Дело № 2а-37/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием представителя административного истца Мельника Е. В. Полякова А. А., представителя административного ответчика МВД по ЧР Руссановой О. П., представителя административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Степановой Т. В., при секретаре судебного заседания Петровой Н. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельника Евгения Владимировича к
Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения о несоответствии требованиям региональной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы»;
Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от дата ----- об отказе в выдаче свидетельства участника программы «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы»
установил:
Мельник Е. В. через своего представителя Полякова А. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения о несоответствии требованиям региональной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы»; Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от дата ----- об отказе в выдаче свидетельства участника программы «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», возложении обязанности выдать свидетельство участника программы.
Исковые требования мотивированы следующим.
дата граждан ------ Мельник Е. В. дата года рождения, родившийся в адрес, проживающий в Чувашской Республике на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, обратился в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Причинами, побудившими Мельника Е. В. обратиться с указанным заявлением стали желание постоянно проживать и работать в Российской Федерации, получить гражданство Российской Федерации.
Уведомлением от дата Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике сообщило, что в отношении истца принято решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и принятии данного решения с учетом решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, без указания на номер и дату его принятия. Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики приняло решение о несоответствии Мельника Е. В. требованиям программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом на 2014-2018 годы» (далее также – Программа), а именно установленному пунктом 6.2.8 Программы критерию (основанию) несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Программе: «является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики, приносящую доход не менее 3 лет, предшествующих моменту обращения».
Административный истец считает, что указанный критерий соответствия (несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Программе, изложенный в п. 6.2.8 Программы Чувашской Республики, противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую силу, нарушает его право на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 и предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы ( п. 25 и 26 Государственной программы).
В подпункте «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 528, указан перечень документов, представляемых заявителем на участие в программе в территориальный орган. Однако в п. 6.2.6 и п. 6.2.7 Программы Чувашской Республики установлены дополнительные критерии и ограничения, которые расширяют предусмотренный федеральными законодательством перечень оснований для отказа в получение свидетельства участника Государственной программы и значительно ограничивают круг претендентов на участие в Государственной программе и Программе Чувашской Республики, противоречит пунктам 13 и 14 Государственной программы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 818 предусмотрена обязанность по согласованию проектов региональных программ. Однако изменения в пункте 6.2.8 Программы Чувашской Республики, внесенные Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 декабря 2015 года № 449 и от 21 ноября 2016 года № 469, в установленном порядке не согласованы.
Учитывая, что Программой не определен порядок применения критериев (оснований), указанных в пункте 6.2.8 Программы, то следует полагать, что указанные в пункте 6.2.8 Программы критерии (основания) несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Программе, должны применяться Уполномоченным органом (Минтруд Чувашии) и учитываться Управлением по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами, определяющими порядок и условия участия соотечественников в Государственной программе, а также порядок принятия решения либо совершения действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. При этом во всех случаях, не подлежит применению нормативно-правовый акт, противоречащий нормативно-правовым актам, имеющим большую силу.
Поскольку Мельник Е. В. соответствует требованиям, установленным Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее также - Государственная программа), на основании пункта 39 Государственной программы Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике обязано было выдать ему уведомление установленной формы с возможным указанием в нем на условия участия в Программе, и при его согласии с условиями участия в Программе, выдать свидетельство участника Государственной программы.
В связи с чем следует, что выданное Управлением по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике уведомление и отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы, являются незаконными, так как противоречат положениям статей 13,13.1,22 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, п.п.5,6,13,14,15,52 Государственной программы, подпункту «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, разделу VI Типовой программы субъекта, в связи с чем подлежат отмене.
В ходе производства по делу административный истец отказался от заявления в части возложения обязанности выдать Мельнику Е. В. свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в связи с выдачей такого свидетельства административному истцу на основании его нового заявления.
Определением суда от дата производства по делу в этой части прекращено.
Административный истец Мельник Е. В., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, обеспечив явку представителя.
Представитель административного истца Поляков А. А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, вновь привел их суду. Дополнительно указал, что, несмотря на вынесение Верховным Судом Чувашской Республики решения от дата о признании недействующими абзацев 9, 10 и 13 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики и выдачу Мельнику Е. В. свидетельства участника программы его права в полном объеме не восстановлены, в частности, незаконные действия административных ответчиков и длительная невыдача свидетельства повлекли его обращение в суд и судебные расходы, нравственные страдания вследствие незаконных действий, которые в случае вынесения положительного решения по данному делу он будет отстаивать в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель административного ответчика МВД по ЧР Руссанова О. П. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений по основаниям, изложенным в возражении, приобщенном к материалам дела. Указала, что решением Верховного Суда Чувашской Республики от дата признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзацы 9, 10 и 13 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что данные нормы действовали на дату принятия оспариваемого решения и, соответственно, оспариваемые решения являются законными.
Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Степанова Т. В. также полагала требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, указанным в письменном отзыве на административный иск, ссылаясь на несоответствие административного истца установленным Программой критериям, которые были предусмотрены в Региональной программе на дату первичного обращения истца. Указала, что в настоящее время в связи с обращением административного истца по вопросу выдачи свидетельства участника Программы после вступления в законную силу решения суда от дата, ему было выдано такое свидетельство, и права административного истца оспариваемыми решениями не нарушены.
Суд, руководствуясь п. 6 ст. 226 КАС РФ с учетом мнения представителя административного истца, представителей административных ответчиков определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Заслушав доводы представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Мельник Е. В. является гражданином ------ и по настоящее время проживает на территории Чувашской Республики, имея разрешение на временное проживание, зарегистрирован по адресу: адрес, где проживает с супругой, являющейся гражданской Российской Федерации.
дата он обратился в Министерство внутренних дел по Чувашской республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При этом, им были представлены документы об образовании и квалификации и сведения о том, что с дата он является индивидуальным предпринимателем на территории Российской Федерации.
дата заявление Мельника Е. В. было направлено в уполномоченный орган – Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, для согласования.
дата в МВД по Чувашской Республике поступило письмо Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, о том, что гражданин Мельник Е. В. не соответствует критериям, установленным Программой, для соотечественника, претендующего на участие в Программе (пункт 6.2.8. Программы - является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики, приносящую доход не менее 3 лет, предшествующих моменту обращения в МВД по ЧР с заявлением об участии в программе».).
дата МВД по Чувашской Республике вынесено решение ----- об отказе Мельнику Е. В. в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом решения уполномоченного органа - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.
В этот же день МВД по Чувашской Республике направило Мельнику Е. В. уведомление об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы.
Не согласившись с данными решениями, истец обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» относит к соотечественникам лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства.
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотрено следующее:
В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа), соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы. (пункт 16).
Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 17).
Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется (п. 27).
Участники Государственной программы осуществляют добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания (п. 48).
Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей (пункт 47).
Региональные программы переселения согласовываются Правительством Российской Федерации при условии, что их реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 49).
После получения в установленном порядке результатов проверок по учетам МВД России, ФСКН России, ФСБ России, ФМС России, а также информации уполномоченного органа субъекта Российской Федерации территориальным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги, принимается мотивированное решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы. О принятом решении соотечественник, проживающий за рубежом, уведомляется загранаппаратом ФМС России, а соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, - территориальным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги (п.77).
В оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии – не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения (п. 27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637).
Приказом МВД России от 07.11.2017 г. № 842 утвержден Административный регламент предоставления МВД Российской Федерации государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) представительств Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом и подразделений по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, расположенных в субъектах Российской Федерации, реализующих соответствующие региональные программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, при предоставлении государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы.
Согласно Административному регламенту предоставления МВД Российской Федерации соответствующей государственной услуги при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов, в том числе об образовании и (или) квалификации, о стаже трудовой деятельности, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (подпункт 36.3 пункта 36).
В оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения (подпункт 52.10 пункта 52).
Указанным административным регламентом также предусмотрено направление межведомственных запросов.
В рамках предоставления государственной услуги подразделение по вопросам миграции вправе осуществлять межведомственное информационное взаимодействие с целью принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) заявителю свидетельства участника Государственной программы (п. 100).
В этих целях сотрудник, уполномоченный на формирование и направление запросов, не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления об участии в подразделении по вопросам миграции направляет электронный вариант заявления об участии: на рассмотрение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (п. 100.1).
Пунктом 104 предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации направляет в подразделение по вопросам миграции решение о соответствии заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, требованиям региональной программы переселения.
Подпунктом 3.42.2 пункта 3.42 Положения о Минтруде Чувашии, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015г. № 367, Минтруд Чувашии исполняет функции организатора по осуществлению полномочий по оказанию содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом.
В период подачи административным истцом заявления в Чувашской Республике действовала региональная Программа Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы» (далее - Программа), утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 г. № 47.
Пунктом 6.2.8 Программы были установлены критерии несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Программе, в число которых, в том числе входит: является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики, приносящую доход мене 3 лет, предшествующих моменту обращения в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Программе.
Как следует из объяснений представителя Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики и представленных документов, основанием отказа в согласовании кандидатуры истца на участие в Программе явилось именно указанное обстоятельство.
Как следует из содержания выписки из ЕГРИП, Мельник Е. В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя дата.
Таким образом, на момент обращения в УВМ МВД по ЧР Мельник Е. В. действительно не отвечал требованиям региональной программы и регламентом, в связи с чем оснований для включения его кандидатуры в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом у уполномоченных органов не имелось и ему было обоснованно отказано в согласовании участия в Государственной программе и в выдаче свидетельства участника Государственной программы.
Следовательно, МВД по Чувашской Республике, в соответствии с решением Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от дата. ----- и руководствуясь пп. 17 и 27 Государственной программы, обоснованно приняло оспариваемое решение, доведенное до истца в форме уведомления от дата, поскольку административный истец не соответствовал требованиям Региональной программы на момент подачи заявления.
Доводы административного истца о том, что в последующем решением Верховного Суда Чувашской Республики от дата по гражданскому делу ----- по административному делу по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО10 и Мельника Евгения Владимировича о признании недействующими абзацев 3,5,6,8,9,10,13 и 14 пункта 6.2.8 программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющейся приложением № 16 к Государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы», введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47, вступившим в законную силу дата, признаны недействующими абзацы девятый, десятый и тринадцатый пункта 6.2.8 названной Программы, не влекут незаконности и отмены оспариваемых решений, поскольку названным решением суда абзацы девятый, десятый и тринадцатый пункта 6.2.8 названной Программы признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда.
Исходя из изложенного суд отказывает административному истцу в удовлетворении его иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Мельника Евгения Владимировича к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения о несоответствии требованиям региональной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», к Министерству внутренних дол по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от дата ----- об отказе в выдаче свидетельства участника программы «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы» отказать в полном объеме.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Шопина Е. В.
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2019 года.