Решение по делу № 2-760/2020 от 18.02.2020

Дело №2-760/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года                              г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Деляевой Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах Гаряева Вячеслава Кюкеновича к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

прокурор Яшкульского района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах Гаряева В.К. с указанным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению работников БУ РК «Яшкульская районная больница» по факту непредоставления мер социальной поддержки, связанных с возмещением оплаты жилищно-коммунальных услуг. В результате проверки установлено, что Гаряев В.К. с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время работает в БУ РК «Яшкульская районная больница». Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам в рамках Подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» Государственной программы Республики Калмыкия «Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ года №, является Министерство здравоохранения Республики Калмыкия. Между тем ответчиком меры по возмещению расходов, понесенных Гаряевым В.К. по оплате жилищно-коммунальных услуг, не принимались. Гаряев В.К. понес расходы по оплате коммунальных услуг за отопление за период с 01 января по 15 апреля, с 15 октября по 31 декабря 2019 г. в размере 30 735 руб. 95 коп., за электроэнергию за период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 26 820 руб. 39 коп., на общую сумму 57 556 руб. 34 коп.

Просит взыскать с ответчика в пользу Гаряева В.К. в возмещение понесенных расходов по оплате за отопление за периоды с 01 января 2019 г. по 15 апреля 2019 г. и с 15 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 30 735 руб. 95 коп., за электроэнергию за период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 26 820 руб. 39 коп., на общую сумму 57 556 руб. 34 коп.

Прокурор, представитель Министерства здравоохранения РК, надлежаще извещенные о дне судебного слушания, в судебное заседание не явились.

Истец, Гаряев В.К. в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержвает.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ ограничения по предъявлению прокурором заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социального обеспечения.

В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Медицинские работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. № 5487 (в редакции, действовавшей до 01 января 2005г.), имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Данная норма утратила силу на основании ФЗ от 22 августа 2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, согласно его преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В силу п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1 признана утратившей силу.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1, дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливается органами местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года №965-О-П изложена правовая позиция, согласно которой установленное пунктом 2 статьи 42 и частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ правовое регулирование - в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в ранее вынесенных им решениях, - не может рассматриваться как не допускающее реализацию возникшего у работников библиотек образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно ч. 1 ст.4 и ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года №149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Часть 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

В соответствии с п.«ж», «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.

П.п.24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06 октября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с ч.2 ст.72 ФЗ от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», действующего с 01 января 2012г., Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Из нормы федерального закона следует, что на органы, устанавливающие соответствующие меры, возложено право выбора установления правового механизма, предоставляющего гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам.

Исходя из положений п.3 ст. 158 БК РФ, такая обязанность возлагается на главных распорядителей бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам в рамках Подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» Государственной программы РК «Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ. №, является Министерство здравоохранения Республики Калмыкия.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ г. Гаряев В.К. обратился с заявлением к прокурору Яшкульского района РК о проведении проверки по факту не возмещения расходов по оплате коммунальных услуг за 2019 год. Гаряев В.К. с ДД.ММ.ГГГГ г. работает в БУ РК «Яшкульская районная больница» врачом-хирургом хирургического отделения.

Истец зарегистрирован и проживает с женой Гаряевой А.А. по адресу: <адрес>.

Согласно справке БУ РК «Центр социальной защиты населения Яшкульского района» № от ДД.ММ.ГГГГ г. Гаряев В.К. мерами социальной поддержки по оплате ЖКУ в 2019 г. не пользовался.

Таким образом, за ним, как медицинским работником, проживающим в сельской местности, работающим в государственном учреждении здравоохранения и до 01 января 2005 года приобретшим право на льготы по оплате коммунальных услуг, указанная льгота сохраняется.

Согласно расчету истца по оплате коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. он оплатил за потребление электроэнергии – 26820 руб. 39 коп., за потребление газа в период отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. – 30 735 руб. 95 коп.

По карточке расчетов л/с за период с ДД.ММ.ГГГГ г.- ДД.ММ.ГГГГ г. АО «Газпромгазораспределение Элиста» Гаряев В.К., проживающий по адресу: <адрес>, оплатил за газ в период отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. – 30 735 руб. 95 коп.

Согласно справке Яшкульского энергосбытового отделения АО «Калмэнергосбыт» Гаряев В.К. оплатил за электроэнергию за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 26820 руб. 39 коп.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании в пользу Гаряева В.К. с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия компенсации расходов по оплате за электроэнергию в размере 26820 руб. 39 коп. и по оплате за газ в период отопительного сезона в 2019 г. в размере 30 735 руб. 95 коп., а всего в сумме 57 556 руб. 34 коп.

Таким образом, исковые требования прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах Гаряева В.К. подлежат удовлетворению.

Суд считает возможным не взыскивать с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, поскольку Министерство здравоохранения РК является государственным органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах Гаряева Вячеслава Кюкеновича к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Гаряева Вячеслава Кюкеновича денежную компенсацию за оплату коммунальных услуг: по оплате за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 26 820 руб. 39 коп., по оплате за газ в период отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.(за периоды отопительных сезонов) – 30 735 руб. 95 коп., всего на сумму 57 556 руб. 34 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Карвенова

2-760/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Яшкульского района в интересах Гаряева В.К.
Гаряев Вячеслав Кюкенович
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Карвенова Елена Викторовна
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2020Передача материалов судье
26.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее