2-40/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2020 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Богатова О.В.
при секретаре Узбековой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТСЖ «Наш Дом» к Глушковой Татьяне Валерьевне о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги и встречному иску Глушковой Татьяны Валерьевны к ТСЖ «Наш Дом» о понуждении к производству перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
ТСЖ «Наш Дом» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что для обеспечения эксплуатации многоквартирного Адрес , предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме, собственниками помещений 09.01.2003 года образовано ТСЖ «Наш Дом». Глушкова Т.В. является собственником Адрес , и является потребителем услуг ТСЖ. В нарушение норм жилищного законодательства ответчик оплату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги не производит, вследствие чего, за ответчиком сложилась задолженность за перед ТСЖ «Наш Дом» за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги с 1 мая 2017 года по 30 сентября 2018 года в сумме 67 357,33 руб., по взносам за капитальный ремонт за период с ноября 2014 года по сентябрь 2018 года в сумме 27 456 руб. Истец, пользуясь своим правом, начислил ответчику пени на сумму задолженности по взносам за капитальный ремонт за период с 10.01.2015 по 20.12.2018 в размере 5 186,12 руб. Начисление за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме произведено из утвержденного общим собранием собственников помещений размера платы с 1 кв.м. общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. Начисление за коммунальные услуги произведено по тарифам, установленным приказами Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Просит суд взыскать с Глушковой Т.В. задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги за период с 01.05.2017 года по 30.05.2018 года в сумме 67 357,33 руб., по взносам за капитальный ремонт за период с ноября 2014 года по сентябрь 2018 года в сумме 27 456 руб., пени за неисполнение денежного обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 5 186,12 руб., расходов по оплате госпошлины в сумме 3 200 руб.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 28.02.2019 года производство по делу по иску ТСЖ «Наш Дом» к Глушковой Татьяне Валерьевне о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги прекращено в части требований о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт и пени за неисполнение денежного обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт в связи с утверждением мирового соглашения между сторонами в этой части.
11.03.2020 года представитель истца ТСЖ «Наш Дом» Корезин А.А. действующий на основании доверенности, увеличил исковые требования, просил суд взыскать с Глушковой Т.В. в пользу ТСЖ «Наш Дом» задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги за период с 01.05.2017 по 30.09.2018 в сумме 74 735,63 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 2 442 руб.
26.03.2020 года представитель истца ТСЖ «Наш Дом» Корезин А.А. уменьшил исковые требования. Просил суд взыскать с Глушковой Т.В. в пользу ТСЖ «Наш Дом» задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги за период с 01.05.2017 по 30.09.2018 в сумме 64 350,31 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 2 131 руб., указав, что уменьшение исковых требований связано с тем, что не была учтена сумма перерасчёта в сторону уменьшения за период с 01.11.2014 по 30.04.2017, произведённая в 2017 году.
Глушкова Т.В. обратилась в суд со встречным иском к ТСЖ «Наш Дом» (т.2 л.д. 183), в обоснование указала, что она является собственником квартиры Номер в многоквартирном Адрес на основании договора купли-продажи б/н от 02.08.2007, и является потребителем коммунальных услуг. Управление МКД осуществляет ТСЖ «Наш дом», в лице председателя Райкина В.И. и управляющей ТСЖ «Наш Дом» Подоговой Е.И., на основании договора, с 2003 года. Она членом ТСЖ «Наш Дом» не является. В обязанности управляющей организации ТСЖ «Наш дом» входит перечень услуг, регламентированный Жилищным кодексом РФ, Постановлениями Правительства РФ от №170 от 27.09.2003г., №491 от 13.08.2006г., №354 от 06.05.2011, а именно: электроснабжение, газоснабжение, отопление, снабжение холодной водой, снабжение горячей водой, водоотведение в зависимости от технических параметров МКД, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, выпуск квитанций, сбор денежных средств от населения, эксплуатация, техническое обслуживание МКД. Длительное время ТСЖ «Наш дом» оказывает некачественные жилищно-коммунальные услуги, при этом производит начисления за них собственникам МКД. На неоднократные требования к ТСЖ «Наш Дом» предоставить смету, она получала ответ, что такой документ отсутствует. В связи с этим, расчеты выполнены ею самостоятельно, на основании квитанций ТСЖ «Наш Дом» и на основании результатов проверки Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области. В квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых ТСЖ «Наш Дом» на квартиру Номер за период с 2011 год по 2017 год, она обнаружила значительное завышение (более чем в 4 раза) объема потребленной холодной и горячей воды. По результатам проверки Госжилстройтехинспекции по Пензенской области выявлены значительные нарушения по начислению денежных средств и выданы предписания о перерасчете за последние 3 года. Таким образом, услуга ТСЖ «Наш Дом» в части расчета и начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, выпуск квитанций, сбор денежных средств от населения ей не оказывается за период 2011-2018 гг. Техническое обслуживание МКД за период 2007 года по 2018 год не проводилось ни разу, МКД разрушается и представляет опасность для жизни и здоровья собственников. Уборка территории, принадлежащей МКД Суворова, 143А, не производится в должном объеме, не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания собственников в МКД, отсутствует контейнерная площадка ТКО, услуга ТБО не предоставляется. Уборка подъездов производится не в полном объеме. ТСЖ «Наш Дом» не только не оказывает никакие услуги по содержанию, ремонту, обслуживанию дома, но и создает невозможные условия проживания собственникам, представляет угрозу ее жизни и здоровью. Считает, что ответчиком были грубо нарушены ее права.
Просит суд обязать ТСЖ «Наш Дом» произвести перерасчет платы жилищно-коммунальных услуг, взыскании денежных средств за услуги ненадлежащего качества за период услуги за период с 01.05.2017 года по 30.09.2018 года. В удовлетворении первоначального иска просит отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца ТСЖ «Наш Дом» Корезин А.А. действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, пояснив обстоятельства, изложенные в иске. Встречный иск Глушковой Т.В. не признал, в обоснование возражений пояснил, что Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. К полномочиям Правительства Российской Федерации законодатель также отнёс определение порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ). Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В п. 15 Правил определено, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен отражаться в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В п. 10 Правил приведена формула расчёта размера уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Глушковой Т.В. таких доказательств в суд не представлено. Заявляя о не предоставлении услуг в 2012 - 2017 Глушкова Т.В. ссылается на акт от 02.11.2018 года, однако данный акт не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства, поскольку в нарушение раздела X Правил предоставления коммунальных услуг собственников пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, составлен в одностороннем порядке. Кроме того, акт, составленный в конце 2018 года, не может подтверждать оказание ненадлежащего качества в 2012-2017. Просит отказать в удовлетворении встречного иска Глушковой Т.В.
Ответчик (истица по встречному иску) Глушкова Т.В. в судебном заседании иск ТСЖ «Наш Дом» не признала. Считает, что законных оснований для его удовлетворения не имеется. При этом, поддержала требования встречного иска, уточнив их. Просит суд обязать ТСЖ «Наш Дом» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.05.2017 года по 30.09.2018 года. Указала, что за указанный период ответчиком предоставлялись ей услуги ненадлежащего качества, расчет платы произведен ответчиком неправильно. При этом, пояснила обстоятельства, изложенные во встречном иске.
Представитель привлечённой к участию в деле в качестве третьего лица Госжилстройтехинспекции Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дела №Г-12389-1 по заявлению Глушковой Т.В., суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, многоквартирный жилой Адрес введен в эксплуатацию в 2003 году, имеет 9 этажей, состоит из двух подъездов. Управление многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ «Наш дом». Собственникам ежемесячно направляются счета - квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и капитального ремонта, которые содержат сведения о размере платы за жилое помещение, коммунальные услуги, и капитального ремонта за расчетный период и сведения об образовавшейся задолженности.
Также установлено, что ответчик по первоначальному иску, истец по встречному Глушкова Т.В. является собственником квартиры Номер в многоквартирном Адрес на основании договора купли-продажи б/н от 02.08.2007, а также является потребителем коммунальных услуг. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 58АА №273146 от 10.08.2017, площадь квартиры Номер дома Адрес , составляет 83,2 кв.м. Членом ТСЖ «Наш Дом» Глушкова Т.В. не является.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Как следует из искового заявления ТСЖ «Наш Дом» и уточнения к иску, у Глушковой Т.В. имеется задолженность перед товариществом по оплате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги за период с 01.05.2017 года по 30.09.2018 года в размере 64 350,31 руб. Исходя из встречного иска, Глушкова Т.В. не согласна с размером задолженности за указанный период.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что первоначальный иск ТСЖ «Наш Дом» подлежит удовлетворения в полном объеме, а в удовлетворении встречного иска следует отказать. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная норма изложена в ч.3 ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ст. 39 ч. 1 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно ч.6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 137 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья вправе: устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья.
Исходя из вышеизложенного, расчет платы за содержание и ремонт общего имущества представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения.
Из материалов дела следует, что на основании протокола № 1 общего собрания членов ТСЖ «Наш Дом» от 12.04.2017 года установлен тариф за содержание и ремонт общего имущества в размере 16,87 руб.
Протоколом общего собрания №1 членов ТСЖ «Наш Дом» от 04.04.2018 года установлен тариф за содержание и ремонт общего имущества в размере 18,62 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 06.08.2019 года исковые требования Глушковой Т.В. к ТСЖ «Наш Дом» о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Наш Дом», оформленного протоколом от 04.04.2018 года №1, оставлены без удовлетворения.
В соответствии со ст. 157 ч. 1, 1.1., 1.2. ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и вступили в силу с 01.09.2012.
В силу п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с Формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета газа размер платы за коммунальную услугу, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного прибора учёта холодной воды, горячей воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учёта, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2017 принимается равной 1,5.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчётный период в жилом помещении, при отсутствии приборов учёта холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, собственником которого является Глушкова Т.В., не оборудовано индивидуальными приборами учёта, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, и оборудовано индивидуальным прибором учёта электрической энергии. Показания индивидуальных приборов учёта электрической энергии используются при расчёте платы.
Актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учёта холодной и горячей воды, Глушковой Т.В. в адрес ТСЖ «Наш Дом» не предоставлялось.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 22.12.2016 № 162 установлен тариф с 01.01.2017 по 30.06.2017 в сумме 3,13 руб. и с 01.07.2017 по 31.12.2017 в сумме 3,27 руб.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 21.12.2017 №184 установлен тариф с 01.01.2018 по 30.06.2018 в сумме 3,27 руб. и с 01.07.2017 по 31.12.2018 в сумме 3,39 руб.
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях на территории Пензенской области установлены приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 25.01.2016 №6, в соответствии с которым на холодное водоснабжение в куб.м. в месяц на человека - 4,40, горячее водоснабжение - 3,20, водоотведение - 7,60.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19.12.2014 № 145 установлен тариф с 01.01.2017 по 30.06.2017 на ХВС в сумме 23,71 руб., водоотведение в сумме 15,26 руб. и с 01.07.2017 по 31.12.2017 на ХВС - 24,17 руб., водоотведение - 15,65 руб.
Тариф с 01.01.2018 по 30.06.2018 на ХВС в сумме 24,17руб., водоотведение в сумме 15,65 руб. и с 01.07.2018 по 31.12.2018 на ХВС - 24,86 руб., водоотведение - 16,26 руб. установлен приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 15.12.2017 № 160.
Норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытых системах горячего водоснабжения на территории г. Пензы установлен приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 02.12.2015 № 122 на 1 куб.м. - 0,067 Гкал.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2016 №155 на ГВС установлен двухкомпонентный тариф с 01.01.2017 по 30.06.2017 компонент на холодную воду в сумме 23,71 руб., компонент на тепловую энергию в сумме 1 581,82 руб. и с 01.07.2017 по 31.12.2017 компонент на холодную воду - 24,17 руб., компонент на тепловую энергию - 1 648,07 руб.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2017 №177 на ГВС установлен двухкомпонентный тариф с 01.01.2018 по 30.06.2018 компонент на холодную воду в сумме 24,17 руб., компонент на тепловую энергию в сумме 1 648,07 руб. и с 01.07.2018 по 31.12.2018 компонент на холодную воду - 24,86 руб., компонент на тепловую энергию - 1 703,39 руб.
Норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению с 01.01.2017 установлен приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 23.12.2016 №119, и составляет 13 куб.м. в месяц на 1 чел.
Розничная цена на природный газ, реализуемый населению Пензенской области с 01.07.2016 в сумме 5 217 руб. за 1000 куб.м. установлена приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30.06.2016 № 42, с 01.07.2017 в сумме 5 426 руб. за 1000 куб.м. - приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 20.06.2017 № 47, с 01.07.2018 в сумме 5 597 руб. за 1000 куб.м. - приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 29.06.2018 №35.
Согласно абз. 3 п. 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3 приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Установлено, что многоквартирный Адрес оборудован общедомовым прибором учёта, ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учёта тепловой энергии.
Объём тепловой энергии поставленный в многоквартирный Адрес на отопление, подтверждается счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими организациями за указанный период (МКП «Теплоснабжение г. Пензы», ПАО «Т плюс») в адрес ТСЖ «Наш Дом».
Тариф на тепловую энергию с 01.07.2017 по 30.06.2018 в сумме 1 648,07 руб. установлен приказами Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 20.12.2016 №51 и от 20.12.2017 № 174.
Согласно п. 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с Формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчёте платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
Многоквартирный Адрес оборудован общедомовыми приборами учёта холодного и горячего водоснабжения, электрической энергии.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом № 1 от 12.04.2017, принято, в том числе, решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, на Глушкову Т.В. с момента приобретения права собственности на жилое помещение по адресу: Адрес возложена обязанность ежемесячно вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 п. 1 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Между тем, Глушковой Т.В. указанная обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги за предъявленный ко взысканию период с 01.05.2017 по 30.09.2018 надлежащим образом не исполняется, что подтверждается материалами дела, в частности выписками по лицевому счету, представленным расчетом.
Проверив представленный истцом расчет, сопоставив его с расчетом ответчика, представленного в обоснование встречного иска, суд при определении размера задолженности Глушковой Т.В. за указанный период принимает во внимание расчет, представленный ТСЖ «Наш Дом», поскольку считает его допустимым доказательством, арифметически правильным, составленным в соответствии с тарифами и ставками, утвержденными соответствующими Постановлениями Правительства РФ, решениями общих собраний членов ТСЖ.
Также суд учитывает, что при расчете принимался во внимание перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества за период апрель-июнь 2017 года в соответствии с размером платы 16,79 руб. за кв.м. (предписание Госжилстройтехинспекции Пензенской области №ПР-669/1 от 25.12.2017 года (т.1 л.д. 272-273), сообщение по представлению ТСЖ «Наш Дом» от 11.04.2018 года №16/75 (т.1 л.д. 280), акт проверки №669/1 от 19.04.2018 года (т.1 л.д. 294-295).
Учитывая изложенное, суд считает, что с Глушковой Т.В. в пользу ТСЖ «Наш Дом» подлежит взысканию задолженность за период с 01.05.2017 по 30.09.2018 по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 64 350,31 руб., из которых задолженность за электроэнергию в сумме 16 130,47 руб., за газоснабжение 1 200,38 руб., по оплате ХВС – 2 719,46 руб., по оплате ХВС на ГВС – 1 977,79 руб., за тепловую энергию на ГВС – 6 014,06 руб., водоотведение – 2 029,69 руб., отопление – 14 039,02 руб., содержание дома - 24 734,53 руб., СОИ ХВС – 310,91 руб., СОИ ГВС – 1 500,56 руб., СОИ канализация – 312,62 руб., СОИ электроэнергия – 1 964,27 руб., обслуживание шлагбаума – 1 610,58 руб., обслуживание домофона – 275 руб., составление квитанций – 165 руб., уборщица – 841,94 руб., установка видеокамеры – 403,52 руб.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ доказательств правомерности расчетов ответчика и неправильности расчета ТСЖ «Наш Дом» Глушковой Т.В. суду не представлено.
По итогам назначенной по ходатайству ответчика судебной экспертизы о наличии задолженности (ее размера) собственника квартиры Глушковой Т.В. по оплате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги экспертом АНО ПЛСЭ вынесено сообщение о невозможности дачи заключения № 326/17 от 13.01.2020 года. Ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы от ответчика не поступало.
При этом, представленный Глушковой Т.В. котррасчёт суд не может принять во внимание, поскольку он не подтвержден какими-либо объективными доказательствами. Только лишь голословное утверждение ответчика (по сути заинтересованного в исходе дела лица) суд не может положить в основу решения об отказе в иске.
Довод Глушковой Т.В. о том, что расчёт платы на СОИ электроэнергия должен производится согласно показаниям общедомового прибора учёта (хоз. учёт), установленного для учёта электроэнергии, потребляемой лифтами, осветительными приборами мест общего пользования, суд считает несостоятельным, исходя из следующего.
Абзацем восьмым пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, установлено, что коллективный (общедомовой) прибор учёта - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объёмов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как установлено в судебном заседании, в Адрес отдельно установлены и действуют два прибора учёта: прибор № 1, принимающий показания индивидуальных приборов учёта, и прибор № 2, принимающий показания электроэнергии, потреблённой в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, которые в совокупности образуют общедомовой прибор учёта (ОДПУ).
Совокупность установленных в доме приборов учёта позволяет определить количество энергии, поставленной в многоквартирный дом.
Расчёт объёмов электрической энергии на общедомовые нужды истцом произведён в соответствии с п. 44 Правил № 354, путём вычитания из объёма электрической энергии, потреблённого за расчётный период в многоквартирном доме, определённого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта коммунального ресурса (совокупности двух рабочих приборов учёта: № 1 и № 2), объёмов коммунального ресурса, потреблённого за расчётных период в жилых и нежилых помещениях.
Принятие данных только одного из двух рабочих приборов учёта, как считает ответчик, составляющих единую совокупность средств измерения потребления электрической энергии, образующих единый узел учёта МКД (т.е. фиксирующего не весь объем потребления энергии МКД), противоречит Правилам № 354, ст. 544 ГК РФ.
Так, согласно пунктам 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учёта электрической энергии.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Во исполнение данной обязанности ТСЖ «Наш Дом» приобрело у ООО «ТНС энерго Пенза» электрическую энергию для оказания коммунальных услуг через присоединённую сеть, и обязано её оплатить.
То обстоятельство, что дом оборудован двумя отдельными приборами учёта потреблённой электроэнергии, не может повлечь изменение порядка расчёта электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из показаний каждого из приборов в отдельности, поскольку в силу пункта 2 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, данные приборы являются совокупностью средств измерения, которые представляют собой один коллективный (общедомовой) прибор учёта, в связи с чем, при применении п.44 Правил № 354 необходимо исходить из показателей всех приборов в совокупности.
Иные нормативные акты, устанавливающие порядок расчёта размера платы за электроэнергию, в законодательстве РФ отсутствуют, а, следовательно, законодательством не установлено иного порядка расчёта платы на ОДН.
Таким образом, применённый ТСЖ «Наш Дом» метод расчёта объёма электроэнергии, поставленного на общедомовые нужды, является правомерным.
Утверждение Глушковой Т.В. об отсутствии горячего водоснабжения в июле и августе 2017 является голословным, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение этого в материалы дела не представлено. Доказательств направления таких сведений об отсутствии ГВС в заявленный период суду не представлено.
Ссылку Глушковой Т.В. на то, что истцом ТСЖ «Наш Дом» при расчете задолженности не были приняты во внимание платёжные поручения № 43 от 17.07.2017 и № 96 от 13.10.2017, в соответствии с которыми ООО УК «Управдом» в 2017 году вносило за нее оплату коммунальных платежей, и указанными платежными поручениями оплачивалась только задолженность за коммунальные услуги, поэтому денежные средства не могли быть в том числе засчитаны в качестве оплаты жилищных услуг, суд считает несостоятельной.
Так, как установлено в судебном заседании, в 2017 году за Глушкову Т.В. ООО УК «Управдом» было внесено три платежа:
- платёжное поручение № 43 от 17.07.2017 на сумму 17 310 руб. 57 коп., назначение платежа: оплата аренды за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г., коммунальные платежи Адрес Глушкова Т.В. без НДС;
- платёжное поручение № 71 от 15.09.2017 на сумму 6 378 руб. 75 коп., назначение платежа: оплата аренды за январь 2017 г. 2017 г., коммунальные платежи Адрес Глушкова Т.В. без НДС;
- платёжное поручение № 96 от 13.10.2017 на сумму 7 123 руб. 76 коп., назначение платежа: оплата аренды за февраль 2017 г., коммунальные платежи Адрес Глушкова Т.В. без НДС.
Как следует из пояснений представителя истца и представленных документов, ввиду неясности периода, за который производится оплата (период оплаты, указанный в платёжном поручении № 43 от 17.07.2017 не наступил) и отсутствием между истцом и ответчиком договора аренды, оплаченные денежные средства были распределены в порядке календарной очерёдности за жилищно-коммунальные услуги:
- денежная сумма 17 310 руб. 57 коп. закрыла начисления: за октябрь 2016 в сумме 5 123 руб. 30 коп., ноябрь 2016- 5 553 руб. 76 коп., декабрь 2016 - 6 633 руб. 51 руб.;
- денежная сумма 6 378 руб. 75 коп. закрыла начисления: за январь 2017 в сумме 6 378 руб. 75 коп.;
- денежная сумма 7 123 руб. 76 коп. закрыла начисления: за февраль 2017 в сумме 7 123 руб. 76 коп.
В соответствии с абз. 3 п. 118 Правил № 354 в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платёжном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платёжном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Аналогичное предписание содержит и подпункт «а» п. 5 требований к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 № 253, предусматривающий, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя при осуществлении потребителем оплаты по платёжному документу не в полном размере определяется в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платёжном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчётный период.
Таким образом, при частичной оплате потребителем квитанции, содержащей несколько услуг (коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт, вывоз ТКО и т.д.) плата должна распределятся только между указанными в платёжном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платёжном документе независимо от указания потребителем в назначении платежа на оплату конкретной услуги.
Таким образом, внесенные денежные средства были учтены ТСЖ «Наш Дом», действия истца соответствуют нормам закона и подзаконных актов.
Также не нашли своего объективного подтверждения доводы Глушковой Т.В. о том, что жилищные услуги оказаны товариществом ненадлежащим образом. При этом суд исходит из следующего.
Так, согласно ст. 39 ч. 3 Жилищного кодекса РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации законодатель также отнёс определение порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пункт 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила), предусматривает, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
Устанавливая такой порядок, Правительство Российской Федерации в пункте 15 Правил определило, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен отражаться в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В пункте 10 данных Правил приведена формула расчёта размера уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки указанным требованиям истец по встречному иску таких доказательств в суд не представила.
Заявляя о непредоставлении услуг в 2012 - 2017 истец ссылается на акт от 02.11.2018, однако он не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства, поскольку в нарушение раздела X Правил предоставления коммунальных услуг собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, составлен в одностороннем порядке.
Акт Госжилстройтехинспекции Пензенской области, составленный в конце 2018 года, не может подтверждать оказание услуг ненадлежащего качества за период с 01.05.2017 года по 30.09.2018 года.
Доводы Глушковой Т.В. о том, что управляющей компанией ненадлежащим образом оказаны услуги за период с 01.05.2017 года по 30.09.2018 года, какими-либо доказательствами не подтверждаются. Напротив, ответчиком в суд за указанный период представлены договоры с ООО «Газпром межрегионгаз Пенза, МУП «Горводоканал» города Пензы, ОАО «Пензаэнергосбыт», ООО «Управление благоустройства и очистки города Пензы», ООО «РСУ 1+» и другими ресурсоснабжающими организациями. Опровергается довод Глушковой Т.В. о ненадлежащем оказании услуг ТСЖ «Наш Дом» также ответами Госжилстройтехинспекции Пензенской области №Г-12389-1 от 19.04.2018, №Г-9201-1 от 06.11.2018, направленным в адрес Глушковой Т.В. из которых следует, что работы по текущему и капитальному ремонту проведены, отдельные виды работ находятся на стадии исполнения, предписания, выданные в адрес ТСЖ «Наш Дом», исполнены, либо находятся на стадии исполнения.
Иных доказательств ненадлежащего оказания услуг ТСЖ «Наш Дом», кроме пояснений истицы по первоначальному иску Глушковой Т.В. в судебном заседании, последней не представлено.
В связи с вышеизложенным, поскольку расчет истца признан судом правильным, первоначальный иск удовлетворен, а доводы встречного иска не нашли своего подтверждения, соответственно, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения встречного иска Глушковой Т.В. к ТСЖ «Наш Дом» о понуждении к производству перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика Глушковой Т.В. в пользу ТСЖ «Наш Дом» подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при подаче иска, пропорционально удовлетворенной части требований в сумме 2 130 руб. 50 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ТСЖ «Наш Дом» удовлетворить.
Взыскать с Глушковой Татьяны Валерьевны в пользу ТСЖ «Наш Дом» задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги за период с 01.05.2017 года по 30.09.2018 года в размере 64 350 рублей 31 копейки, расходы по уплате госпошлины в сумме 2 130 рублей 50 копеек.
Встречный иск Глушковой Татьяны Валерьевны к ТСЖ «Наш Дом» о понуждении к производству перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2020 года.
Судья О.В. Богатов