Дело <№ обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Химки, Московской области «<данные изъяты> года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи - Тягай Н.Н.
при секретаре - Белоглазовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело <№ обезличен> по иску Ананьевой И. А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации <№ обезличен> по <адрес> и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ананьева И.А. предъявила иск к ГУ-ГУ ПФР <№ обезличен> по <адрес> и Московской области, которым с учетом его уточнения просила суд зачесть период работы с <дата> г. по <дата> в должности фельдшера медицинской части исправительной колонии <№ обезличен> Управления федеральной службы исполнения наказания по <адрес> в специальный стаж, время нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (общей продолжительностью 01 мес. 29 дн.), и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
Истец полагала, что условия и характер ее труда соответствовали Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которыми утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в льготном исчислении.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования с учетом их уточнения и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-Главного управления Пенсионного Фонда РФ <№ обезличен> по <адрес> и Московской области иск не признал, полагал решение комиссии законным и обоснованным, представленные на рассмотрение документы не давали оснований полагать, что указанные периоды должны быть включены в трудовой стаж. Время нахождения на курсах повышения квалификации также не подлежат включению в специальный стаж истца. При этом указал, что даже при включении спорных периодов в специальный стаж работы истца, у последней отсутствует 30 лет выслуги.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Частью 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Пункты 1 и 3 Постановления N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени их выполнения, закрепляют применение списков и правил, которые применяются при назначении досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях определения права на страховую пенсию части 3, 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусматривают, что по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
Как установлено судом, <дата> Ананьева И.А. обратилась в ГУ-ГУ ПФР <№ обезличен> по <адрес> и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР <№ обезличен> по <адрес> и Московской области <№ обезличен> от <дата> Ананьевой И.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 1 пункта 20 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Стаж Ананьевой И.А. на должностях в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет 21 год 09 месяцев 07 дней.
В специальный стаж не включены периоды (кроме прочих периодов, которые не оспаривает): с <дата> по <дата> в должности фельдшера медицинской части исправительной колонии <№ обезличен> Управления федеральной службы исполнения наказания по <адрес> в специальный стаж, время нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (общей продолжительностью 01 мес. 29 дн.).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Ананьева И.А. проходила службу в уголовно-исполнительной системе в должности фельдшера медицинской части исправительной колонии <№ обезличен> с <дата> по <дата>
В соответствии с положениями постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа работы на соответствующих видах работ, за период до вступления Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 01.01.2001 г. могут применяться ранее действовавшие правила и нормы, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж.
В силу п. 2 ст. 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 01.09.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после 01.11.1999 г. - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22.09.1999 г.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Абзац 4 ч. 2 данного постановления предусматривает, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
За периоды, выработанные до 01.11.1999 г., законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Периоды прохождения военной службы после 01.11.1999 г. не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 отсутствует норма, в которой закреплено право на включение службы в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органах в специальный стаж работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, также не предусмотрен зачет в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы по специальности.
Поскольку военная служба является особым видом государственной службы, правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 г. N 380-О).
Отказывая истцу в удовлетворении требований относительно включения в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов службы в уголовно-исполнительной системе суд исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения.
В п. 101 раздела 4 приказа Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 года "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" установлено, что больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования лиц, содержащихся в Учреждениях. Они могут создаваться как самостоятельные учреждения уголовно-исполнительной системы, так и в составе других учреждений уголовно-исполнительной системы (ПК, ВК, ЛИУ, СИЗО).
Таким образом, медицинская часть исправительной колонии № 6 для содержания и лечения осужденных Управления федеральной службы исполнения наказания по Липецкой области не входит в систему учреждений здравоохранения.
Порядок пенсионного обеспечения работников уголовно-исполнительной системы установлен Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 утвержден Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. В этом списке поименованы медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период службы Ананьевой И.А. в органах уголовно-исполнительной системы с <дата> по <дата>, суд признает неправомерными.
Разрешая вопрос о включении в специальный трудовой стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, суд исходит из того, что периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (общей продолжительностью 01 мес. 29 дн.) подлежит зачету в специальный стаж, так как работа истца в должности медицинской сестры Центральной городской больницы <адрес> включена в специальный трудовой стаж, а повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня.
Однако и при условии включения вышеуказанных периодов, истец на момент обращения не имела необходимый стаж 30 лет, ее выслуга составила 21 год 11 месяцев 06 дней. Основания для назначения пенсии у суда отсутствуют, виду отсутствия у истца специального стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Ананьевой И. А., - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации <№ обезличен> по <адрес> и Московской области от <дата> за <№ обезличен>/-23 в части исключения из специального стажа Ананьевой И. А. период времени нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (общей продолжительностью 01 мес. 29 дн.).
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <№ обезличен> по <адрес> и Московской области включить в специальный стаж работы Ананьевой И. А., дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, время нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (общей продолжительностью 01 мес. 29 дн.).
В удовлетворении иска Ананьевой И. А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации <№ обезличен> по <адрес> и Московской области о включении периода работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера медицинской части исправительной колонии <№ обезличен> Управления федеральной службы исполнения наказания по <адрес>, и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Тягай