Дело 2-882/2017 г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шаркан 25 апреля 2017 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Концевой Н. А.
при секретаре Перевозчиковой И. А.,
с участием представителя истца Б.О.И. - адвоката Сафоновой С. В.,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР Стрелкова А.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.О.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Воткинску, Воткинскому и <*****>м о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Б.О.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканским районам (далее по тексту – Управление пенсионного фонда, УПФ) о восстановлении пенсионных прав. Требования обоснованы следующим.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 независимо от их возраста.
27 июня 2016 года истец, полагая, что необходимый для назначения досрочной пенсии по старости стаж им выработан, обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) (далее - Управление) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
<дата> Управлением вынесено решение №*** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной пенсии медицинского стажа. Зачтенный Управлением стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составил на день обращения за назначением пенсии 24 года 09 месяцев и 01 день (согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления №*** от <дата>)
Указанное решение Управления истец считает незаконным, поскольку при подсчете его специального стажа в него не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>- 01 месяц 3 дня, с <дата> по <дата> – 27 дней, с <дата> по <дата> – 01 месяц 24 дня. Всего – 03 месяца 24 дня.
Истец считает, что данные периоды подлежат зачету в его медицинский стаж по следующим основаниям.
Согласно ранее действовавшим Основам законодательства об охране здоровья населения и Положению от <дата> N 286 "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности" прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
Также согласно действующему законодательству (Федеральному закону от 21.11.2011 N. 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности", Положению о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 N 286), повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности. Принимая во внимание, что указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, с учетом указанных норм права, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности.
К тому же, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 (далее - Правила), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Таким образом, периоды моего нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, отказ Управления включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) №*** от <дата>, обязать ответчика включить в её медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>- 01 месяц 3 дня, с <дата> по <дата> – 27 дней, с <дата> по <дата> – 01 месяц 24 дня, всего – 03 месяца 24 дня, обязать ответчика назначить ей пенсию с <дата>, то есть со дня обращения за её назначением.
В судебное заседание истец не явилась, представила заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца адвокат Сафонова С. В. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Стрелков А. В. иск не признал, сослался на то, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат включению в медицинский стаж, так как истец не занималась в указанные периоды времени медицинской деятельностью. Кроме того, в Разъяснении Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 и п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г № 516, не предусмотрено включение нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, назначается досрочная пенсия по старости независимо от их возраста.
Как следует из п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, применяемых при исчислении периодов, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г №665, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истец Б.О.И. <дата> обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом истец просила включить в медицинский стаж периоды работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>- 01 месяц 3 дня, с <дата> по <дата> – 27 дней, с <дата> по <дата> – 01 месяц 24 дня. (л. д.30-31)
Решением УПФ №*** от <дата> Б.О.И. в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано по причине отсутствия требуемых 25 лет медицинского стажа в сельской местности и поселках городского типа и менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста (л. д. 6).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ от <дата> №*** следует, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: с <дата> по <дата>- 01 месяц 3 дня, с <дата> по <дата> – 27 дней, с <дата> по <дата> – 01 месяц 24 дня, в специальный стаж работы не засчитаны.
При этом по подсчетам ответчика специальный стаж Б.О.И. на момент её обращения в УПФ составил 24 года 09 месяцев 01 день (л. д. 7 - 9).
Согласно трудовой книжке, справке БУЗ УР «Шарканская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» от <дата> №*** Б.О.И. в спорный период работала в МУЗ «Шарканская центральная районная больница» в должности заведующей клинико-диагностической лабораторией – врача клинической лабораторной диагностики. За время работы истец находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: с <дата> по <дата>- 01 месяц 3 дня, с <дата> по <дата> – 27 дней, с <дата> по <дата> – 01 месяц 24 дня (л. д. 10-12, 13-15)
Курсы повышения квалификации истцом были пройдены, о чем свидетельствуют соответствующие удостоверения и свидетельства, представленные истцом в судебное заседание.
Из ст. 187 Трудового кодекса РФ следует, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №***, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, в соответствии с ранее действовавшими Основами законодательства об охране здоровья населения и Положением от 19 декабря 1994 г. N 286 "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", а также согласно действующему законодательству (Федеральный закон от 21.11.2011 N. 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности", Положение о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 N 286), прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм, спорные периоды подлежит включению в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии.
При этом медицинский стаж истца в сельской местности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, на день её обращения в УПФ за назначением пенсии (на <дата>) составляет 25 лет 00 месяцев 25 дней (24 года 09 месяцев 01 день + 03 месяца 24 дня) при требуемых 25 лет.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по составлению искового заявления в размере 2500 руб.
Расходы подтверждены чеком-ордером №*** от <дата>, квитанцией №*** от <дата>
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Б.О.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканским районам о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) включить в трудовой стаж Б.О.И. , дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <*****>, Воткинскому и <*****>м УР (межрайонное) назначить Б.О.И. страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, со дня обращения за назначением пенсии – с <дата>.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) в пользу Б.О.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.00 коп., расходы по составлению искового заявления в размере 2500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Воткинский районный суд в течение месяца.
Судья: Концевая Н.А.