Дело № 3а – 64/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2017 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
с участием представителя административного истца прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., действующего на основании доверенности от 30 сентября 2016 года № 27, представителей административного ответчика Саратовской областной Думы Бельянской А.Б., действующей на основании доверенности от 03 июля 2017 года № 03-1462, представителя заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области Щербининой И.А., действующей на основании доверенности от 07 августа 2017 года № 05-53-27,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Саратовской области к Саратовской областной Думе о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» в редакции Законов Саратовской области от 30 сентября 2015 года № 116-ЗСО и от 04 мая 2016 года № 64-ЗСО,
установил:
Законом Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» (далее – Закон № 131-ЗСО) в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) определяется порядок формирования и срок полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области.
Статьёй 2.1 Закона № 131-ЗСО, введённой Законом Саратовской области от 04 мая 2016 года № 64-ЗСО, предусмотрено, что срок полномочий представительных органов местного самоуправления, депутатов указанных органов устанавливается уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
Заместитель прокурора Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу статьи 2.1 Закона № 131-ЗСО в части слов «при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет».
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие оспариваемой нормы части 3 статьи 34, пункту 7 части 1 статьи 44 Закона № 131-ФЗ.
В судебном заседании до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу, представитель административного истца представил суду заявление заместителя прокурора Саратовской области об отказе от административного иска и прекращении производства по делу.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании не возражали против принятия судом отказа от административного искового заявления и прекращения производства по административному делу.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу части 5 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
Согласно частям 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление заместителя прокурора приобщено к материалам дела. Правовые последствия принятия отказа от административного иска, влекущие прекращение производства по административному делу и невозможность повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 194, частью 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителю административного истца разъяснены и понятны.
В силу статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца; лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, 22 октября 2014 года Саратовской областной Думой принят Закон № 131-ЗСО. Данный Закон в соответствии с Законом № 131-ФЗ определил порядок формирования и срок полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области (листы дела № 52-54, 76-79).
Статьёй 2.1 Закона № 131-ЗСО, введённой Законом Саратовской области от 04 мая 2016 года № 64-ЗСО, установлено, что срок полномочий представительных органов местного самоуправления, депутатов указанных органов устанавливается уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет (листы дела № 69-71, 80).
Вместе с тем в соответствии со статьёй 35 Закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 7 части 1 статьи 44 Закона № 131-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми в уставе муниципального района должен быть закреплён срок полномочий представительного органа только в том случае, если он избирается на муниципальных выборах.
Согласно экспертному заключению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от 23 марта 2017 года № 02-09-711 Закон № 131-ЗСО в указанной выше редакции не соответствует федеральному законодательству в части установления срока полномочий представительного органа муниципального образования формируемого из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава (листы дела № 21-24).
30 июня 2017 года заместитель прокурора Саратовской области по названным основаниям обратился в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании статьи 2.1 Закона № 131-ЗСО.
Как установлено судом, Законом Саратовской области от 27 июля 2017 года № 55-ЗСО «О внесении изменения в статью 2.1 Закона Саратовской области «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области»» в Закон № 131-ЗСО в оспариваемой части были внесены изменения, в соответствии с которыми статья 2.1 изложена в следующей редакции: «Срок полномочий представительных органов местного самоуправления, депутатов указанных органов устанавливается уставами муниципальных образований в случаях, предусмотренных статьёй 44 Федерального закона, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.». Данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (статья 2) (листы дела № 93-99).
Согласно статье 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Закон Саратовской области от 27 июля 2017 года № 55-ЗСО опубликован в газете «Саратовская областная газета «Регион 64» № 109 (4128) 01 августа 2017 года и с этого дня вступил в силу (лист дела № 100).
Таким образом, на настоящий момент указанные административным истцом противоречия статьи 2.1 Закона № 131-ЗСО федеральному законодательству устранены.
При таких обстоятельствах учитывая, что заявленные административные требования удовлетворены административным ответчиком, отказ от административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа от административного иска представителю административного истца разъяснены и понятны, также отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, следовательно, у суда имеются все основания для принятия отказа от административного иска и прекращения производства по административному делу в силу пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 39, 46, 157, пунктом 3 части 1 статьи 194, статьями 195, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
принять отказ административного истца заместителя прокурора Саратовской области от административного иска к Саратовской областной Думе о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» в редакции Законов Саратовской области от 30 сентября 2015 года № 116-ЗСО и от 04 мая 2016 года № 64-ЗСО.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Саратовской области к Саратовской областной Думе о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» в редакции Законов Саратовской области от 30 сентября 2015 года № 116-ЗСО и от 04 мая 2016 года № 64-ЗСО прекратить.
На определение в течение пятнадцати дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда.
Председательствующий А.П. Совкич