Дело № 2-432/2019
11RS0009-01-2019-000825-24
Решение
Именем Российской Федерации
Мотивированное решение составлено 08 ноября 2019 года.
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,
при секретаре судебного заседания Новиковой Е.М.,
с участием помощника прокурора района Щербина Р.А. и истца Шуина А.А.,
рассмотрев 05 ноября 2019 года в г. Емве в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Княжпогостского района Республики Коми, поданному в интересах Шуина А. А.ча к администрации муниципального района «Княжпогостский», о предоставлении жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда,
установил:
Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился с иском в суд в интересах Шуина А.А. к администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного муниципального фонда. В обоснование требований указал, что Шуин А.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав, а отец умер. Шуин А.А. зарегистрирован в квартире опекуна по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, и членом ее семьи не является. Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 20.12.2017 № 502 Шуин А.А. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Княжпогостский», однако жильем не обеспечен.
В судебном заседании прокурор и Шуин А.А. исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении. Прокурор дополнительно пояснил, что опекун Шуина А.А. приходится ему <данные изъяты>, однако нанимателем квартиры, в которой зарегистрирован Шуин А.А., является ее муж, который в свою очередь не является родственником Шуина А.А. Принадлежащая Шуину А.А. доля в праве на другую квартиру не может обеспечить его жилищные права, поскольку соответствующая этой доле площадь менее учетной нормы в сельском поселении.
Администрация муниципального района «Княжпогостский» о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Третье лицо администрация сельского поселения «Тракт» извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без участи представителя администрации.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора, истца и показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу положений статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным Законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно частям 7-8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 3 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» включение граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список осуществляется органами местного самоуправления на основании запросов граждан или их законных представителей о включении в список, поданных ими в соответствующий орган местного самоуправления, а также на основании документов и сведений по перечню, установленному Правительством Республики Коми.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Судом установлено, что Шуин А.А., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> лишена родительских прав, а отец умер <ДД.ММ.ГГГГ>.
Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 10.09.2002 года за Шуиным А.А. сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 22,2 м2. В этой квартире проживает мать Шуина А.А.
Попечителем несовершеннолетнего Шуина А.А. назначена ФИО4, что подтверждается постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 13.09.2002 № 433. При этом ФИО4 приходится Шуину А.А. <данные изъяты>
Как следует из поквартирной карточки Шуин А.А. с 26.01.2009 и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, общей площадью 60 м2 в качестве внука нанимателя квартиры ФИО5 Кроме истца в указанной квартире также зарегистрированы: ФИО5 (наниматель), ФИО4, ФИО6, ФИО7 и ФИО8
В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи отнесены супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев является ведение общего хозяйства, в частности, наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО5, который суд показал, что является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, родственником Шуину А.А. он не является, является супругом его бабушки ФИО4, совместное хозяйство с ним не ведет.
ФИО4 суду показала, что является <данные изъяты> Шиуна А.А., совместное хозяйство с ним не ведет, с 18 лет Шуин А.А. обеспечивает себя сам.
Доказательства, исследованные судом, указывают на то, что истец не является членом семьи ФИО5 нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поэтому регистрация в этой квартире не свидетельствует об обеспеченности Шиуна А.А. жильем.
Наличие у Шиуна А.А. доли в праве на другую квартиру также не снимает с ответчика обязанность предоставить истцу квартиру в силу следующего.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекта недвижимости за Шуиным А.А. зарегистрирована 1/5 доля в праве на жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 41,60 м2, из нее жилой площадь – 30,2 м2.
Решением Совета сельского поселения «Тракт» от 22.09.2009 № 2-7/2 «Об учетной норме площади жилья и норме предоставления площади жилого помещения на территории сельского поселения «Тракт»», установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров на каждого члена семьи, а также учетная норма общей площади на одного члена семьи – 12 и менее квадратных метров.
Таким образом, соответствующая доле в праве на квартиру площадь меньше учетной нормы в сельском поселении, поэтому право на эту долю не обеспечивает Шуина А.А. жильем. Эти обстоятельства не оспаривались ответчиком.
Поскольку Шуин А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, суд приходит к выводу о том, что Шуин А.А. должен быть обеспечен жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.
Суд считает необходимым освободить ответчика от взыскания расходов по уплате государственной пошлины, ввиду того, что государственная пошлина подлежит уплате в бюджет муниципального района «Княжпогостский».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Княжпогостского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» предоставить Шуину А. А.чу жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья И.А. Степанов