Решение по делу № 33-6068/2016 от 05.07.2016

дело № 33-6068/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 17 августа 2016 года

    

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Султанова Р.А., Устьянцевой С.А.

при секретаре Макарейкиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Старковой Е.В., Денисюк Е.В., Денисюк В.В., Денисюк С.Е., Федорова Н.И., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Гатаулина М.М., Гатаулиной Г.Р., Гатаулина А.М., Симонян А.С., Колесникова Н.А., Рачкова А.А., Горбунова П.П., Горбуновой Л.М., Кардапольцевой Е.П., Кардапольцева Н.В., Скачковой В.Ф., Вичева С.Н., Вичева Н.Г., Фоминой Е.Н., Казанковой И.М., Еремеевой Н.М., Еремеева В.В., Еремеева В.В., к администрации г. Орска об обязании предоставить нанимателям жилых помещений и членам их семей вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обеспечить осуществление жилищных прав собственников путем принятия решения в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ

по апелляционной жалобе администрации г. Орска

на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 апреля 2016 года, которым заявленные прокурором требования удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Орска:

- предоставить Денисюк Е.В. с учетом членов семьи, Старковой Е.В. с учетом членов семьи вне очереди по договору социального найма благоустроенные, отвечающие санитарным и техническим требованиям, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилые помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области,

- исполнить обязанность по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме (адрес): Федорова Н.И., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Гатаулина М.М., Гатаулиной Г.Р., Гатаулина А.М., Симонян А.С., Колесникова Н.А., Рачкова А.А., Горбунова П.П., Горбуновой Л.М., Кардапольцевой Е.П., Кардапольцева Н.В., Скачковой В.Ф., Вичева С.Н., Вичева Н.Г., Фоминой Е.Н., Казанковой И.М., Еремеевой Н.М., Еремеева В.В., Еремеева В.В. путем принятия решения в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения прокурора Губаревой О.А., истцов Старковой Е.В., Горбуновой Л.М., Кардапольцевой Е.П., Гатаулиной Г.Р., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Еремеевой Н.М., Симонян А.С. и ее представителя Татевосян А.Б, законного представителя Колесникова Н.А. Стариловой О.Н., представителя Скачковой В.Ф. Скачковой Т.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснивших об аварийном состоянии несущих конструкций, инженерного и сантехнического оборудования дома, нарушении его механической безопасности, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с заявлением в интересах собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу (адрес) к администрации г. Орска об обязании предоставить нанимателям жилых помещений и членам их семей вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обеспечить осуществление жилищных прав собственников путем принятия решения в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ. В обоснование иска указал, что граждане, в интересах которых заявлены вышеуказанные требования, проживают в жилом доме (адрес), который на основании заключения межведомственной комиссии № 4 от 27 мая 2015 года признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения жильцов из указанного дома определен постановлением администрации г. Орска № 3755-п от 02 июля 2015 года до 30 декабря 2020 года. Вместе с тем, до настоящего времени, несмотря на наличие угрозы жизни и здоровью проживающих в указанном доме граждан вследствие ухудшения его технического состояния, меры по обеспечению жилищных прав нанимателей и собственников жилых помещений жилого дома (адрес) в порядке, предусмотренном законом, ответчиком не приняты. Просил суд обязать администрацию г. Орска:

- предоставить нанимателям жилых помещений указанного дома Старковой Е.В., Денисюк Е.В., а также членам их семей вне очереди жилые помещения по договорам социального найма;

