Дело № 2-1960/9/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Тимофеевой Т.Н. и Тимофеева И.В. к Тимофееву К.И. и Литовке Т.Л. о признании утратившими право пользования жилым помещением,
установил:
Тимофеева Т.Н. и Тимофеева И.В. (далее – истцы) обратились в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Тимофееву К.И. и Литовке Т.Л. (далее – ответчики, соответчики), в котором просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>.
Представитель истцов Томащук В.М. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчики выехали из квартиры несолько лет назад, их вещей не имеется. За весь период времени не участвовала в расходах по содержанию квартиры, не делала попыток вселиться, проживает по иному адресу.
Истцы и ответчики в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Ответчики представили письменные отзывы, в которых просили иск удовлетворить, самостоятельно сняться с регистрационного учета им не позволяет разъездной характер работы и занятость. На жилое помещение они не претендуют, вещей в нем нет. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований пунктов статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц. При этом суд учитывает, что положения Постановления № 25 обязательны для нижестоящих судов (см. в т.ч. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», подпункт «б» пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и т.д.).
Заслушав объяснения стороны истца, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул<адрес>. Каждому принадлежит по 1/2 доле в праве общей долевой собственности. Это подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). Право собственности возникло на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от 15.09.2004 и свидетельств о праве на наследство по закону, выданных 15.08.2007.
Согласно сведениям, предоставленным МКП «Петрозаводская паспортная служба», в жилом помещении с 05.01.1990 зарегистрирован Тимофеев К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а с 24.10.2016 его супруга Литовка Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ранее в квартире были зарегистрированы иные лица, снятые с учета по различным основаниям.
Как следует из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия сведений, за ответчиками жилые помещения в собственность не зарегистрированы. Они проживают по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. При приватизации жилого помещения Тимофеев К.И. оформил отказ от участия в ней.
В силу пункта 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу пункта 1 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Положения части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Кроме того, согласно части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
В абзаце 1 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано на то, что по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
В силу пункта 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании ответчиков утратившими право пользования спорным жилым помещением подлежат удовлетворению.
Ответчики были зарегистрированы как члены семьи собственников жилого помещения. Ответчики добровольно покинули жилое помещение, их вещей в нем не осталось. Попыток вселиться обратно им не предпринималось, оплата коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества не производилась, доказательств тому, что истцы чинили какие-либо препятствия в пользовании спорным жилым помещением, в материалы дела не представлено. Регистрация ответчиков в принадлежащем собственникам жилом помещении нарушает права владения, пользования и распоряжения имуществом. Какого-либо соглашения по вопросу пользования спорным жилым помещением между истцами и ответчиками заключено не было, на эти обстоятельства стороны не ссылались, у истцов отсутствует обязанность по обеспечению ответчиков жилым помещением.
При принятии решения суд учитывает правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2006 года № 455-О, в котором сказано, что гарантии прав членов семьи собственника жилого помещения должны рассматриваться в общей системе действующего правового регулирования как получающие защиту наряду с конституционным правом собственности; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении нанимателей, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора.
Доказательств тому, что у ответчиков возникло право пользования жилым помещением и данное право сохраняется до настоящего времени, не было представлено. Наличие факта регистрации по месту жительства в жилом помещении, не является основанием возникновения права пользования им.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № РФ 5242-1) предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, гражданин при исполнении своей обязанности зарегистрироваться по месту жительства, должен добросовестно исполнять эту обязанность, обращаясь с заявлением о регистрации его в том жилом помещении, которое действительно избрано им в качестве места жительства, и приобретает право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности другому лицу, если вселился в него в установленном законом порядке, а лица, которые зарегистрировались, но не вселялись в жилое помещение и намерений вселяться в него не имели, права пользования данным жилым помещением не приобретают.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда, что предусматривает статья 7 Закона РФ № 5242-1, и подпункт «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.
Признание ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, является основанием для снятия их с регистрационного учета по данному адресу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Тимофеевой Т.Н. и Тимофеева И.В. удовлетворить полностью.
Признать Тимофеева К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Литовку Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>, кадастровый (условный) номер: №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 года.