дело № 2а-1381/2019
УИД24RS0059-01-2019-001741-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года п. Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Питецкий К.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к ФИО3 о взыскании недоимки и пени по налогу, восстановлении срока на подачу административного иска,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шкарину А.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 771 рубль, пени за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 4,88 рубля, недоимки по земельному налогу за 2013 - 2014 годы в сумме 1180 рублей, пени за период с 01.02.2015 по 21.10.2015 в сумме 195,51 рублей, пени за период с 01.02.2013 по 22.01.2015 в сумме 116,30 рублей. Требования мотивированы тем, что Шкарин А.В. является плательщиком земельного налога. В соответствии с ч.2 ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты налогов. В установленные НК РФ сроки Шкарин А.В. налог не уплатил, на сумму недоимок в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ ответчику были направлены заказными письмами требования № 40092 об уплате налога со сроком исполнения до 07.02.2017 года, № 47173 со сроком исполнения до 28.01.2016 года, № 1098 со сроком исполнения до 17.03.2015 года. До настоящего времени задолженность по налогу и пени ответчиком не погашена. Административный истец просит суд восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления в связи с большим количеством должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу ч. 7 ст. 150 и ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с п.1 ст. 390 налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база для оплаты земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу абз.3 п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п.4 ст.397 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании абзаца 3 п.1 ст.45 НК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п.8 ст.45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
В соответствии со ст.69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п.1 ст.70 НК РФ).
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п.3 ст.75 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Шкарин А.В. является/являлся правообладателем:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления:
- № 751789 в котором исчислен земельный налог за 2013 год в общей сумме 605 рублей со сроком исполнения не позднее 05.11.2014 года;
- № 680255 от 16.04.2015 года в котором исчислен земельный налог за 2014 год и перерасчет за 2013 год в общей сумме 1180 рублей со сроком исполнения не позднее 01.10.2015 года;
- № 59724692 от 27.08.2016 года, в котором исчислен земельный налог за 2015 год в сумме 771 рубль со сроком исполнения не позднее 01.12.2016 года.
30 января 2015 года выявлена недоимка по земельному налогу в сумме 605 рублей и в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика 03.02.2015 года было направлено требование № 1098 об уплате недоимки по налогу и пени в сумме 291,60 рубль за период с 01.12.2013 по 22.01.2015 со сроком исполнения до 17.03.2015 года.
02 ноября 2015 года выявлена недоимка по земельному налогу в сумме 1180 рублей и в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика 12.11.2015 года было направлено требование № 47173 об уплате недоимки по налогу и пени в сумме 198,88 рублей за период с 01.02.2015 по 21.10.2015 со сроком исполнения до 28.01.2016 года.
21 декабря 2016 года выявлена недоимка по земельному налогу в сумме 771 рубль и в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика 27.12.2016 года было направлено требование № 40092 об уплате недоимки по налогу и пени в сумме 4,88 рубля за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 со сроком исполнения до 07.02.2017 года. Общая задолженность по налогам составляет 4 566,82 рублей.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, обоснованное большим количеством должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.03.2012 N 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Шкарину А.В. исчислен земельный налог за 2013-2015 годы, 21.12.2016 года выявлена недоимка по налогу и выставлено последнее требование о её уплате в срок не позднее 07.02.2017 года, при этом общая сумма задолженности по налогам превышает 3000 рублей, административный иск направлен в суд 04.12.2019 года, то есть со значительным превышением установленного срока для обращения в суд.
Налоговым органом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих своевременному направлению в суд общей юрисдикции заявления о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций.
Ссылка налогового органа на большое количество должников перед бюджетом и большой объем производства взыскания задолженности по налогам, не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока, поскольку относится к внутренним вопросам организации своей деятельности административным истцом.
При этом, сведений об обращении налогового органа в суд за судебной защитой в порядке приказного производства в установленный срок, как и других доказательств уважительности пропуска срока административным истцом, материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований к Шкарину А.В., поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в удовлетворении административного искового заявления к ФИО3 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 771 рубль, пени за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 4,88 рубля, недоимки по земельному налогу за 2013 - 2014 годы в сумме 1180 рублей, пени за период с 01.02.2015 по 21.10.2015 в сумме 195,51 рублей, пени за период с 01.02.2013 по 22.01.2015 в сумме 116,30 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.
Суд К.В. Питецкий