Дело № 2-120/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2020 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Билле И.П.,
при секретаре Шакировой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по выделению лимитов на текущий ремонт,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском к Министерству Обороны РФ:
- о возложении обязанности по выделению лимитов денежных средств ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ для выполнения работ по текущему ремонту, а именно: ограждающих конструкций, проемов (окна, двери), внутренних трубопроводов и арматуры, КИПиА, приборов учета, котельной № 107, 1940 года постройки, расположенной в военном городке № 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки котельной № 107, было установлено, что текущий ремонт здания не производился, сведения о внесении в планы текущего и капитального ремонта отсутствуют, сроки работ по ремонту не определены, что создает реальные предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, указанная котельная обеспечивает теплом объекты инфраструктуры воинских частей военного городка № 71, в которых проходят службу более одной тысячи военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны РФ.
Представитель истца надлежаще извещеный о дате и времени рассмотрении дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства Обороны РФ, представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще - повесткой.
Из письменного отзыва представителя ответчика установлено, что с требованием истца не согласен, ФГБУ «ЦЖКУ» является получателем бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств, таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» обязано выполнять текущий и капитальный ремонт.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе проведения надзорных мероприятий установлено, что котельная инв. № 107, 1940 года постройки, расположенная в военном городке № 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, на основании акта приема-передачи № 2/2/908 от 01.06.2017 передана в безвозмездное пользование ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
При проведении проверки установлена необходимость проведения текущего ремонта котельной.
Текущий (предупредительный) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей, то есть, носит предупредительный, плановый характер.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.
Согласно уставу (изменения от 30.01.2018 № 2025) п. 21 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ выполняет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
В ходе проверки, проведенной 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов проведена проверка котельной инв. № 107, 1940 года постройки, расположенной в военном городке № 71 (Приморский край, Пограничный район, с. Сергеевка).
При проведении проверки необходимость проведения текущего ремонта.
Согласно акту осмотра № 10 от 03.10.2019 необходимо провести текущий ремонт оборудования и здания котельной, а именно: ограждающих конструкций, проемов (окна, двери), внутренних трубопроводов и арматуры, КИПиА, приборов учета.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу указанных норм, Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.
Министерством обороны Российской Федерации создаются учреждения для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Судом установлено, что котельная инв. № 107, расположенная в военном городке № 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, нуждается в проведении текущего ремонта, и что собственник (Министерство обороны РФ) надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимает, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга граждан.
Следует учесть, что котельная инв. № 107 построена в 1940 году, имеет значительный срок эксплуатации и износа. При этом, доказательств, проведения ремонта здания котельной, в том числе, вышеназванных систем и конструкций, суду не предоставлено. Представленные прокурором доказательства о ненадлежащем состоянии объекта в установленном порядке не опровергнуты.
Необходимость проведений текущего ремонта подтверждается перечисленными выше доказательствами, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно п.30 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» финансирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидий) с учетом государственного задания на очередной финансовый год.
Статьей 38 Бюджетного кодекса определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности, поскольку на Министерство Обороны РФ в силу закона возложена обязанность по финансированию ремонтных работ.
Ст. 45 ГПК РФ установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита, охрана здоровья военнослужащих и членов из семей является функцией государства.
По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить военнослужащих и членов их семей благоприятными условиями труда и отдыха. Надзор за исполнением данных норм возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
С учетом заявленных требований суд определяет срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным для выполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, удовлетворить.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по выделению лимитов денежных средств ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации для проведения работ по текущему ремонту котельной инв. № 107, расположенной в военном городке № 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, а именно: ограждающих конструкций, проемов (окна, двери), внутренних трубопроводов и арматуры, КИПиА, приборов учета, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.П.Билле