019Передача материалов судье
13.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2019Судебное заседание
18.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее