РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-3473
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Поздняковой О.Ю.
судей Романовой И.А., Герасимовой О.В.
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 05 июня 2019 года дело по административному исковому заявлению Кириленко Л.Г. к федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об исключении из состава участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,
по апелляционной жалобе Кириленко Л.Г. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кириленко Л.Г. обратилась в суд с вышеназванным административным иском. В обоснование заявленных требований указала, что согласно сообщения ФГКУ «Востокрегионжилье» за исх. №27/2/19919 от 25.08.2017, Кириленко Л.Г. признана участником государственной подпрограммы и включена в Единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС) с датой постановки на учет 08.08.2017, с составом семьи 1 человек, избранное место жительства - Хабаровский край. В Едином реестре граждан, подлежащих переселению Кириленко Л.Г. присвоен табельный №99901278. Однако, 25.12.2018 за исх.№27/2/32980 ФГКУ «Востокрегионжилье» направило сообщение о снятии Кириленко Л.Г. с учета подпрограммы граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС) с датой постановки на учет 08.08.2017. Основанием снятия с учета указано - недостаточный трудовой стаж в организациях подведомственных МО РФ по состоянию на 01.03.2005года - 4 года и 1 месяц (согласно расчетам сотрудников ФГКУ «Востокрегионжилье»). Вместе с тем, данный расчет ошибочен и сделан без учета работы Кириленко Л.Г. в гражданских должностях в Военторге №319 Главного Управления Торговли Министерства Обороны СССР в периоды с 11.09.1974 года по 09.04.1976г., с 13.07.1976г. по 30.03.2001г., что составляет более 20-ти лет. Более того Кириленко Л.Г. продолжает работать в Жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе №1 Филиала ГБУ «Центрального жилищно-коммунального управления Министерства Обороны РФ на основании трудового договора. В закрытом военном городке по адресу Хабаровск - 47 Кириленко Л.Г. проживает с 1980 года по настоящее время. Другого жилья не в собственности, ни по договору социального найма не имеет, является нуждающейся в жилье. На основании изложенного просила суд признать незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» решения ФГКУ «Востокрегионжилье» об исключении Кириленко Л.Г. из состава участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной подпрограммы граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС).
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13 марта 2019 года в удовлетворении требований Кириленко Л.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Кириленко Л.Г. с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что проживает более 40 лет на территории закрытого военного городка Хабаровск-47 и работает в Министерстве Обороны РФ. После вынесения судом решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 02.03.2016 года, между Кириленко Л.Г. и Востокрегионжилье заключен договор найма служебного жилого помещения № 138 на время трудовых отношений. В связи с чем, полагает, что обладает самостоятельным правом на отселение из закрытого городка, в связи с чем подлежит признанию участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы». Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Кириленко Л.Г. и ее представителя Хабаровой С.И., доводы апелляционной жалобы поддержавших, представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Дулениной Е.М., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно положениям абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011г. № 2050 «Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Кириленко Л.Г. 08.08.2017 года признана участником государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. № 153 и 23.08.2017 года включена в Единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС) с датой постановки на учет 08.08.2017г., с составом семьи 1 человек, избранное место жительства - Хабаровский край. В Едином реестре граждан, подлежащих переселению Кириленко Л.Г. присвоен табельный № 99901278.
Согласно сообщению ФГКУ «Востокрегионжилье» от 25.12.2018г. № 27/2/32980, Кириленко Л.Г. исключена из состава участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» по причине утраты с 01.03.2017 года права пользования жилым помещением на территории закрытого военного городка по адресу: <адрес>. Также указано, что у Кириленко Л.Г. стаж трудовой деятельности в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ, на 01.03.2005 составил 4 года 1 месяц, то есть менее 10 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Кириленко Л.Г. не относятся к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 02.03.2016 года постановлено выселить ее из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем, у государства в лице Министерства обороны Российской Федерации не возникло обязанности по ее обеспечению другим жилым помещением.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда, ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее Правила).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют в частности граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
При этом в силу пункта 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.
В закрытый военный городок Кириленко Л.Г. была вселена до введения в действие Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ Жилищного кодекса РФ.
На основании статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, к правоотношениям по вселению Кириленко Л.Г. в жилое помещение, возникшим до 1 марта 2005 года, применяются положения Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 108 ЖК РСФСР предусмотрены категории граждан, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения: инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; семьи военнослужащих; инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Одним из условий возникновения права на получение государственного жилищного сертификата у гражданина, вселенного в служебное жилое помещение на территории закрытого военного городка до введения в действие Жилищного кодекса РФ, является обязательный общий 10-летний стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ, дающий право на обеспечение постоянным жильем, на дату введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 1 марта 2005 года трудовой стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ, Кириленко Л.Г. составил более 10 лет.
Кроме того, представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не отрицала факт нарушения подсчета трудового стажа административного истца в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ.
Таким образом, Кириленко Л.Г. относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года трудовой стаж Кириленко Л.Г. в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ составил более 10 лет, и она относилась к категории лиц, указанных в статье 108 ЖК РСФСР.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора упомянутых административных истцов установлены на основании имеющихся доказательств, но им судом дана неправильная оценка, судебная коллегия считает возможным принять новое решение по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Кириленко Л.Г., удовлетворить.
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13 марта 2019 года – отменить, принять по делу новое решение, которым:
Признать незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» от 25.12.2018 года № 27/2/32980 об исключении Кириленко Л.Г. из состава участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной подпрограммы граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий О.Ю. Позднякова
Судьи И.А. Романова
О.В. Герасимова