Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2017 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Кучко А.В., с участием истцов Назаровой О.В., Назарова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1244/2017 по иску ФИО2, ФИО3 к публичному акционерному обществу «Почта банк» о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на денежные средства,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2, ФИО3 обратились с иском к ПАО «Почта Банк» указав, что ** между ФИО1 и ПАО «Лето Банк» (в настоящее время ПАО «Почта Банк») был заключен кредитный договор № на сумму 21644 рубля. Одновременно с кредитом был оформлен договор страхования жизни между заемщиком и ООО СК «ВТБ Страхование» от **, страховая сумма составила 41556,48 рублей. По договору страхования ФИО1 являлся выгодоприобретателем. Срок страхования равен сроку действия кредитного договора, а именно с ** по **. ** наступил страховой случай. В связи с чем в адрес ответчика было направлено уведомление с требованием выплатить страховую сумму в размере 41556,48 рублей. Ответчик отказался это делать, мотивируя тем, что необходимо включить страховую сумму в наследственную массу и оформить свидетельство о праве на наследство. Нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство на страховую сумму. Просят включить в наследственную массу денежную сумму в размере 41556,48 рублей, хранящуюся в ПАО «Почта Банк», на кредитном счете, принадлежавшем ФИО1, умершему **; признать право собственности на указанную денежную сумму за ФИО2 и ФИО3 в равных долях.
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО3 поддержали исковые требования в полном объеме, привели доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ПАО «Почта Банк», в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица ООО СК «ВТБ страхование» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения истцов, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что между ПАО «Лето Банк» (в настоящее время ПАО «Почта Банк») и ФИО1, ** года рождения, заключен договор потребительского кредита по программе «Покупки в кредит» от ** №, в соответствии с которым ФИО1 предоставлен кредит в сумме 23271,72 рублей на срок до **.
При заключении кредитного договора ФИО1 подано заявление на оказание услуги «Участие в программе страховой защиты», в соответствии с которым просил подключить его к программе страховой защиты и включить в перечень застрахованных лиц по договору коллективного страхования, заключенному между ПАО «Лето Банк» и ООО СК «ВТБ страхование». Страховая сумма определена в размере 41556,48 рублей, срок действия договора с ** по **. Страховые риски – смерть, инвалидность 1 и 2 группы, травма. Выгодоприобретателями по риску смерть являются наследники.
ФИО1 умер **. что подтверждается свидетельством о смерти.
Наследниками по закону первой очереди к имуществу ФИО1 являются его супруга ФИО2 и его сын ФИО3, которые в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, получив свидетельства о праве на наследство.
** ООО СК «ВТБ страхование» перечислило на счет ФИО1 в ПАО «Почта Банк» № страховую выплату в размере 41556,48 рублей. После погашения задолженности по кредитному договору остаток денежных средств на счете составил 33370,28 рублей.
Согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Наследники должника при условии принятия ими наследства становятся должниками перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 934 ГК РФ договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из содержания приведенной нормы следует, что в состав наследства входят лишь те права и обязанности, носителем которых при жизни был сам наследодатель. Для того, чтобы имущественные права могли быть включены в состав наследства, они должны возникнуть при жизни наследодателя. В том случае, когда права возникают лишь в результате смерти наследодателя, переход прав по наследству невозможен
В данном случае право истцов ФИО5В. и ФИО3 на получение страхового возмещения по договору страхования жизни возникло не в результате перехода прав от наследодателя, а по иному основанию - в результате заключения договора страхования в пользу выгодоприобретателей - наследников застрахованного.
Таким образом, то обстоятельство, что в силу п.2 ст.934 ГК РФ выгодоприобретателями по договору личного страхования являются наследники умершего застрахованного лица, не влечет за собой возможность включения в состав наследственного имущества страховой суммы, полагающейся в связи со смертью застрахованного лица.
В связи с изложенным, отсутствуют основания для удовлетворения требований истцов о включении в состав наследственного имущества после смерти ФИО1 денежной суммы в размере 41556,48 рублей, находящейся на принадлежавшем ему кредитном счете.
Вместе с тем, в соответствии со ст.934 Гражданского кодекса и условиями страхования, подлежат удовлетворению требования истцов о признании за ними права собственности на денежные средства, находящиеся на счете ФИО1, поскольку эти денежные средства поступили на счет в качестве страховой выплаты, а истцы ФИО2 и ФИО3 являются выгодоприобретателями по договору страхования по риску смерть.
В настоящее время на счете ФИО1 в ПАО «Почта Банк» имеется 33370,28 рублей, остальная часть поступившей страховой выплаты списана ответчиком в счет погашения задолженности по кредитному договору. Действия банка по списанию части страховой выплаты в счет неисполненных обязательств умершего заемщика, истцами не оспаривались.
Таким образом, за ФИО2 и ФИО3 должно быть признано право собственности на денежные средства в размере 33370 рублей 28 копеек, находящиеся на счете 40№ в ПАО «Почта Банк» на имя ФИО1, умершего **, в равных долях.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2, ФИО3 к публичному акционерному обществу «Почта Банк» признании права собственности на денежные средства, удовлетворить частично.
Признать за ФИО2, ФИО3 право собственности по ? доли в праве общей долевой собственности за каждым, на денежные средства в размере 33370 рублей 28 копеек, находящиеся на счете 40№ в ПАО «Почта Банк» на имя ФИО1, умершего **.
В удовлетворении требований ФИО2, ФИО3 к ПАО «Почта Банк» о включении в наследственную массу денежной суммы в размере 41556 рублей 48 копеек 48 копеек, хранящуюся в ПАО «Почта Банк» на кредитном счете, принадлежащем ФИО1, умершему **, о признании права собственности на денежные средства в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.
Судья С.С. Тройнина