Дело № 2а-136/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Мухиной Е.В.,
при секретаре: Вагнер Н.А.,
рассмотрев «02» июня 2020 года в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области по общим правилам административного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шатровского района Курганской области к Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
в Шатровский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредъявлении в адрес собственников жилых помещений требований о сносе или реконструкции многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему иску в законную силу предъявить требования о сносе или реконструкции указанного многоквартирного жилого дома в адрес собственников жилых помещений указанного жилого дома, обратился прокурор Шатровского района Курганской области (л.д. 1-3).
В обоснование заявленных требований указано, что проверкой исполнения жилищного законодательства установлено, что Администрацией Шатровского сельсовета не принимается мер по сносу аварийного дома по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу норм ч. 3 ст. 56.2, п. 4 ч. 2 ст. 56.3 ЗК РФ, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Многоквартирный дом актом межведомственной комиссии от 10.12.2013 был признан аварийным и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Курганской области на 2019-2025 гг. (утв. Постановлением Правительства Курганской области от 01.04.2019 №82); плановая дата окончания расселения – 31.12.2022.
Вместе с тем ответчиком до настоящего времени требования о сносе или реконструкции многоквартирного жилого дома по <адрес>, в адрес собственников жилых помещений не направлены, решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом не принимались.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Администрацией Шатровского сельсовета требований законодательства, поскольку земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, а также жилые помещения данного дома для муниципальных нужд не изъяты, при этом в целом общее состояние дома ухудшилось, в связи с чем в адрес прокурора Курганской области 20.03.2020 поступила коллективная жалоба, кроме того, в сети Интернет появилась соответствующая статья, где отражена информация о беспокойстве жителей дома за свою жизнь и здоровье в связи с разрушением кладки на уровне фасада дома.
Проживание граждан в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Кроме того, наличие в границах поселений аварийного дома может повлечь причинение вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости или внутри помещений таких зданий.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес Администрации Шатровского сельсовета 12.03.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое в настоящее время рассмотрено и удовлетворено, однако должных мер, направленных на исправление сложившейся ситуации и устранении нарушения законодательства ответчиком не принято, решения об изъятии земельных участков в порядке ч. 10 ст. 32 ЖК Р не принимались.
Считают, что права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на ответчика обязанности в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу предъявить требования о сносе или реконструкции многоквартирного <адрес>, в адрес собственников жилых помещений указанного дома.
В отзыве административный ответчик Администрация Шатровского сельсовета <адрес> (л.д. 63) с доводами административного истца не согласилась. Указала, что жители <адрес>, являются участниками региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Курганской области на 2019-2025 годы. Все жители извещены надлежащим образом, а также на собраниях устно предупреждены о том, чтобы предотвратить случаи обрушения дома произвести мелкий ремонт, или во избежание причинения вреда здоровью освободить жилые помещения – временно переселиться в сдаваемые жителями села квартиры в аренду. Просят вынести законное и обоснованное решение.
Административный ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.
Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца прокурора Шатровского района Курганской области помощник прокурора Мануйлов Р.Н. требования прокурора Шатровского района Курганской области поддержал, просил удовлетворить его требования по указанным в иске основаниям.
Выслушав мнение административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Выписке из ЕГРН (л.д. 5) по адресу: <адрес>, расположен многоквартирный дом, общей площадью 760 кв.м., 1975 года постройки.
Все квартиры, расположенные в указанном многоквартирном доме, находятся в собственности граждан, одна квартира принадлежит муниципальному образованию Шатровский сельсовет (л.д. 6-38).
Актом обследования технического состояния здания жилого <адрес> от <дата> (л.д. 51-52) установлено, что указанному двухэтажному 16-ти квартирному жилому дому 1975 года постройки рекомендован ряд мероприятий по произведению ремонта. Без выполнения данных мероприятий проживание и пребывание в здании людей и близ него считается опасным.
Межведомственной комиссией10.12.2013 было обследовано помещение жилого <адрес> в <адрес> ( л.д. 49). Жилой дом признан аварийным, не соответствующим установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и подлежащим демонтажу ( л.д. 50).
В списке аварийных домов, подлежащих сносу на территории Шатровского сельсовета по состоянию на январь 2018 г., представленном Администрацией Шатровского сельсовета <адрес>, значится, в том числе, <адрес> в <адрес> (л.д. 39).
В материалах дела имеется коллективное ходатайство жильцов дома прокурору Курганской области по оказании содействия в ускорении переселения жильцов (л.д. 3).
Прокуратурой Шатровского района Курганской области Главе Шатровского сельсовета Арефьеву А.П. направлено представление о принятии конкретных мер по устранению выявленных проверкой нарушений жилищного законодательства. Требования о сносе или реконструкции многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> сельсовета собственникам жилых помещений не направлялись, процедура изъятия земельного участка под домом, жилых помещений данного дома для муниципальных нужд не реализовывалась. В представлении указано требование о безотлагательном устранении выявленных нарушений (л.д. 54).
Согласно направленной Администрацией Шатровского сельсовета в прокуратуру Шатровского района информации по представлению в 2019 г. жителями дома <..............> проведено укрепление внутренней стены в подъезде, а также наружной стены под оконным проемом в угловой квартире на первом этаже. В 2020 г. планируется продолжить частичный ремонт наружной стены и ремонт входной группы одного из подъездов. Администрацией ведутся переговоры с собственниками свободных квартир в <адрес> для временного переселения жителей одного из подъездов <адрес>, а также выясняется наличие свободных квартир в многоквартирных домах по <адрес> и <адрес> сельсовета ведет работу по подготовке текста требований согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ (л.д. 55).
В материалы дела представлена статья с официального сайта информационного интернет-агентства «Ura.Ru» об аварийном состоянии указанного жилого дома и беспокойстве жителей дома за свою жизнь и здоровье в связи с разрушением фасада дома ( л.д. 40, л.д. 41-48).
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу части 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. от 24.04.2020) (далее - Положение) урегулирован порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как усматривается из материалов дела, межведомственная комиссия выявила несоответствие вышеуказанного многоквартирного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, признала его аварийным, подлежащим демонтажу.
Предварительная процедура решения вопроса о выкупе аварийного жилого помещения либо предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения органом местного самоуправления- администрацией Шатровского сельсовета надлежащим образом не осуществляется, поэтому суд находит требования административного истца законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░