Дело № 2а-342/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года с. Павловск
Павловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Полуниной О. Г.
при секретаре Чуварзиной О.В.,
с участием административного истца Сафиулиной Е.В.,
заинтересованного лица Сафиулина Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафиулиной Елены Владимировны к комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в целях бесплатного приобретения земельного участка, возложении обязанности поставить семью на учет,
УСТАНОВИЛ:
Сафиулина Е.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в целях бесплатного приобретения земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ <номер> ей отказано в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства без указания основания отказа. Считает отказ в постановке на учет незаконным и необоснованным, так как ее семья является многодетной и в соответствии с Законом Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Просит суд признать распоряжение комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ <номер> об отказе в постановке на учет в качестве желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства незаконным, признать многодетную семью Сафиулиной Е.В. отвечающую требованиям Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», обязать комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края поставить многодетную семью Сафиулиной Е.В. на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.
Административный истец Сафиулина Е.В. в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что ее семья имеет статус многодетной, у них на иждивении трое несовершеннолетних детей, один из которых усыновлен, двое находятся под опекой. Считает отказ в постановке на учет администрации <адрес> незаконным, так как в отказе не указаны его основания.
Представитель административного ответчика администрации Павловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменном отзыве на административное исковое заявление указал, что на основании п. 1 ч.12 ст. 45 Закона Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» административному истцу было отказано в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, так как она является опекуном детей. Опека носит временный характер и может быть прекращена. Полагает, что законодательство в сфере государственной социальной поддержки многодетных семей определяет право на дополнительные меры государственной поддержки родителей либо усыновителей. На основании изложенного требования считает не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Сафиулин Г.М. поддержал требования административного истца.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административного иска ввиду следующего.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется при предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» к заявлению гражданина, указанного в части 3 статьи 3 настоящего Закона, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), его (ее) супруги (супруга) (при наличии), а также личность представителя заявителя (заявителей), если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
2) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя заявителя (заявителей), если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
3) копии свидетельств о рождении детей, об усыновлении детей;
4) документ, подтверждающий постоянное место жительства гражданина на территории муниципального района, городского круга;
5) справка, выданная органом, осуществляющим предоставление земельных участков, о непредоставлении ранее заявителю, его (ее) супруге (супругу) земельного участка в собственность бесплатно на основании подпунктов 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 16.12.2002 № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в случае изменения постоянного места жительства, за исключением изменения постоянного места жительства в границах одного муниципального района или городского округа Алтайского края.
Для рассмотрения заявлений граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, принятия соответствующих решений, организации выбора земельных участков гражданами, состоящими на учете, орган местного самоуправления создает комиссию. Порядок формирования и работы комиссии устанавливается органом местного самоуправления (ч. 8 ст. 4).Комиссия по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином, принимает решение о постановке его на учет либо об отказе в постановке на учет не позднее чем через 30 календарных дней со дня представления заявления. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами в один день, их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом документов (ч. 9 ст. 4).
Решение о постановке на учет или об отказе в постановке на учет орган местного самоуправления не позднее чем через 7 дней со дня его принятия выдает или направляет заявителю (ч. 10 ст.4).
В соответствии с ч. 12 ст. 4 Закона Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» основаниями для отказа в постановке на учет являются:
1) отсутствие права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с настоящим Законом;
2) непредставление документов, указанных в настоящей статье, за исключением документов, которые органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
3) подача заявления лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий;
4) предоставление земельного участка одному из родителей (усыновителей), состоявшему на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
5) постановка граждан, указанных в части 5.1 настоящей статьи, на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Алтайского края.
Судом установлено, что Сафиулина Е.В. имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, усыновленного Сафиулина М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Моисееву А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Моисееву П.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящихся под опекой.
Согласно справке Минтрудсоцзащиты Алтайского края <номер> от ДД.ММ.ГГГГ семье Сафиулиной Е.В. установлен статус многодетной.
ДД.ММ.ГГГГ Сафиулина Е.В. обратилась в администрацию Павловского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением председателя комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ <номер> заявителю было отказано в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 9, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
На основании ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания вышеперечисленных обстоятельств возлагается на административного ответчика.
Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что установленный Законом Алтайского края № 98-ЗС от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон) порядок рассмотрения заявления административного истца не соблюден.
Так, в нарушение ч. 9 ст. 4 указанного Закона по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином, решение комиссией не было принято.
Оформленный распоряжением председателя комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края отказ надлежащим образом не мотивирован, ссылка на основания для отказа в постановке на учет, предусмотренные ч. 12 ст. 4 Закона, отсутствует.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в форме распоряжения не может быть признан законным и подлежит отмене.
При этом в рамках рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства суд не может подменять собой орган местного самоуправления, осуществляя его функции и полномочия по разрешению заявлений граждан о постановке на учет.
Суд удовлетворяет требования административного истца частично, признает незаконным распоряжение председателя комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ <номер> об отказе Сафиулиной Е.В. в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» и возлагает на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления Сафиуллиной Е.В., поданного ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке, с учетом сведений о получении (неполучении) ранее указанной семьей в собственность бесплатно земельного участка, которые у суда отсутствуют.
При повторном рассмотрении заявления административному ответчику следует также учесть, что бесплатное предоставление в собственность земельных участков предусмотрено для многодетных семей, семья Сафиуллиной Е.В. состоит на учете в качестве многодетной, Сафиуллина Е.В. как опекун вправе реализовывать свои права и обязанности, связанные с осуществлением опеки над детьми, включая и их право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, дети, находящиеся в семье под опекой, не могут рассматриваться в качестве детей, которые не должны учитываться при определении права семьи на бесплатное получение в собственность земельного участка. При этом у органа местного самоуправления имеется возможность для снятия гражданина с учета, в случае утраты им оснований для получения в соответствии с настоящим Законом земельного участка (например, при прекращении опеки).
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу Сафиулиной Е.В. с администрации Павловского района по Алтайскому краю подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сафиулиной Е. В. к комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в целях бесплатного приобретения земельного участка, возложении обязанности поставить семью на учет удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение председателя комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ <номер> об отказе Сафиулиной Е. В. в постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Обязать комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края повторно рассмотреть заявление Сафиулиной Е. В. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в установленном законом порядке.
Взыскать с комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Павловского района Алтайского края в пользу Сафиулиной Е. В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Г. Полунина
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2019 года.