Дело №2-АМ-179/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 августа 2018 года село Амга
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Будурусовой С.П., единолично, с участием представителя истца Анисимова З.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимова З.Р. в интересах Леонтьевой М.В. к администрации МО «Чапчылганский наслег» об установлении факта постоянного проживания, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Чапчылганский наслег», признании права на получение компенсационных выплат и обязании включения в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи,
установил:
Представитель истцов Анисимов З.Р. в интересах Леонтьевой М.В. обратился в суд с иском к администрации МО «Чапчылганский наслег» об установлении факта постоянного проживания истцов на момент чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия), признании права на получение компенсационных выплат за счет бюджетных ассигнований из резервных фондов Российской Федерации и Республики Саха(Якутия), обязании ответчика включить ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, мотивируя тем, что жилой дом, в котором проживает истица Леонтьева М.В. по адресу: <адрес> оказался в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка на территории с. Промкомбинат Амгинского района в мае 2018 года, она не признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и не включена в списки на получение выплат в связи с отсутствием регистрации по месту проживания, хотя фактически проживала и постоянно проживает по вышеуказанному адресу, что подтверждено адресной справкой, документами на жилое помещение и иными доказательствами.
В отзыве представитель ответчика – глава МО «Чапчылганский наслег» Бродников Г.Ю. указал о том, что истица Леонтьева М.В. действительно проживает по адресу: <адрес>
Истица Леонтьева М.В., представители ответчика. третьего лица (администрации МО «Чапчылганский наслег», МР «Амгинский улус(район)» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного разбирательства, об отложении судебного разбирательства не просили. Истица направили своего представителя. Представитель ответчика – администрации МО «Чапчылганский наслег» - направил заявление, в котором просил о рассмотрении дела без его участия.
Суд на основании статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие истицы, представителя ответчика.
Представитель истца Анисимов З.Р. поддержал требования Леонтьевой М.В. и пояснил, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации она проживала с семьей по адресу: <адрес>, администрация МО «Чапчылганский наслег» отказала во включении ее в список пострадавших от наводнения, указав об отсутствии регистрации по месту проживания.
Выслушав объяснение представителя истца, изучив доводы представителя ответчика и иные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов по следующим основаниям.
Как установлено судом, истица Леонтьева М.В. является гражданкой Российской Федерации, на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживала и проживает по настоящее время в жилом доме по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>. Факт постоянного проживания Леонтьевой М.В. в доме, расположенном в <адрес> района подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справками администрации МО «Чапчылганский наслег» от 06.07.2018 года о составе семьи, выпиской из похозяйственной книги № 10 от 03.07.2018 года о том, что по лицевому счету № МО «Чапчылганский наслег» числится семья Л., прож. по адресу:<адрес> адресной справкой МО «Чапчылганский наслег» от 03.07.2018 года, копией паспорта истца, справкой с филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха(Якутия) в Мегино-Кангаласском районе» о том, что Леонтьева М.В. действительно проживает в <адрес> со своей семьей, актом обследования частного жилого помещения от 14 мая 2018 года. Леонтьева М.В. зарегистрирована по месту постоянного жительства 16 мая 2018 года. Муж и дети истицы Леонтьевой М.В. Л., Л.1, Л. признаны пострадавшими от чрезвычайной ситуации, и включены в списки пострадавших лиц, имеющих право на компенсационные выплаты в связи с утратой имущества первой необходимости.
Актом обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка р. Амга с 8 мая 2018 года в Чапчылганском наслеге Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2018 года зафиксировано, что в результате паводка поврежден жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес> где проживает Леонтьева М.В. Заключением комиссии признано, что имущество истцов утрачено. Во включении Леонтьевой М.В. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от весеннего паводка 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха(Якутия), на получение единовременной материальной и финансовой помощи письмом главы администрации МО «Чапчылганский наслег» исх. № 764 от 29 июня 2018 года отказано, со ссылкой на то, что у Леонтьевой М.В. отсутствует регистрация по месту проживания. Иные члены семьи Леонтьевой М.В. признаны пострадавшими.
Согласно распоряжению главы МО «Чапчылганский наслег» от 8 мая 2018 года №698 на территории муниципального образования «Чапчылганский наслег» с 8 мая 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На момент возникновения чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110. Согласно указанным Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (пункт 2), в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека(подпункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека)(подпункт «д»).
При оформлении документов и выделении пострадавшим материальной помощи органы власти руководствуются методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденными МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7. Согласно главе II указанных Методических рекомендаций, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) регулируется Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642. Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) бюджетные ассигнования резервного фонда используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера следующих непредвиденных мероприятий, включая, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. рублей на человека(пункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 10 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тыс. рублей на человека)(пункт «д»).
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 03 апредя 2017 года) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает вкачестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Представленные истцом доказательства постоянного проживания в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Чапчылганский наслег», а также полной утраты имущества первой необходимости, ответчиком не оспорены, поэтому у суда нет оснований сомневаться в их достоверности. Установление факта постоянного проживания по определенному адресу имеет юридическое значение, поскольку от него зависит возникновение права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении факта постоянного проживания Леонтьевой М.В. на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом доме по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, пер. Промкомбинат 3, признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории <адрес> Республики Саха (Якутия), признании за ней права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за счет бюджетных ассигнований из резервных фондов Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обязании ответчика включить истца в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение компенсационных выплат, выделяемых из Резервных фондов Российской Федерации и Республики Саха(Якутия).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 264 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Установить факт постоянного проживания Леонтьевой М.В. на момент возникновения чрезвычайной ситуации 8 мая 2018 года в жилом доме по адресу: Республика Саха(Якутия), <адрес>
Признать Леонтьеву М.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с повышением уровня воды реки Амга на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха (Якутия) 8 мая 2018 года.
Признать за Леонтьеву М.В. право на получение единовременной материальной помощи в результате весеннего паводка и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 и из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642.
Обязать администрацию МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия) включить Леонтьеву М.В. в список граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, предусмотренных решениями Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации за счет средств бюджета, выделяемых из Резервных фондов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха(Якутия) в апелляционном порядке в месячный срок со дня провозглашения.
Судья п/п С.П. Будурусова
Копия верна
Судья С.П. Будурусова