УИД №
Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре Беловой М.В.
с участием представителя административного истца Барановой Т.Ю., представителя административного ответчика Ивановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на участке дороги
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурор Чебоксарского района Чувашской Республике в интересах неопределённого круга лиц, обратился с исковым заявлением к Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на участке дороги, путём путем установки акустических шумозащитных экранов в соответствии с Санитрными нормами СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденный постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Требования мотивированы тем, что проведённой прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проверкой по обращению депутата Государственной Думы РФ Аксакова А.Г. в интересах Федорова В.Н. и других жителей д. Толиково Чебоксарского района ЧР о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации автомобильной дороги, ведущей к полигону твёрдых бытовых отходов выявлены нарушения требования федерального законодательства. Проверкой установлено, что, согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением № П387-19-273 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам измерений, эквивалентный уровень шума с учётом значений расширенной неопределённости в дневное время суток, при проезде грузового специального транспорта для перевозки ТБО, в зоне жилой застройки индивидуальных домов № и № по <адрес>, д. Толиково, Чебоксарского района ЧР е соответствует нормативным величинам, установленным СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
При изучении проектной документации «Строительство автомобильной дороги в обход <адрес> к полигону твёрдых бытовых отходов» раздела 7 «Охрана окружающей среды», 4615-03.07 ООС указано, что ближайшая жилая застройка д. Толиково расположена от дороги на расстоянии 40 м. Ширина санитарного разрыва по воздействию дороги на акустическую среду составляет 14,5 м. на открытых участках трассы без учёта лесонасаждений и защитных устройств. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что расстояние от проезжей части дороги до жилого кирпичного <адрес>, д. Толиково менее 14 м. (около 10 метров, до хозяйственных строений (баня, помещения для домашних животных) и от ограды сада огорода около 3 м). Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливаются требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Указывают, что территориальным отделом Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление в адрес администрации Чебоксарского района, однако до настоящего времени не обеспечено проведение натурных исследований и измерений физических и химических факторов воздействия, выполнение мероприятий по снижению шума от автомобильного транспорта, в том числе по устранению санитарного разрыва.
В судебном заседании административный истец прокурор Баранова Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объёме и вновь привела их суду.
Представитель административного ответчика по доверенности Иванова О.В. исковые требования не признала, пояснив, что в рамках капитального ремонта участка автомобильной дороги, по причине сложившейся плотной стеснённой застройки, наличия подземных и надземных коммуникаций на всём протяжении населённого пункта, а также недостаточной ширины полосы постоянного отвода автомобильной дороги, выполнение иных мероприятий (устройство шумозащитных посадок зелёных насаждений, устройство дубль-экрана при организации прохода (проезд на территорию за основным экраном) не возможно выполнить. При проведение в последующем реконструкции данного участка дороги рекомендуется предусмотреть обход населенного пункта или расселение близлежащих зданий. Таким образом, установить акустические шумозащитные экраны на данном участке не представляется возможным.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями ст. 11 указанного Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
В части 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Под строительством в пункте 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к объектам капитального строительства.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, на основании разрешения на строительство, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исключения содержатся в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу пунктов 4 и 4.1 которой выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, их частей, и капитальный ремонт осуществляется на основании проектной документации, которая в силу части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при проектировании, строительстве, реконструкции транспортных объектов должны соблюдаться санитарные правила, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» являются нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к таким видам деятельности.
Все виды дорожной деятельности должны осуществляться с соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания, на основании проектной документации, а строительство и реконструкция автомобильных дорог осуществляется также на основании разрешения на строительство.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики является собственником земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно действующему Градостроительному кодексу Российской Федерации и санитарно-эпидемиологическому законодательству Российской Федерации проект проведения шумозащитных мероприятий устанавливается и подтверждается заключением государственной экспертизы.
При изучении проектной документации «Строительство автомобильной дороги в обход <адрес> к полигону твёрдых бытовых отходов» раздела 7 «Охрана окружающей среды», 4615-03.07 ООС указано, что ближайшая жилая застройка д. Толиково расположена от дороги на расстоянии 40 м. Ширина санитарного разрыва по воздействию дороги на акустическую среду составляет 14,5 м. на открытых участках трассы без учёта лесонасаждений и защитных устройств. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что расстояние от проезжей части дороги до жилого кирпичного <адрес>, д. Толиково менее 14 м. (около 10 метров, до хозяйственных строений (баня, помещения для домашних животных) и от ограды сада огорода около 3 м). Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливаются требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума. Такого рода измерения позволяют предоставить заинтересованным лицам дополнительную информацию для проведения мероприятий по снижению уровня шума или оценки качества этих мероприятии.
Проведённой прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проверкой по обращению депутата Государственной Думы РФ Аксакова А.Г. в интересах Федорова В.Н. и других жителей д. Толиково Чебоксарского района ЧР о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации автомобильной дороги, ведущей к полигону твёрдых бытовых отходов выявлены нарушения требования федерального законодательства. Проверкой установлено, что, согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением № П387-19-273 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам измерений, эквивалентный уровень шума с учётом значений расширенной неопределённости в дневное время суток, при проезде грузового специального транспорта для перевозки ТБО, в зоне жилой застройки индивидуальных домов № и № по <адрес>, д. Толиково, Чебоксарского района ЧР е соответствует нормативным величинам, установленным СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
Перечень необходимых мероприятий, направленных на соблюдение санитарного законодательства, разрабатывается самостоятельно лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью, в данном случае в связи с эксплуатацией дороги, исходя из своих финансовых и материальных возможностей с учетом положений действующих санитарных норм и правил. Установка шумозащитных экранов не является единственным возможным мероприятием по снижению воздействия шума от деятельности автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах, установление превышения уровня шума на территории жилой застройки индивидуальных домов №, №, №, № по <адрес>, д. Толиково, Чебоксарского района, при эксплуатации рассматриваемой автомобильной дороги в обход <адрес> к полигону твёрдых бытовых отходов, не освобождает Администрацию Чебоксарского района ЧР от обязанности соблюдения законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также от обязанности по разработке мероприятий, направленных на прекращение негативного воздействия шума и повышения комфортности проживания населения вблизи установленных источников шума.
Учитывая, что ранее при строительстве дороги мероприятия по снижению шумового воздействия выполнены не были, доказательства превышения уровня шума на территории жилой застройки от эксплуатации автомобильной дороги в материалах дела имеются, то оснований для освобождения ответчика от проведения подобных мероприятий не имеется.
С учетом обстоятельств дела, характера возложенных на ответчика обязанностей и действий, совершение которых необходимо для устранения нарушения прав проживающих в зоне жилой застройки индивидуальных домов №, №, №, № по <адрес> д. Толиково Чебоксарского района Чувашской Республики граждан, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - три месяца с момента вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на участке автомобильной дороги в обход <адрес> к полигону твердых бытовых отходов в зоне жилой застройки индивидуальных домов №, №, №, № по <адрес> д. Толиково Чебоксарского района Чувашской Республики путем установки акустических шумозащитных экранов в соответствии с Санитрными нормами СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденный постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья: С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