дело № 2-758/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Алнаши Алнашского района
Удмуртской Республики «29» мая 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Зиновьева А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шишовой Л.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Алнашского района Удмуртской Республики Борисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района Удмуртской Республики к администрациям муниципальных образований «Алнашский район» и «Удмурт-Тоймобашкое» о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых бытовых коммунальных отходов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Алнашгкого района Удмуртской Республики обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Алнашский район» и администрации муниципального образования «Удмурт-Тоймобашкое» о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых бытовых коммунальных отходов.
Исковое заявление мотивировано следующим.
Прокуратурой Алнашского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено следующее.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 N 42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 ( далее- Правила).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч.5 ст. 14. Закона №89-ФЗ).
Согласно п. 3 Правил, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
По требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с требованиями пункта 2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, органами местного самоуправления обязанность по оборудованию <***> муниципального образования «Удмурт-Тоймобашское» не исполнена.
Ввиду вышеуказанного истец просит обязать администрацию муниципального образования «Алнашский район» и администрацию муниципального образования «Удмурт-Тоймобашское» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить перечисленные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления.
В судебном заседании помощник прокурора района доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Гражданское дело рассмотрено без участия представителей ответчиков в соответствии со ст.167 ГПК РФ, от которых поступили соответствующие ходатайства с признаниями исковых требований.
По результатам судебного разбирательств суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе в случаях обеспечения права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Предъявление заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы на благоприятную окружающую среду нарушены незаконным бездействием органов местного самоуправления, а также в целях предупреждения наступления негативных последствий такого незаконного бездействия.
Согласно ст.39 ГПК ответчик вправе признать исковые требования.
Суд принимает признание исковых требований со стороны администрации муниципального образования «Алнашский район» и администрации муниципального образования «Удмурт-Тоймобашкское», так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом представителям ответчиков понятны положения ст.173 ГПК РФ, что при признании заявления и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Наряду с изложенным судом учитывается, что исковые требования являются обоснованными, направленными на обеспечение благоприятной окружающей среды.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Алнашского района Удмуртской Республики к администрации муниципального образования «Алнашский район» и администрации муниципального образования «Удмурт-Тоймобашское» о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых бытовых коммунальных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования «Алнашский район» и администрацию муниципального образования «Удмурт-Тоймобашское» в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 в <***> Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 июня 2020 года.
Председательствующий судья А.Ю. Зиновьев