- исполнить обязанность по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений указанного жилого дома, а именно: Федорова Н.И., Абдулиной Г.А., Гладышевой Г.А., Гатаулина М.М., Гатаулиной Г.Р., Гатаулина A.M., Симонян А.С., Колесникова Н.А., Рачкова А.А., Горбунова П.П., Горбуновой Л.М., Кардапольцевой Е.П., Кардапольцева Н.В., Скачковой В.Ф., Вичева С.Н., Вичева Н.Г., Фоминой Е.Н., Казанковой И.М., Еремеева В.В., Еремеева В.В., Еремеевой Н.А. путем принятия решения в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Шрейбер С.А., истцы Вичев Н.Г., Горбунова Л.М., Еремеева Н.М., Гатаулина Г.Р., Казанкова И.М., представитель Симонян А.С. Татевосян А.Б., представитель Скачковой В.Ф. Скачкова Т.А., действующие на основании доверенностей, законный представитель Колесникова Н.А. Старилова О.Н., действующая на основании удостоверения опекуна, заявленные требования поддержали

Горбунова Л.М. дополнительно суду пояснила, что является собственником квартиры спорного жилого дома. После принятия решения о признании спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и определении даты отселения жильцов администрация г. Орска с требованием к собственникам квартир о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств не обращалась, мер по изъятию (выкупу) земельного участка и жилых помещений в указанном доме, заключению соглашений с собственниками о предоставлении иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не предпринимала, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда спорный жилой дом не включен.

Истцы Федоров Н.И., Абдулина Г.А., Гладышева Г.А., Гатаулин М.М., Гатаулин A.M., Денисюк Е.В., Симонян А.С., Рачков А.А., Горбунов П.П., Кардапольцева Е.П., Кардапольцев Н.В., Скачкова В.Ф., Вичев С.Н., Фомина Е.Н., Еремеев Вячеслав В., Еремеев Владимир В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель ответчика администрации г. Орска Меркулова Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация г. Орска, в апелляционной жалобе, ссылаясь на его необоснованность, просит решение отменить.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Рачков А.А., Колесников Н.А., Денисюк Е.В., Денисюк С.Е., Федоров Н.И., Гладышев С.А., Вичев Н.Г., Вичев С.Н., Фомина Е.Н., Еремеев Вячеслав В., Еремеев Владимир В., Скачкова В.Ф., Казанкова И.М., Горбунов П.П., Кардопольцев Н.В., Гатаулин М.М., Гатаулин А.М., представитель администрации г. Орска не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со статьями 15, 32 ЖК РФ признание многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктами 42, 47 названного Постановления комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РРФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума от 02 июля 2009 года № 14, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии со статьей 86 ГК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что Колесников Н.А., Рачков А.А., Фомина Е.Н., Вичев С.Н., Вичев Н.Г., Еремеева Н.А., Еремеева В.В., Симонян А.С., Пресняков В.А., Скачкова В.Ф., Казанкова И.М., Горбунова П.П., Горбунова Л.М., Кардапольцева Е.П., Кардапольцев Н.В., Гатаулин М.М., Гатаулина Г.Р., Гатаулин A.M., Федоров Н.И., Абдулина Г.А., Гладышева Г.А. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, выпиской из ЕГРП.

Денисюк Е.В., Старкова Е.В. являются нанимателями жилых помещений (адрес) (ФИО2), (адрес) (Старкова Е.В.) в г. Орске, что подтверждается договорами социального найма жилых помещений.

Согласно акту обследования жилого дома (адрес) № 4 от 14 мая 2015 года, составленному межведомственной комиссией, физический износ дома составляет 71%, механическая безопасность здания нарушена, несущая способность отдельных конструкций снижена, значительная часть конструкций находится в аварийном и ограниченно работоспособном техническом состоянии, предшествующем аварийному состоянию. Указанный дом следует признать аварийным и подлежащим сносу в связи с экономической и технической нецелесообразностью проведения ремонтных работ капитального характера и физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом (т. 1, л.д. 10-12).

Заключением межведомственной комиссии от 27 мая 2015 года указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в целом (т. 1, л.д. 13-14).

Постановлением администрации г. Орска № 3755-п от 2 июля 2015 года утвержден срок отселения граждан до 30 декабря 2020 года.

Судом установлено, что спорный жилой дом не включен в адресную программу переселения из аварийного жилья, поскольку признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2012 года.

Из письма и.о. министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 5 февраля 2016 года на обращение администрации г. Орска следует, проживание в доме (адрес) до срока переселения ( 30.12.2020 года) представляет опасность и несет угрозу для жизни людей. ( т. 1 л.д. 173)

Поскольку дом, в котором находятся жилые помещения, занимаемые Денисюк Е.В., Старковой Е.В. и членами их семей по договору социального найма, подлежит сносу, органом муниципального образования решение о переселении указанных граждан в иные жилые помещения не принято с учетом установленного срока отселения до 2020 года, однако, проживание в указанном многоквартирном доме создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд пришел к верному выводу о возложении на администрацию г. Орска обязанности по предоставлению указанным нанимателям иных жилых помещений по договору социального найма, отвечающих требованиям статьи стать 89 ЖК РФ.

Разрешая требования прокурора, заявленные в интересах собственников жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, суд правомерно исходил из того, что бездействие администрации г. Орска в части выполнения требований статьи 32 ЖК РФ, предусматривающей процедуру изъятия у собственников жилых помещений, является незаконным и нарушает их жилищные права.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г. Орска обязанности по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащем сносу путем принятия решения в порядке статьи 32 ЖК РФ.

Между тем, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).

Обжалуемое решение суда приведенным требованиям не соответствует, т.к. в резолютивной части не указано, какие конкретно действия должна совершить администрация г. Орска, поскольку статья 32 ЖК РФ регулирует порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд и только в части отдельных положений применяется для случаев признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 10 статьи 32 ЖК РФ установлена процедура изъятия у собственника жилого помещения, которая включает в себя: предъявление органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В случае неосуществления собственниками жилых помещений в предоставленный им срок сноса или реконструкции многоквартирного дома, орган местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Однако, законом срок исполнения процедуры, предусмотренной пунктом 10 статьи 32 ЖК РФ, не установлен.

Между тем, отсутствие срока для осуществления указанной процедуры, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, в связи с чем на администрацию г. Орска следует возложить обязанность по проведению процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение суда в указанной части подлежит изменению.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Поскольку положения Жилищного кодекса не содержат сроков отселения граждан из аварийных домов и осуществления предусмотренной частью 20 статьи 32 процедуры, а также учитывая, что проживание граждан в указанном доме до срока отселения (30.12.2020 года) представляет опасность для их жизни и здоровья, судебная коллегия считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31.12.2016 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма жилого помещения в случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции должно производиться в порядке очередности не могут быть признаны состоятельными, поскольку не основаны на законе с учетом вышеприведенных обстоятельств и положений ЖК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не вправе обязать ответчика обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в аварийном доме другим жилым помещением, не может обязать ответчика перераспределить бюджетные средства, ответчик не имеет правовых оснований для включения спорного дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, у ответчика отсутствуют денежные средства для переселения граждан из спорного дома, не имеют правового значения, поскольку в рамках настоящего дела вопрос о переселении собственников жилых помещений из аварийного дома не разрешался.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 апреля 2016 года изменить, изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать администрацию г. Орска в соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ предъявить собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома (адрес) требования о его сносе в разумный срок, а в случае неисполнения собственниками требования о сносе указанного многоквартирного принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, и каждого жилого помещения в указанном доме».

Дополнить резолютивную часть следующим абзацем:

«Установить срок исполнения решения суда до 31.12.2016 года».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

33-6068/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Вичев Н.Г.
Гладышева Г.А.
Рачков А.А.
Казанкова И.М.
Старкова Е.В.
Абдулина Г.А.
Прокурор Ленинского района г. Орска в интересах Старкова Е.В. Денесюк Е.В. Денисюк В.В. Денисюк С.Е. Федоров Н.И. Абдули
Ответчики
Администрация г. Орска
Другие
Старилова О.Н.
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Булгакова Марина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
17.08.2016Судебное заседание
08.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2016Передано в экспедицию
17.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее