Дело № 2а-2984/2019 23RS0014-01-2019-003459-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 1 ноября 2019 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Майстер Л.В.,
при секретаре Захаровой Ю.А.,
с участием:
представителя административного истца Урайкиной Н.Е.,
административного ответчика Соколова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю к Соколову Е. В. о взыскании недоимки по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Соколову Е.В. о взыскании недоимки по налогу, и просит взыскать с Соколова Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года), в размере 35 939 руб. 28 коп.
В обоснование административного иска указано, что Соколов Е.В. имеет неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2016 год – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года), в размере 35 939 руб. 28 коп. Ему направлялось требование на уплату налога от 09.01.2017 г. № №, и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. В указанный срок требование об уплате налога не исполнено. 12.02.2019 г. на основании письменных возражений административного ответчика судебный приказ от 21.01.2019 г. о взыскании указанной задолженности отменен определением мирового судьи судебного участка № 141 от 12.02.2019 г.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала административный иск, просила требования административного иска удовлетворить в полном объеме ссылаясь на доводы, изложенные в нем. Пояснила, что налоговой инспекцией 15.01.2019 года было подано заявление о вынесении судебного приказа с восстановлением пропущенного срока от 07.12.2018 года на общую сумму 80 279 руб. 76 коп. Данное заявление было сформировано на основании требования от 09.01.2017 года, со сроком уплаты 16.10.2017 года. Остаток долга по страховым взносам за 2015-2016 годы по требованию по состоянию на 28.10.2019 года составляет 37 967 руб. 28 коп. Задолженность на сумму 42 312 руб. 48 коп. была списана по ст. 59 НК РФ как безнадежный ко взысканию. Судебный приказ был отменен по заявлению налогоплательщика, определение об отмене в МИФНС поступило 28.02.2019 года, в связи с чем мы и обратились с настоящим административным иском.
Административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что административным истцом пропущен срок исковой давности.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст. 45 Налогового кодекса РФ ).
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, порядок исчисления и уплаты страховых взносов устанавливается главой 34 НК РФ, Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (по состоянию на 2016 год).
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Судом установлено, что Соколов Е.В., ИНН №, в силу ст. 419 НК РФ и ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признается плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно расшифровки задолженности налогоплательщика, Соколов Е.В. имеет неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2016 год – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года), в размере 35 939 руб. 28 коп.
09.01.2017 г. Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю было направлено в адрес Соколова Е.В. требование на уплату налога № по состоянию на 09.01.2017 г., которым установлен срок для исполнения до 16.10.2017 г., что подтверждается копией указанного требования и выдержкой из АИС Налог-3 ПРОМ.
Судом установлено, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Соколова Е.В. указанной недоимки по налоговым платежам за 2016 год лишь в январе 2019 г., 21.01.2019 г. был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки.
Определением мирового судьи судебного участка № 141 от 12.02.2019 г. на основании письменных возражений административного ответчика судебный приказ от 21.01.2019 г. о взыскании указанной задолженности отменен.
12.08.2019 г. Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю подан настоящий административный иск о взыскании с Соколова Е.В. указанной задолженности.
Из указанного следует, что Межрайонная ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налоговым платежам по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, а именно, спустя более 14 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога; административный иск подан в суд в последний день установленного 6-месячного срока для подачи иска со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, административным истцом заявление о выдаче судебного приказа было подано по истечении срока, установленного ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
При этом, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с требованием о взыскании налоговой недоимки не поступало, в связи с чем вопрос об уважительности пропуска срока и возможности его восстановления судом не рассматривается.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налоговым платежам является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с указанным, учитывая что административным ответчиком заявлено о пропуске административным истцом пресекательного срока для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу, суд считает необходимым административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 179, 180, 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю к Соколову Е. В. о взыскании недоимки по налогу, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 01.11.2019 года.
Председательствующий