Гр. дело № 2-4780/2019
УИД 21RS0023-01-2018-005636-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием прокурора Васильевой Е. В., при секретаре судебного заседания Петровой Н. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности установить дорожные знаки
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары, уточнив в ходе производства по делу исковые требования, окончательно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности установить дорожные, возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» обязанность установить дорожные знаки 5.21 «Жилая зона» на въездах дорог адрес и адрес на территорию проезжих частей дворовых территорий, проходящих от адрес до адрес и от адрес до адрес; дорожные знаки 5.22 «Конец жилой зоны» перед выездами с проезжих частей дворовых территорий, проходящих от адрес до адрес и от адрес до адрес в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района с привлечением сотрудников ГИБДД МВД по ЧР была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке улично-дорожной сети по адресу: от адрес до адрес и от адрес до адрес в связи с обращениями жителей.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Аналогичные положения содержатся и в п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В ходе проверки было выявлены нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения – не определена жилая зона по адрес от адрес до адрес от адрес до адрес путем установки знаков 5.21 «Жилая зона» и 5. 22 «Конец жилой зоны», что повлекло обоснованные обращения граждан в органы прокуратуры и в ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары. Вышеуказанный участок находится на балансе МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства».
В соответствии с п. 5.6.26 правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, ГОСТ Р 52289-2004, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, знак 5.21 «Жилая зона» применяют для обозначения территории (зоны), в пределах которой действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в жилых зонах. Данный знак устанавливают на въездах в жилую зону. Соответственно, знак 5.22 «Конец жилой зоны» применяют для обозначения конца жилой зоны.
Прокуратурой района в адрес ответчика МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» было внесено представление с требованиями об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе, определения жилой зоны по вышеуказанным границам путем установки соответствующих дорожных знаков. Однако нарушения не были устранены.
Доводы ответчика о том, что сквозное движение на спорных участках не предусмотрено Правилами дорожного движения, в связи с чем установки дорожных знаков 5.21 и 5.22 не требуется, являются необоснованными, так как проверкой установлено, что на указанной выше территории на момент проверки выявлено учащенное движение транспорта, в течение 5 минут движение 3-4 автотранспортных средств. Эти ответвления от главной дороги являются въездом в жилую зону и выездом из неё от адрес до адрес, от адрес до дома адрес по адрес. Таким образом, отсутствие названных дорожных знаков на данном жилом участке может привести к опасным, необратимым последствиям, несет угрозу жизни и здоровью граждан, неопределенного круга лиц (участников дорожного движения) в части обеспечения безопасности движения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством деятельности по организации дорожного движения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В судебном заседании прокурор Васильева Е. В. поддержала исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на исковое заявление исковые требования не признал, указав, что спорная территория является дворовой территорией, и установка дублирующих знаков приведет к неэффективному использованию бюджетных средств.
Третьи лица администрация г. Чебоксары, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, УМВД России по г. Чебоксары, ОГИБДД УМВД РФ по г. Чебоксары, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В отзыве УМВД РФ по г. Чебоксары полагало исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Согласно п. 10 ст. 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может производиться органом местного самоуправления городского поселения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования утвержден постановлением Главы администрации г. Чебоксары от 31 июля 2017 года № 1860 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики».
Спорный участок дороги передан на баланс ответчика, что им в ходе производства по делу не оспаривалось. Поэтому избранный прокурором ответчик является надлежащим.
Прокурором с участием ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары была проведена проверка по обращениям граждан о необходимости установления спорных дорожных знаков в связи с осуществлением сквозного проезда на большой скорости через придомовые территории названных домов. В ходе проверки была выявлена повышенная интенсивность движения на спорных участках.
В соответствии с п.п.5.6.26,5.6.27 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 знак «Жилая зона» применяют для обозначения территории (зоны), в пределах которой действуют требования правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в жилых зонах. Знак устанавливают на всех въездах в жилую зону. Знак 5.2 «Конец жилой зоны» применяют для обозначения конца жилой зоны. Знак устанавливают на всех выездах из жилой зоны.
Ответчиком не оспаривается, что въезд в жилую зону на спорной территории и выезд из неё дорожными знаками 5.21 «Жилая зона» и 5. 22 «Конец жилой зоны» не обозначен.
Между тем, интенсивность движения, установленная вышеназванным актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), фактическое использование спорных участков территории для сквозного проезда транспортных средств, установленное из содержания многочисленных обращений граждан в адрес прокурора об установке названных знаков, свидетельствуют о необходимости установки знаков 5.21 «Жилая зона» и 5. 22 «Конец жилой зоны», свидетельствуют о недостаточности имеющегося регулирования.
Поэтому суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности установить дорожные знаки удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» обязанность установить:
дорожные знаки 5.21 «Жилая зона» на въездах дорог адрес и адрес на территорию проезжих частей дворовых территорий, проходящих от адрес до адрес и от адрес до адрес;
дорожные знаки 5.22 «Конец жилой зоны» перед выездами с проезжих частей дворовых территорий, проходящих от адрес до адрес и от адрес до адрес
в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда принято и изготовлено 8 декабря 2019 года
Судья Е.В. Шопина