Дело № 2а-77/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О прекращении производства по делу
г. Советская Гавань 17 февраля 2017 года
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.
при секретаре Смирновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича» о признании незаконным представления исполняющего обязанности Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края об устранении нарушений требований жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
В Советско-гаванский суд с заявлением о признании незаконным представления исполняющего обязанности Советско-Гаванского городского прокурора об устранении нарушений требований жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ обратилась Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», требования обосновала следующим: Советско-Гаванским прокурором вынесено представление ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», в котором прокурор возложил обязанность провести ремонт в <адрес> в п. Заветы Ильича, занимаемой гр.К., однако работы, которые прокурор требует провести относятся к текущему ремонту, выполняемому за счет нанимателя жилого помещения. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что жилое помещение требует ремонта. Возложение на истца обязанности произвести ремонт в квартире необоснованно и незаконно, противоречит нормам жилищного законодательства.
Данное заявление принято к производству суда в порядке ст.221 КАС РФ, назначено к рассмотрению в порядке ст. 139 КАС РФ.
В судебном заседании представители административного истца Администрации ГП «Рабочий поселок Заветы Ильича» Сысовская О.Н., Кириленко И.А. поддержали требования, пояснив, что работы, которые требует выполнить прокурор, относятся к текущему ремонту и подлежат выполнению нанимателем. В случае выполнения этих работ администрацией поселения пострадает бюджет муниципального образования, произойдет нецелевое использование средств.
Помощник Советско-Гаванского городского прокурора Булдакова А.А. возражала против требований административного истца, пояснив, что представление не нарушает права администрации городского поселения, поскольку является мерой прокурорского реагирования, прокуратурой не приняты никакие меры принуждения по отношению к административному истцу – администрация не привлечена к административной ответственности, не предъявлен иск в суд, представление не является решением органа власти, в связи с чем представление не может быть оспорено в порядке КАС, на что указывал в своем постановлении Конституционный Суд РФ. Просит прекратить производство по делу.
Заинтересованное лицо К. не согласился с требованиями административного искового заявления, полагая, что представление прокурора внесено правильно.
Заслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
Согласно ст. 1, ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, …органами местного самоуправления …; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, выносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22абз. 3 п. 3 ст. 22 ФЗ О прокуратуре РФ).
В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов.
Пунктом 1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон "О прокуратуре") требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению.
Из материалов дела следует, что Советско-Гаванской городской прокуратурой на основании заявления К. проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства органом местного самоуправления- Администрацией городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского района Хабаровского края, в ходе которой установлена необходимость проведения ремонта квартиры К. по адресу <адрес> <адрес> Полагая, что в связи с тем, что нарушения в муниципальном жилом помещении возникли не по вине нанимателя, Советско-Гаванским городским прокурором внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ N 2-10-16 об устранении нарушений федерального законодательства, с требованием:
безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокурора, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, а также устранению причин и условий им способствующих; произвести ремонт жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> а именно восстановить откосы входного дверного проема, устранить следы течи на потолке, заменить пол на кухне и стояки водоотведения и холодного водоснабжения; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения закона; о результатах рассмотрения представления сообщить в городскую прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Указанное представление получено истцом ДД.ММ.ГГГГ
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении (в ходе производства подлежит доказыванию законность представления прокурора) либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса).
Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, а не решением (действием) должностного лица прокуратуры, и внесено прокурором города в рамках реализации предоставленных законом полномочий, силой принудительного исполнения не обладает, права и законные интересы заявителя в данном случае не нарушаются.
Также нельзя говорить о том, на заявителя возложена какая-либо обязанность, кроме как предусмотренная ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ» обязанность в месячный срок рассмотреть представление прокурора и дать ответ.
В соответствии с ч.1 ст. 225 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае: 1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этим решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, а не решением (действием) должностного лица прокуратуры, какие-либо права и законные интересы заявителя этим представлением не нарушаются, на него не возложена какая- либо обязанность, подлежащая принудительному исполнению, представление не подлежит принудительному исполнению, то производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 128, ч.1 ст. 194 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 225, 194, 128 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по административному исковому заявлению Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича» о признании незаконным представления исполняющего обязанности Советско-Гаванского городского прокурора об устранении нарушений требований жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ – прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба, представление прокурора в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд.
Судья Н.Б. Манушенкова