Дело № 5-43/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 сентября 2019 года п.Ибреси
Судья Ибресинского районного суда Чувашской Республики Козлов В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица
Общества с ограниченной ответственностью «Каналсеть+», <данные изъяты>, юридический адрес: Чувашская <адрес>, место фактического осуществления деятельности: <адрес> очистные сооружения, ранее не привлекавшегося к ответственности за совершение однородных правонарушений,
выслушав представителей Росприроднадзора ФИО11 и ФИО12., представителя ООО «Каналсеть+» ФИО7, и проверив протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему материалы дела,
Установил:
В связи с обращением жителя п.Ибреси Чувашской Республики о несанкционированном сбросе сточных вод ООО «Каналсеть+» на почву и далее в р. Черноречка Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике проведён плановый (рейдовый) осмотр территории, прилегающей к очистным сооружениям ООО «Каналсеть+», расположенным по адресу: ФИО13 и выяснено, что основным видом деятельности ООО «Каналсеть+» является деятельность по сбору обработке сточных вод, образующихся на территории <адрес>. Очистные сооружения эксплуатируются Обществом в рамках концессионного соглашения в отношении отдельных объектов системы водоотведения, находящегося в собственности Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Мощность очистных coopужений 1000 м3/сутки. Сточные воды после очистки поступают в канализационный колодец, расположенный на расстоянии 10м от канализационно-насосной станции, и далее через металлическую трубу сбрасываются на почву (земляной ров) на территории очистных сооружений. Далее сточные воды по естественному уклону стекают вниз и далее за пределами территории очистных сооружений впадают в <данные изъяты>. Площадь земельного участка, подвергшаяся негативному воздействию от несанкционированного сброса сточных вод, составила 23,4 м2. На момент осмотра сброс сточных вод на почву не осуществлялся. Собственником канализационной сети является администрация Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики. С выездом на место ДД.ММ.ГГГГ в присутствии оператора очистных сооружений ФИО5 произведён осмотр земельного участка, а специалистами филиала «ЦЛАТИ по ФИО1» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ФИО6 и ФИО8 произведён отбор проб почвы, подвергшейся негативному воздействию в результате несанкционированного сбора сточных вод с вышеуказанного канализационного колодца. Согласно протокола количественного химического анализа почвы от ДД.ММ.ГГГГ № и заключению по результатам проведения лабораторных исследований Филиала «ЦЛАТИ по ЧР» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» установлено превышение концентрации по следующим веществам в почве: нефтепродуктов в <данные изъяты> раза, железа <данные изъяты> раз и фосфора в <данные изъяты> раз.
В ходе осмотра и отбора проб почвы производились видео съёмка видеокамерой SONY, фотосъёмка и определение географических координат GPS-навигатором марки <данные изъяты> (заводской номер <данные изъяты>) и определение площади загрязнения участков почвы лазерным дальномером марки <данные изъяты> (заводской №, свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ).
Обществом «Канал сеть+» нарушены нормы права, установленные ст.ст.39, 51
федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.ст.13, 14, 42 Земельного кодекса Российской Федерации и совершено правонарушение по месту расположения <адрес>, географические координаты <данные изъяты>; северной широты и <данные изъяты>; восточной долготы. Время совершения (выявления) административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ
Ввиду наличия в действиях ООО «Каналсеть+» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.8.6 КоАП Российской Федерации, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании лицо, составившее протокол, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмин С.П., пояснил, что в связи с обращением жителей п.Ибреси была исследована местность, прилегающая к биологически очистным сооружениям, где осуществляется обработка сточных вод, образующихся на территории пгт.Ибреси. Установлено, что сточные воды после очистки сбрасываются на почву и далее стекают в речку. Специалистами был произведен отбор проб почвы на месте сброса и установлено превышение концентрации вредных продуктов, загрязняющих прибрежную почву. Указанные действия являются правонарушением со стороны ООО «Каналсеть+», который отвечает за данные очистные сооружения, независимо от того, что ранее деятельность осуществлялась другой организацией. Для предотвращения загрязнений почвы предприятию было необходимо оборудовать место слива очищенных вод в речку бетонным желобом, а не по земле.
Представитель Росприроднадзора ФИО14., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ считает, что исследованными доказательствами подтверждается виновность ООО «Канал сеть+» в совершении правонарушения указанного в ч.2 ст.8.6 КоАП Российской Федерации.
Законный представитель юридического лица – директор ООО «Каналсеть+» ФИО7 вину в совершении административного правонарушения не признал пояснив, что биологические очистные сооружения построены и введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ года. На основании заключения концессионного соглашения администрацией Ибресинского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Каналесеть+» начал эксплуатацию данных очистных сооружений. До этого эту деятельность производил на этом месте МУП Водоканал Ибресинского района. С момента принятия очистных сооружений каких-либо изменений в систему сброса очистных вод не вносил, реконструкцию объекта не проводили, но за время деятельности ООО «Канал сеть» не производилось сбросов неочищенных вод, которые могли явиться причиной загрязнения почвы. Указанная концентрация вредных веществ производилась на протяжении предыдущих лет, до образования их общества. Регулярно ими предоставляются сведения, что сбрасываемые сточные воды соответствуют нормам и это свидетельствует о том, что обвинение в совершении правонарушения необоснованно. Согласен с тем, что сброс воды в <данные изъяты> должен осуществляться по бетонному желобу, а не по грунту, что имеет место в настоящее время и обществом соответствующие мероприятия будут проведены, но с 2017 года они об этом не знали.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 ст. 8.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы). Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон N 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как установлено ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьями 13, 14, 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления, загрязнения отходами производства и потребления. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как установлено судом, основным видом деятельности ООО «Каналсеть+» является деятельность по сбору обработке сточных вод, образующихся на территории <адрес>. Очистные сооружения эксплуатируются Обществом в рамках концессионного соглашения в отношении отдельных объектов системы водоотведения, находящегося в собственности Ибресинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Мощность очистных coopужений 1000 м3/сутки. Сточные воды после очистки поступают в канализационный колодец, расположенный на расстоянии 10м от канализационно-насосной станции, и далее через металлическую трубу сбрасываются на почву (земляной ров) на территории очистных сооружений. Далее сточные воды по естественному уклону стекают вниз и далее за пределами территории очистных сооружений впадают в <данные изъяты>.
Судом изучено концессионное соглашение (<данные изъяты>), свидетельства о государственной регистрации права (<данные изъяты>).
Согласно акта планового (рейдового) осмотра, обследования № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике следует, что в ходе рейдового осмотра установлено, что в лесном массиве на земельном участке в <данные изъяты> м на север от очистных сооружений, расположенном на окраине <адрес>, наличие места сброса сточных вод от территории очистных сооружений <данные изъяты>. Сброс осуществляется непосредственно на землю, в результате чего образовалась канава глубиной до <данные изъяты> м. Поток сточных вод от очистных сооружений под естественным уклоном попадает в <данные изъяты>. место сброса в <данные изъяты> имеет географические координаты <данные изъяты>; с.ш., <данные изъяты>; в.д. также установлено наличие трубы, от которой осуществляется сброс сточных вод с очистных сооружений место сброса имеет координаты <данные изъяты>; с.ш. <данные изъяты>; в.д. Очистные сооружения располагаются на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. (<данные изъяты>). Судом также изучена приложенная к указанному акту фототаблица (<данные изъяты>).
Судом также изучены акт № от ДД.ММ.ГГГГ отбора пробы почвы (<данные изъяты>), протокол осмотра территорий, помещений и находящихся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Согласно протокола количественного химического анализа почвы от ДД.ММ.ГГГГ №-Г и заключению по результатам проведения лабораторных исследований Филиала «ЦЛАТИ по ЧР» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» установлено превышение концентрации по следующим веществам в почве: нефтепродуктов в <данные изъяты> раза, железа <данные изъяты> раз и фосфора в <данные изъяты> раз. (<данные изъяты>).
Допрошенная в качестве свидетеля специалист филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ФИО8 показала, что ДД.ММ.ГГГГ ими был произведен отбор почвы для исследования на месте сброса сточных вод от очистных сооружений п<данные изъяты> до оврага (речки), при этом давность образования загрязнений почвы не представляется возможным. Во время осмотра и отбора почвы стока жидкости по данному каналу не происходило, образцов воды они не отбирали.
Суд приходит к выводу, что утверждения руководителя ООО «Каналсеть +» об отсутствии в действиях по имеющемуся сбросу очищенных вод состава правонарушения не соответствуют действительности, так как на судебном рассмотрении установлено, что с начала деятельности общества с ДД.ММ.ГГГГ года сток воды с очистных сооружений в <данные изъяты> осуществляется по образовавшемуся земляному рву, подвергая негативному воздействию прилегающую площадь земельного участка в размере <данные изъяты> кв.м. ООО «Канал сеть+» с момента начала деятельности с ДД.ММ.ГГГГ года не произведены мероприятия по изоляции почвы от сбрасываемых в <данные изъяты> сточных вод, что влечет за собой превышение концентрации вредных веществ в грунте на данном месте.
Анализ собранных и проверенных доказательств в их совокупности неопровержимо устанавливает вину юридического лица – ООО «Каналсеть+» в совершении вменяемого правонарушения.
Указанные действия юридического лица по загрязнению данного земельного участка вредными веществами в результате несанкционированного сброса сточных вод по необорудованному направлению, суд квалифицирует как совершение правонарушения, указанного в ч.2 ст.8.6 КоАП Российской Федерации «Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления», относя в данном случае сточные воды к отходам производства и потребления, опасными по содержанию вредных веществ для здоровья людей и окружающей среды.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и приходит к выводу, что по степени угрозы причинения вреда оснований для приостановления деятельности предприятия не имеется, цели административного наказания могут быть достигнуты при назначении менее строгого наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Постановил:
Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Каналсеть+», юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: <данные изъяты>
В соответствии с ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья