дело № 3а-48/2020 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Махачкала 13 февраля 2020 года
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Денгаеве И.Б.,
с участием представителя административного истца ООО «Агропромстрой» (ОГРН №, ИНН №) – Муртузалиева З.И., представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан - Курбаналиева Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агропромстрой» к Правительству Республики Дагестан, Управлению Росреестра по Республике Дагестан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО «Агропромстрой» (далее также – Общество) в лице представителя Муртузалиева З.И. обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 9623 кв.м., видом разрешенного использования под производственные базы, расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес> кадастровой стоимостью 17.953.438,64 руб., указывая в обоснование, что рыночная стоимость по состоянию на 06.08.2018 г. составляет 8.804.000 руб., что подтверждается отчетом об оценке от 29.08.2019 г. №128/19, составленным оценщиком Алиевым М.Г. (ООО «Има-Ком»).
В судебном заседании представитель административного истца Муртузалиев З.И. вышеуказанные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по приведенным в исковом заявлении доводам.
Административные ответчики - Управление Росреестра по Республике Дагестан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан и заинтересованное лицо - администрация МО «город Хасавюрт», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменных возражениях глава администрации МО ГО «город Хасавюрт» Окмазов З.Д. просил административное исковое заявление оставить без удовлетворения, указывая, что истец имеет задолженность по оплате земельного налога и пропустил срок подачи заявления.
Представитель административного соответчика Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. в судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка является обоснованной, отчет специалиста не подтверждает рыночную стоимость земельного участка.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания оценщика Алиева М.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9623 кв.м., расположенный по адресу Республика Дагестан, <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – под производственные базы.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 17.953.438 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ, понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ).
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан» утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.
Между тем, в соответствии со ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных этой статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как усматривается из материалов дела, первоначально оцениваемый земельный участок имел кадастровый номер №, площадь 13274 кв.м., кадастровую стоимость 24.765.036 руб., что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 21.08.2015 г., кадастрового паспорта земельного участка от 23.09.2015 г.
Решением Комиссии при Росреестре по РД от 17.11.2017 г. № 337/
АМ кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером № была установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 9.889.130 руб. по состоянию на 10.09.2013 г., удовлетворив заявление ООО «Агромпромстрой» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
В последующем в результате соглашения о перераспределении площади и границ земельного участка от 01.08.2016 г. в ЕГРН внесены следующие изменения о вышеуказанном земельном участке: кадастровый номер №, площадь 9623 кв.м., кадастровая стоимость 17.953.438 руб., дата внесения в ЕГРН вышеуказанных сведений 06.08.2018 г.
Таким образом, количественное изменение характеристик земельного участка, выразившееся в уменьшении площади земельного участка, повлекло образование нового земельного участка с кадастровым номером №, определение органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, его кадастровой стоимости и внесение в ЕГРН соответствующих сведений.
В связи с вышеизложенным и вышеприведенными положениями статьи 24.19 Федерального закона №135-ФЗ кадастровая стоимость данного объекта недвижимости подлежит определению на 06.08.2018 г. Эта же дата указана и в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № как дата, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, содержащимися в абзаце 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким органом по настоящему делу является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан. Указанное следует из статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 и приказа Росреестра от 12 мая 2015 года Nп/210, согласно которому Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости только в отношении вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Данное обстоятельство обусловило привлечение судом в качестве административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона 135-ФЗ обязательный для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости путем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию административным истцом соблюден.
30.10.2019 г. Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
11.11.2019 г. Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении данного заявления.
В соответствии со ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Административным истцом в суд представлен отчет о результатах оценки рыночной стоимости земельного участка от 29.08.2019 г. № 128/19, составленный оценщиком Алиевым М.Г. (ООО «Има-Ком»), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 9623 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, по состоянию на 06.08.2018 г. составляет 8.804.400 рублей.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик Алиев М.Г., будучи предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, изложенные в отчете об оценке выводы о размере рыночной стоимости земельного участка полностью подтвердил.
Из вышеуказанного отчета об оценке следует, что оценщиком проведено обследование объекта оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки – производственного назначения, произведен анализ рынка недвижимости - земельных участков города Хасавюрт, отобраны пять предложений к продаже земельных участков для анализа рынка, которые относительно сопоставимы с объектом оценки, произведен расчет рыночной стоимости указанного земельного участка в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж, с приведением подробного обоснования этому. В качестве объектов-аналогов для оценки выбраны три объекта-аналога одного целевого использования, за единицу сравнения выбран один квадратный метр.
Из таблицы определения рыночной стоимости объекта оценки следует, что корректировка значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведена оценщиком на условия продажи (торг), конфигурацию, площадь, по другим элементам сравнения корректировка не проводилась, поскольку отобранные объекты-аналоги совпадают по данным элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком мотивирован; средневзвешенная стоимость одного квадратного метра определена в размере 914,93 руб.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанный отчет об оценке по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, отобранные оценщиком в рамках сравнительного подхода к оценке методом сравнения продаж объекты-аналоги совпадают с объектом оценки по виду разрешенного использования; при оценке объекта недвижимости оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; оценщиком произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого оценщиком подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; отчет содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, представлены в материалы дела, что позволяет проверить использованные им сведения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Между тем административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности вышеуказанного отчета и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено, выводы оценщика не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере не заявлено, правовых оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда не установлено.
Из материалов дела следует, что ранее решением самой Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РД от 17.11.2017 г. было удовлетворено заявление Общества об оспаривании кадастровой стоимости и рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, из которого образован спорный земельный участок, была установлена в размере 9.889.130 руб., т.е. снижена в 2,5 раза в сравнении с кадастровой стоимостью данного земельного участка, ранее установленной в размере 24.765.036 руб.
Суд учитывает, что указанная в отчете об оценке по настоящему делу средняя рыночная стоимость одного квадратного метра спорного земельного участка – 914,93 руб. даже превышает установленную ранее Комиссией рыночную стоимость одного квадратного метра земельного участка с кадастровым номером 05:41:000180:234, из которого был образован спорный земельный участок, которая составляла 745 руб. (9.889.130 руб./13274 кв.м. = 745 руб.)
Кроме того, о необоснованности оспариваемой кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 06.08.2018 г. в размере 17.953.438 руб., свидетельствует и то обстоятельство, что Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27.11.2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населённых пунктов на территории Республики Дагестан», вступающим в силу с 01.01.2020 г., утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена уже в размере 9.852.898 руб., что значительно меньше оспариваемой кадастровой стоимости, и с учетом приемлемого с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазона отклонений и различной даты оценки сопоставимо с установленной судом рыночной стоимостью объекта недвижимости в размере 8.804.400 руб. и, по мнению суда, свидетельствует о необоснованности ранее установленной и оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить отчет об оценке под сомнение, данный отчет оценщика по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.
Утверждение результатов очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан не лишает административного истца права на обращение в суд, поскольку Общество обратилось в Комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 30.10. 2019 г., а в суд – 22.11.2019 г., т.е. до их утверждения.
Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.
Довод заинтересованного лица – администрации МО ГО «город Хасавюрт» о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не основан на материалах дела, поскольку из выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в единый государственный кадастр недвижимости 06.08.2018 г., из чего следует, что установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетний срок административным истцом не пропущен.
Таким образом, заявленные Обществом по настоящему делу требования к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено превышение кадастровой стоимости земельного участка в сравнении с его рыночной стоимостью, что нарушает права административного истца, так как влечет увеличение налогооблагаемой базы.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан следует отказать, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, а также статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 и приказа Росреестра от 12 мая 2015 года Nп/210, надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Дагестан.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением в Комиссию в установленном порядке, т.е. 30.10.2019 г. (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
Поскольку первоначальное обращение Общества в Комиссию от 18.09.2019 г. не было принято Комиссией к рассмотрению в связи с непредставлением необходимых документов, указанная в нем дата не будет считаться датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости (абзац 4 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
Установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период до начала применения в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Агропромстрой» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Дагестан удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 9623 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8804400 (восемь миллионов восемьсот четыре тысяча четыреста) рублей по состоянию на 6 августа 2018 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 октября 2019 г.
В удовлетворении исковых требований ООО «Агропромстрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2020 г.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев