Решение от 04.03.2020 по делу № 2а-430/2020 от 10.01.2020

Дело № 2а-430/2020

Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2020-000054-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 04 марта 2020 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой В.Н..

с участием:

        - представителя административного истца Кретова Александра Анатольевича Гук Светланы Петровны,

        - представителя административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района, заинтересованного лица администрации Хабаровского муниципального района Ковригиной Ольги Леонидовны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кретова Александра Анатольевича к управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района о признании незаконным решения об отклонении предложения по внесению изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Кретов Александр Анатольевич обьратился в суд с административным иском к управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района о признании незаконным решения об отклонении предложения по внесению изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения.

Требования административного иска мотивировал следующим.

Кретов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , адрес ориентира: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в установленном порядке. Разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, пашня. Категория земель - земли населенных пунктов.

С целью осуществления строительства индивидуального жилого дома истец в установленном порядке направил в Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, на что получил уведомление № 122 от 19 апреля 2019 г. о несоответствии указанных в уведомлениях установленным параметрам ввиду полного расположения его земельного участка в границах шумовой зоны Хабаровского аэропорта и в связи с тем, что его участок полностью расположен в территориальной зоне СХО (сельскохозяйственного использования на территориях, попадающих под действие ограничений градостроительной деятельности), где согласно основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов использования отсутствует возможность строительства одноквартирного жилого дома.

Также истец обращался с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части территориальной зоны с СХО в зону Ж-2 (смешанной жилой застройки). Письмом от 01 марта 2019 г. ему в этом было отказано по причине нахождения участка в границах шумовой зоны аэропорта. Иных оснований для отказа данное письмо не содержало.

Препятствие в виде наличия шумовой зоны истец устранил в судебном порядке.

После вступления в законную силу решения Хабаровского районного суда от 01 августа 2019 г. № 2-1528/2019 Кретов А.А. повторно обратился с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения, на что получил отказ от 27.12.2019 г., но уже по другим основаниям, а именно:

- предложение не соответствует действующему генеральному плану Тополевского сельского поселения;

- земельный участок расположен в территориальной зоне СХО, в которой не предусмотрено строительство индивидуального жилого дома;

- в настоящее время земельный участок соответствует виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства, пашня», что соответствует зоне, в которой расположен земельный участок. Перевод в Ж-2 считают нецелесообразным, в том числе поскольку указанная зона предусматривает возведение пятиэтажных домов;

- территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч.4 ст. 30 ГрК РФ);

- изменение границ территориальных зон, при отсутствии на близлежащей территории зоны Ж-2, противоречит ч.2 ст. 33 ГрК РФ.

Административный истец считает, что ему незаконно отклонили предложение по внесению изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны ввиду следующих норм.

Как указано в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. № 74-АПГ18-19, зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ).

Участок истца расположен в фактической зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов, а не дачных участков, рядом расположена территориальная зона Ж-2. О необходимости исследования фактических обстоятельств дела судом указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (часть 3 статьи 30 Градостроительного кодекса).

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлены статьей 33 названного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 названного Кодекса).

Вид разрешенного использования участка истца - для ведения личного подсобного хозяйства, пашня.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Пашни согласно ст. 79 Земельного кодекса РФ могут быть только в составе сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, а не населенных пунктов. Кроме того, истец использовать свой участок под пашню не может ввиду слишком маленькой площади для такого вида использования - 1003 кв.м.

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой    охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).

Участок истца вышеуказанную ценность в области сельскохозяйственного использования не составляет. Нахождение участка в зоне СХО лишает возможности у его собственника построить индивидуальный жилой дом для его семьи, при том, что использование под личное подсобное хозяйство предусматривает такую возможность.

В непосредственной близости    от участков истца имеется жилая территориальная зона Ж-2, что видно из основного чертежа генерального плана Тополевского сельского поселения. И по факту рядом расположена территория, застроенная индивидуальными жилыми домами, что видно из публичной кадастровой карты Росреестра.

Административный истец считает, что данную имеющуюся в генеральном плане жилую зону беспрепятственно можно продлить в сторону участка истца с целью создания условий устойчивого развития территории Тополевского сельского поселения, что обеспечит права и законные интересы истца. В целом часть 2 статьи 33 ГрК РФ не содержит в себе указаний на невозможность изменения одной территориальной зоны на другую в случае отсутствия на близлежащей территории той же зоны, о чем указано в отказном письме от 27.12.2019 г. № 01-28-748.

Ссылка административного ответчика на ч.4 ст. 30 ГрК РФ является ошибочной, т.к. истец не является единственным желающим изменить территориальную зону лицом. В июле 2019 г. и ноябре 2019 г. в Управление архитектуры и градостроительства было направлено заявление от иного лица в отношении семи рядом расположенных земельных участков. То есть на момент рассмотрения заявления от истца в Управлении имелись заявления в отношении других семи участков, но Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района принципиально отказывается принимать данное обстоятельство.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района как орган, уполномоченный на проведение и формирование Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Хабаровского муниципального района Хабаровского края (п. 2.1.1, 2.1.6, 2.1.14 Положения об Управлении от 19.02.2019    г. № 9-66), в данном случае является надлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного, административный истец Кретов А.А. просил суд признать незаконным отклонение предложения Кретова Александра Анатольевича о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района об изменении территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером , адрес: примерно в 498 м по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с зоны СХО (сельскохозяйственного использования на территориях, попадающих под действие ограничений градостроительной деятельности) на территориальную зону Ж-2 (зону смешанной жилой застройки); возложить обязанность на Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края внести изменения в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района в части изменения территориальной зоны СХО (сельскохозяйственного    использования    на территориях,    попадающих под действие ограничений градостроительной деятельности) на территориальную зону Ж-2 (зону смешанной жилой застройки) в отношении земельного участка с кадастровым номером , адрес: примерно в 498 м по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Хабаровского муниципального района, администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района.

В судебное заседание административный истец Кретов А.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд своего представителя Гук С.П.

Представитель административного истца Кретова А.А. Гук С.П. в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям. Просила принять во внимание, что факт наличия в районе расположения земельного участка Кретова А.А. жилых домов малоэтажной жилой застройки подтверждается исследованной видеозаписью, а расстояние от земельного участка Кретова А.А. до территориальной зоны Ж-2 всего около 60 метров.

Представитель административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района, заинтересованного лица администрации Хабаровского муниципального района Ковригина О.Л. в судебном заседании требования административного иска не признала по основаниям, указанным в возражениях на иск.

Заинтересованное лицо администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило, о причинах ненаправления представителя не сообщило, свою позицию по делу не высказало.

В силу положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца Кретова А.А., представителя заинтересованного лица администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района.

Выслушав пояснения представителя административного истца Кретова А.А., пояснения представителя административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района, заинтересованного лица администрации Хабаровского муниципального района Ковригиной О.Л., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает требования административного иска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Кретов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , адрес ориентира: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в установленном порядке. Разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, пашня. Категория земель - земли населенных пунктов. Сведения об указанном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

С целью осуществления строительства индивидуального жилого дома истец в установленном порядке направил в Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, на что получил уведомление № 122 от 19 апреля 2019 г. о несоответствии указанных в уведомлениях установленным параметрам ввиду полного расположения его земельного участка в границах шумовой зоны Хабаровского аэропорта и в связи с тем, что его участок полностью расположен в территориальной зоне СХО (сельскохозяйственного использования на территориях, попадающих под действие ограничений градостроительной деятельности), где согласно основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов использования отсутствует возможность строительства одноквартирного жилого дома.

Также истец обращался с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения в части территориальной зоны с СХО в зону Ж-2 (смешанной жилой застройки). Письмом от 01 марта 2019 г. ему в этом было отказано по причине нахождения участка в границах шумовой зоны аэропорта. Иных оснований для отказа данное письмо не содержало.

Препятствие в виде наличия шумовой зоны истец устранил в судебном порядке с учетом решения Хабаровского районного суда от 01 августа 2019 года по гражданскому делу № 2-1528/2019.

После вступления в законную силу решения Хабаровского районного суда от 01 августа 2019 г. № 2-1528/2019 Кретов А.А. повторно обратился с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения, на что получил отказ управления архитектуры и градостроительства Хабаровского муниципального района от 27.12.2019 г. № 01-28-748 по следующим основаниям:

- предложение не соответствует действующему генеральному плану Тополевского сельского поселения;

- земельный участок расположен в территориальной зоне СХО, в которой не предусмотрено строительство индивидуального жилого дома;

- в настоящее время земельный участок соответствует виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства, пашня», что соответствует зоне, в которой расположен земельный участок. Перевод в Ж-2 считают нецелесообразным, в том числе поскольку указанная зона предусматривает возведение пятиэтажных домов;

- территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч.4 ст. 30 ГрК РФ);

- изменение границ территориальных зон, при отсутствии на близлежащей территории зоны Ж-2, противоречит ч.2 ст. 33 ГрК РФ.

Суд не усматривает, что отклонение предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заявления граждан и юридических лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений Хабаровского муниципального района рассматривает комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Хабаровского муниципального района на основании постановлений администрации Хабаровского муниципального района от 07 марта 2018 № 208 и от 17 мая 2019 года № 490.

Генеральный план Тополевского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 20 мая 2011 года № 157-57 «Об утверждении генерального плана Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края».

Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края утверждены решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 29 июля 2011 года № 176-62 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (в редакции решений от 28 ноября 2013 года № 290-100, от 30 апреля 2013 года № 307-105, от 29 августа 2014 года № 58-22, от 07 октября 2015 года № 131-53, решения Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 21 ноября 2017 года № 77-376).

В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В силу положений ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: сельскохозяйственного использования.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность наличия территориальной зоны сельскохозяйственной пашни в населенных пунктах.

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;

3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;

4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;

5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В соответствии с п. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33).

В силу пункта 20 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки на территории сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым представительным органом местного самоуправления муниципального района принимаются муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в населенных пунктах ограничения деятельности (в том числе права на возведение индивидуального жилого дома) могут устанавливаться градостроительными регламентами, которые определяются Правилами землепользования и застройки.

Полномочия органов местного самоуправления реализуются ими по своему усмотрению в целях осуществления задач органов местного самоуправления для того, чтобы принятые решения наиболее эффективно обеспечивали интересы всего населения соответствующей территории и её сбалансированное развитие. При этом общий интерес населения соответствующей территории может не соответствовать интересу конкретного лица, проживающего или находящегося на данной территории.

В данном случае, орган местного самоуправления может быть понужден к решению вопроса местного значения только при установлении судом, что поступившее от Кретова А.А. предложение об изменении территориальной зоны его земельного участка обосновано тем, что в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В материалах дела отсутствуют какие-либо мотивированные обоснования, доказательства подтверждающие, что на земельном участке Кретова А.А. уже имеются какие-либо объекты капитального строительства, использование участка в существующей территориальной зоне причиняет вред правообладателю земельного участка, объекта капитального строительства, снижается стоимость участка по сравнению со стоимостью, определенной с учетом существующей территориальной зоны.

Территориальная зона в отношении земельного участка Кретова А.А. была установлена до его приобретения административным истцом. Административный истец не ссылается, что территориальная зона Правилами землепользования и застройки, генеральный план в части земельного участка Кретова А.А. установлены изначально с нарушением действующего законодательства, необоснованно. Территориальная зона земельного участка Кретова А.А., установленная правилами землепользования и застройки, соответствует генеральному плану поселения. Иные земельные участки, расположенные рядом с земельным участком Кретвоа А.А. также являются участками для ведения личного подсобного хозяйства (пашня) или садовыми земельными участками.

Оснований для удовлетворения требований административного иска суд не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-181, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2020 ░░░░.

2а-430/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кретов Александр Анатольевич
Ответчики
Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Суд
Хабаровский районный суд Хабаровского края
Судья
Хальчицкий Андрей Сергеевич
Дело на сайте суда
habarovskyr.hbr.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2020Подготовка дела (собеседование)
04.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2020Судебное заседание
23.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее