Дело №2-3740/16 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.05.2016 года г. Махачкала
Советский районный суд гор. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием представителя истца Габибовой З.Р. по доверенности, представителя ответчика Гаджимагомедова Г.М. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллаевой Э.Ш. к Администрации МО ГО «<адрес>» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения сроком на пять лет,
УСТАНОВИЛ:
Абдуллаева Э.Ш. обратилась в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Исковые требования мотивированы тем, что Абдуллаева Э.Ш. (до замужества Алиева) является сиротой и состоит на учете в Администрации <адрес> как сирота, и когда обратилась в Администрацию Главы РД и в <адрес> с просьбой предоставить ей жилое помещение, получила ответ о том, что она получит жилье в порядке очередности, с чем она не согласна и считает, что Администрация <адрес> таким образом нарушает ее права, предусмотренные законом.
В судебное заседание истица Абдуллаева Э.Ш., будучи надлежащим образом, извещена, не явилась, направив своего представителя по доверенности.
Представитель истца Габибова З.Р. по доверенности в деле, исковые требования своего доверителя поддержала, по изложенным в иске основаниям, просила суд обязать Администрацию МО ГО «<адрес>» предоставить Абдуллаевой Э.Ш. жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
Представитель ответчика Гаджимагомедов Г.М. по доверенности в деле, возражал против удовлетворения иска, просил в его удовлетворении отказать в связи с отсутствием отказа со стороны Администрации <адрес> предоставить Абдуллаевой Э.Ш. жилое помещение в порядке очередности.
Выслушав объяснения сторон и, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Абдуллаевой Э.Ш. подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно имеющейся в деле Ответа на обращение за №-ог/15 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в представленных администрацией ГО «<адрес>» списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, имеющих право на получение жилья в ДД.ММ.ГГГГ года, Алиева (ныне Абдуллаева) Э.Ш. состоит под номером 166 и будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности.
Из копии свидетельства о заключении брака серии II-БД №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Алиева Э.Ш. вступила в брак с Абдуллаевым Г.А., после заключения брака присвоена фамилия Абдуллаева.
Из представленных справок-уведомлений, выданных Управлением Росреестра по РД от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за Абдуллаевым Г.А., Абдуллаевой Э.Ш. отсутствуют в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
В силу ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Дагестан от 25.11.2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2009 года полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований, то есть на администрацию <адрес>.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью государства и возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.8 п.9 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно представленным суду сведениям, Абдуллаева Э.Ш. своего жилья не имеет, факт нахождения истицы на учете в Администрации <адрес> по улучшению жилищных условий, ответчиком не оспаривается, указанное усматривается и из ответа на обращение, исследованного выше, и из которого усматривается, что истица в соответствии с п.2 ст. 2 Закона Республики Дагестан от 03.02.2006г. № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядка его предоставления данным категориям граждан», включена в список и по состоянию на 2015 года состоит в очереди за №.
Статьей 99 ЖК РФ закреплено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей на момент окончания истца учебного заведения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п.1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее -список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на 5 (пять) лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно с.1 Закона Республики Дагестан от 25.11.2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановления Правительства РД от 02.06.2009 года №161, надлежащим ответчиком является Администрация МО «<адрес>».
В силу требований ч.2 ст.4 упомянутого закона Органы государственной власти Республики Дагестан обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено в судебном заседании истец является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей и имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления – Администрацией МО «<адрес>».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05 марта 2009 года N376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, и если это жилое помещение непригодно для проживания.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ подтверждена вступившим в законную силу с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Довод представителя ответчика о том, что истице будет предоставлено жилое помещение в порядке очередности, не может быть принят во внимание, поскольку вышеуказанным федеральным законом, предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Указанное усматривается также из представленных апелляционных определений <адрес>вого суда (№), Верховного Суда Республики Дагестан (№).
Поскольку истица Абдуллаева Э.Ш. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, суд находит требования истицы законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Абдуллаевой Э.Ш. к Администрации МО ГО «<адрес>» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения сроком на пять лет, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГО «<адрес>» предоставить Абдуллаевой Э.Ш. жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его вынесения, через Советский районный суд <адрес>.
Судья Э.М. Атаев
Отпечатано в совещательной комнате.