Дело №5-246/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 марта 2020 года гор. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Эминов О.Н., при секретаре Гаряджиевой Г.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Лот Александра Сергеевича, родившегося ДД.ММ.ГГ года в <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, неженатого, не имеющего лиц, состоящих на его иждивении, временно не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <данные изъяты>,
установил:
17 февраля 2020 г. старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по г.Элисте Мугушевой Г.Б. в отношении Лот А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которому 27 октября 2019 г. с 12 час 00 мин. до 15 час. 00 мин. гр. Лот А.С. принял участие в несогласованном с органом местного самоуправления – Администрацией г. Элисты публичном мероприятии в форме митинга, проводившегося на площади Победы по адресу: РК, г.Элиста, у.Титова, 2, тем самым в нарушение ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» нарушил порядок проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании Лот А.С. и его представитель Атеев С.Н. вину Лот А.С. в совершении инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, не признали, просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Лот А.С. состава вышеуказанного административного правонарушения.
Представитель ОИАЗ УМВД России по г.Элисте Мугушева Г.Б. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
При этом состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статьей 17 (часть 3), статьей 19 (части 1 и 2)) и ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой Федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В соответствии с ст. 2 вышеуказанного закона публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона, митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В рамках организации публичного мероприятия ст. 4 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Согласно протоколу об административном правонарушении, 27.10.2019 г. с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут гр-нин Лот А.С., находясь на площади Победы, по адресу: РК, г.Элиста, ул.Титова, 2, принял участие в несогласованном с органом местного самоуправления – Администрацией г. Элисты публичном мероприятии в форме митинга, где обсуждалось назначение на должность и.о. главы Администрации г. Элисты ФИО1, тем самым нарушил порядок проведения публичного мероприятия.
Указанные действия Лот А.С. квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В обоснование виновности Лот А.С. в совершении инкриминируемого административного правонарушения представлены следующие доказательства:
протокол серии 08 РК № 018890/1/291 от 17.02.2019г. об административном правонарушении в отношении Лот А.С. по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ (л.д. 36);
рапорты инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Элисте Мугушевой Г.Б. от 17.02.2019г., 28.10.2019г., согласно которым 27.10.2019г. в период времени с 12 час. до 13 час.30 мин. на территории культурного комплекса «Пагода Семи дней» на площади Ленина г. Элисты было проведено публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное с органами местного самоуправления, в данном несанкционированном мероприятии принял участие Лот А.С., ДД.ММ.ГГ г.р. (л.д. 2, 6);
заявление и письменное объяснение ФИО2 от 27.10.2019г., об обстоятельствах проведения 27.10.2019г. на площади Победы, по адресу: РК, г.Элиста, у.Титова, 2, публичного мероприятия (л.д. 4,5);
протокол осмотра от 27.10.2019г., с приложенной к нему фототаблицей, согласно которому с 12 час. до 13 час. 15 мин. на площади Победы, по адресу: РК, г.Элиста, у.Титова, 2, установлено нахождение людей в количестве не более 1 000 чел., где выражалось мнение по поводу несогласия с назначением на должность и.о. Главы Администрации г.Элисты ФИО1 (л.д. 7-8, 9);
уведомление о проведении публичного мероприятия (л.д. 12);
письмо заместителя Главы Администрации г. Элисты ФИО5 от 28.10.2019г. №БЭ-3331/01-23, согласно которому в адрес Администрации г. Элисты уведомлений о проведении 27 октября 2019 года на площади Победы, по адресу: РК, г.Элиста, ул.Титова, 2, в том числе в форме митинга, не поступало (л.д. 13);
письмо заместителя Главы Администрации г. Элисты ФИО5 от 16.10.2019г. №В-6657/01-46, согласно которому в заявленном уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме митинга 27 октября 2019 года указано предполагаемое количество участников, превышающее установленную Законом Республики Калмыкия предельную норму заполняемости специально отведенных мест. В этой связи уведомление о проведении публичного мероприятия подано с нарушением Постановления Правительства РК от 12.03.2013 г. № 110 «Об утверждении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест территории Республики Калмыкия» и Закона РК от 19.11.2012 года № 385-IV-З «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия». Проведение данного публичного мероприятия при таких условиях нарушает порядок организации и проведения публичного мероприятия. Дополнительно сообщено, что нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ (л.д. 14);
письмо заместителя Главы Администрации г. Элисты ФИО5 от 22.10.2019г. № Б-6804/01-46, согласно которому проведение публичного мероприятия предложено провести после 11 ноября 2019 года, то есть после окончания срока действия договора на размещение городка передвижных аттракционов на территории г. Элисты, с учетом соблюдения установленного Законом Республики Калмыкия предельной нормы заполняемости специально отведенных мест. Согласно п. 2 ч.4 ст. 5 Закона РК организатор публичного мероприятия обязан не позднее, чем за три дня до проведения публичного мероприятия уведомить Администрацию г. Элисты о принятии (непринятии) предложения об изменении даты проведения заявленного публичного мероприятия-митинга с 27 октября 2019 года на иную дату (л.д. 16).
ответ уполномоченного представителя организатора митинга ФИО4 от 23 октября 2019 года, согласно которому письмо заместителя Главы Администрации г. Элисты ФИО5 от 22.10.2019г. оставляют без рассмотрения в связи с истечением трех дней с момента подачи уведомления. В целях обеспечения безопасности граждан и во исполнение требований ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» просят оказать содействие в проведении митинга; на период проведения митинга обеспечить доступ к сцене и убрать аттракционы и иные сооружения, расположенные на площади Победы в настоящее время; обеспечить доступ (подключение) к электричеству (за плату) (л.д. 17);
письмо уполномоченного представителя Администрации г. Элисты ФИО2, согласно которому организатором публичного мероприятия, на которого возложена обязанность обеспечение безопасности участников публичного мероприятия, не предпринято никаких действий, направленных на устранение несоответствий, выявленных в уведомлении. Таким образом, проведение какого-либо публичного мероприятия будет явно противоречить вступившему в законную силу апелляционному определению судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РК от 25 октября 2019 года и не отвечать требованиям закона. Кроме того, Вам заблаговременно было вручено предостережение Прокуратуры г. Элисты и УМВД г. Элисты о недопустимости нарушения закона. В соответствии с ч.2 ст. 12 ФЗ предупреждают о возможном наступлении административной ответственности, предусмотренной ст. 20.2 КоАП РФ (л.д. 18);
акт об отказе от получения от 27 октября 2019 года, согласно которому организатор публичного мероприятия ФИО3 отказался получить письмо о неправомерности проведения публичного мероприятия в форме митинга 27 октября 2019 года. Содержание письма зачитано вслух. Факт отказа запечатлен на видеокамеру (л.д. 19);
письмо уполномоченного представителя Администрации г. Элисты ФИО2, согласно которому в соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона как уполномоченный представитель Администрации г. Элисты дает указание организатору публичного мероприятия ФИО3 прекратить публичное мероприятие в связи с тем, что проводится без предварительного согласования с органом местного самоуправления и за проведение несогласованного мероприятия и участия в нем предусмотрена административная ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Установлено 30 минут для выполнения вышеуказанного указания о прекращении несогласованного публичного мероприятия (л.д. 20);
акт об отказе от получения от 27 октября 2019 года, согласно которому организатор публичного мероприятия ФИО3 отказался получить письмо о необходимости прекращения проведения публичного мероприятия в форме митинга 27 октября 2019 года. Содержание письма зачитано вслух. Факт отказа запечатлен на видеокамеру (л.д. 21);
письменное объяснение Лот А.С. от 27.10.2019г. о том, что 27 октября 2019 года с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. он принимал участие в митинге, считая его согласованным с Администрацией г. Элисты. Он был уверен, что митинг согласован, так как он участвовал в качестве слушателя при рассмотрении в Верховном Суде РК административного дела по административному иску ФИО3 к Администрации г. Элисты о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Элисты на решение Элистинского городского суда от 23 октября 2019 года, где председательствующий судья Верховного Суда РК ФИО6 сказал, что в проведении митинга Администрацией г. Элисты отказано не было. Считает, что Администрация г. Элисты не имеет основания ограничивать в количестве присутствующих на митинге менее 5 000 человек и предоставила иного места проведения публичного мероприятия в форме митинга. На митинге, состоявшемся 27 октября 2019 года, присутствовало менее 2 000 человек (л.д. 32-33);
решение Элистинского городского суда РК от 23 октября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО3 о признании незаконными действия Администрации города Элисты об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 27 октября 2019 года в 12.00 часов до 15.00 часов на площади «Победы» (парк «Дружба»), выраженные в письме, подписанном заместителем главы администрации города Элисты ФИО5, от 18 октября 2019 года №Б-6657/01-46 и на Администрацию г. Элисты возложена обязанность не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время (л.д. 22-26);
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РК от 25 октября 2019 года, которым вышеуказанное решение Элистинского городского суда РК от 23 октября 2019 года отменено и в удовлетворении административного иска ФИО3 к Администрации г. Элисты о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия отказано (л.д. 27-30);
видеозаписи от 27.10.2019г. - об обстоятельствах организации и проведения 27.10.2019г. на территории площади Победы по адресу: г. Элиста, ул. Титова, 2, несогласованного публичного мероприятия, а также участии Лот А.С. в этом мероприятии.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что данные доказательства не свидетельствуют о виновности Лот А.С. совершении вышеуказанного правонарушения.
Установлено, что 27 октября 2019 г. с 12 час 00 мин. до 15 час. 00 мин. гр. Лот А.С. принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, проводившегося на площади Победы по адресу: РК, г.Элиста, у.Титова, 2. Целью проведенного 27.10.2019г. вышеуказанного публичного мероприятия являлось обсуждение вопроса преимущественно политического характера – о назначении на должность Главы Администрации г.Элисты ФИО1
Между тем, доказательств нарушения Лот А.С. требований ч.ч. 3 и 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ материалы дела не содержат. Факт вмененного административного правонарушения Лот А.С. отрицает. Подтверждение того, что сотрудники полиции или иные должностные лица органов местного самоуправления предъявляли привлекаемому лицу какие-либо требования, которые были проигнорированы последним, в материалах дела отсутствует.
При таких данных оснований для вывода о том, что Лот А.C. заведомо знал о несогласованности указанного митинга, но принял в нем участие, или же, принимая в нем участие, будучи неосведомленным о его несогласованности, присутствовал на нем во время предупреждения сотрудниками полиции и должностным лицом органа местного самоуправления организаторов и участников публичного мероприятия о его незаконности, прекращении его проведения и предъявления требования о необходимости разойтись, и тем самым не выполнил бы как участник этого митинга требования частей 3 и 4 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не имеется.
Таким образом, сам по себе факт участия лица в публичном мероприятии - митинге, проведение которого в предусмотренном законом порядке с соответствующим органом государственной власти не согласовывалось либо же в его согласовании было отказано, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, решением Элистинского городского суда РК от 20 января 2020 года производство по административному делу в отношении ФИО3, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело № 5-2/20) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда РК ФИО7 от 26 февраля 2020 года данное решение Элистинского городского суда от 20 января 2020 года оставлено без изменения.
Из указанных судебных актов следует, что уведомление организатора публичного мероприятия ФИО3 о проведении 27 октября 2019 года в период времени с 12-00 до 15-00 на Площади Победы г.Элисты публичного мероприятия в форме митинга признано поданным в установленном порядке.
Также решением Элистинского городского суда РК от 23 октября 2019 года удовлетворен административный иск ФИО3 к Администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия. Данным решением суда действия Администрации города Элисты об отказе ФИО3 в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 27 октября 2019 года в 12.00 часов до 15.00 часов на площади «Победы» (парк «Дружба»), выраженные в письме, подписанном заместителем главы администрации города Элисты ФИО5, от 18 октября 2019 года №Б-6657/01-46 признаны незаконными, и на Администрацию г. Элисты возложена обязанность не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время (дело №2а-3319/2019).
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РК от 25 октября 2019 года на решение Элистинского городского суда от 23 октября 2019 года по указанному выше административному делу по административному иску ФИО3 к Администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия отменено, решение Элистинского городского суда РК от 23 октября 2019 года оставлено в силе.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в рамках настоящего дела в действиях Лот А.С. отсутствует состав административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
производство по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лот Александра Сергеевича прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: О.Н. Эминов