Решение по делу № 2-862/2019 от 12.08.2019

дело № 2-862/2019

    Р Е Ш Е Н И Е    

Именем Российской Федерации

23 октября 2019 года п.Матвеев-Курган Ростовской области

Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе судьи Журавлева Д.В., при секретаре Тищенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, третье лицо: администрация Екатериновского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на свалку бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Матвеево-Курганского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на свалку бытовых отходов, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой Матвеево-Курганского района проверкой исполнения законодательства о распоряжении муниципальной собственностью установлено, что решением Матвеево-Курганского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано право муниципальной собственности Муниципального образования «Матвеево-Курганский район» на объект недвижимости – свалку бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м. Однако, до настоящего времени данное право в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Отсутствие регистрации права муниципальной собственности препятствует бюджетному финансированию расходов на её содержание, а также препятствует закреплению в соответствии с.ч.3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение и пользование, что в свою очередь отрицательно сказывается на состоянии имущества.

Таким образом, администрация Матвеево-Курганского района обязана действовать в защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения, однако отсутствие государственной регистрации права собственности на свалку бытовых отходов не позволяет ей совершать в полном объеме действия, связанные с владением и распоряжением указанным имуществом, в том числе в вопросах выделения бюджетных средств на его содержание.

Исходя из смысла части 5 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы местного самоуправления.

Кроме того, прокуратурой района в представлении об устранении нарушений законов о муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ указывалось на необходимость соблюдения вышеуказанных требований закона. При этом администрацией района мер к устранению нарушений закона не принято.

При дальнейшем непринятии мер по государственной регистрации права собственности на свалку бытовых отходов нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории МО «Матвеево-Курганский район» по состоянию на дату обращения, а также граждан, которые станут проживать в нем впоследствии, и которые не только лишены прав собственности в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, а также права на безопасную окружающую среду, обеспечение которого осуществляется только бюджетными расходами на содержание данной свалки, в том числе по её рекультивации после использования.

Поскольку администрацией Матвеево-Курганского района нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор Матвеево-Курганского района обращается с иском в суд в защиту их интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.11 ГК РФ, ст.45, 121, 122 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», ст.ст. 76, 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», прокурор Матвеево-Курганского района Ростовской области просит суд обязать администрацию Матвеево-Курганского района произвести за счет собственных средств государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости: свалку бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м (л.д.4-7).

Определением Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Екатериновского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области.

В настоящем судебном заседании помощник прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области Ростенко М.В. требования заявленного иска поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ Коваленко В.Н. возражал по заявленному иску, просил в иске отказать.

Представить третьего лица: администрация Екатериновского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все представленные сторонами доказательства по делу по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области на основании решения Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области является собственником - свалки бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м.

На основании судебных актов, администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области внесла вышеуказанную свалку в реестр муниципальной собственности, в качестве объекта недвижимости.

В соответствии с заданием прокуратуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Матвеево-Курганского района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ч.1 ст.131, ст.ст.219, 223 ГК РФ, ч.6 ст.1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области не принимает мер к регистрации права муниципальной собственности на свалку бытовых отходов и в результате самоустранилась от контроля их состояния и содержания (акт о результатах проверки от 17.05.2019 года – л.д.8-10).

В связи с чем, в адрес Главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушении законов (л.д.12-13).

В ответ на данное представление, администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области направила ответ прокурору Матвеево-Курганского района Ростовской области о том, что доводы, отраженные в акте прокурорского реагирования, частично нашли свое подтверждение. Право муниципальной собственности на свалки бытовых отходов не зарегистрировано в виду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального района (л.д.14).

Поскольку администрацией Матвеево-Курганского района Ростовской области не была произведена государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости - вышеуказанная свалка, прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на свалки бытовых отходов.

Рассматривая заявленные исковые требования прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области, суд исходит из следующего.

Согласно п. п.9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

При этом к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п.2 ст. 8, ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.53 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.65 БК РФ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 8.1 и ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218), действующий с 1 января 2017 г., государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичная норма содержалась в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (здесь и далее - в редакции до 1 января 2017 г., далее - Закон № 122).

В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права определен, в частности, для случаев реорганизации юридического лица (абзац третий п. 2 ст. 218 ГК РФ). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Так, при рассмотрении дела судом установлено, что до настоящего времени в органах Росресстра отсутствуют сведения о регистрации прав на свалку бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м.

Доводы представителя администрации о том, что сотрудники ошибочно внести в реестр недвижимого имущества спорные свалки, подлежат отклонению, поскольку никаких доказательств в подтверждение этого представлено не было.

Ответная сторона при рассмотрении дела представила выписку из решения Собрания депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что планируется выделить на 2020-2021 г.г. денежные средства на рекультивацию объектов размещения твердых бытовых отходов, как в подтверждение тому обстоятельству, что рекультивацию свалок, возможно проводить, и без государственной регистрации права на эти свалки.

Однако, из вышеуказанного документа не следует, что планируемые выделению денежные средства будут учтены при рекультивации именно спорной свалки, являющейся предметом настоящего спора.

Утверждение представителя администрации о том, что свалка не является объектом недвижимого имущества, опровергается тем, что сама администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области включила спорную свалку в реестр недвижимого имущества. При этом в ответе на протест прокурора, администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области не отрицала необходимость регистрации права собственности на свалку в органах Росреестра, ссылаясь только на отсутствие денежных средств в бюджете муниципального района.

Вместе с тем, отсутствие денежных средств в бюджете муниципального района не является достаточным основанием для отклонения заявленных исковых требований прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области.

Более того следует отметить и то обстоятельство, что по решению суда за администрацией Матвеево-Курганского района Ростовской области признано право собственности на свалку как на бесхозяйный объект. А, конструкция нормы права (п. 3 ст. 225 ГК РФ) предусматривает передачу в муниципальную собственность только лишь недвижимого имущества.

Принимая во внимание вышеизложенное, то, что администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области обязана действовать в защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на территории района, однако отсутствие государственной регистрации права собственности на свалки бытовых отходов не позволяет ей совершать в полном объеме действия, связанные с владением и распоряжением указанным имуществом, в том числе в вопросах выделения бюджетных средств на его содержание, а также препятствует закреплению в соответствии с.ч.3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение и пользование, что в свою очередь отрицательно сказывается на состоянии имущества, непринятием мер по государственной регистрации права собственности на свалки бытовых отходов нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории МО «Матвеево-Курганский район», а также граждан, которые станут проживать в нем впоследствии, и которые не только лишены прав собственности в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, а также права на безопасную окружающую среду, обеспечение которого осуществляется только бюджетными расходами на содержание данной свалки, в том числе по её рекультивации после использования, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Матвеево-Курганского района ростовской области, третье лицо: администрация Екатериновского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на свалку бытовых отходов – удовлетворить.

Обязать администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской области произвести за счет собственных средств государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости: свалку бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области.

Судья: Д.В. Журавлев

Мотивированный текст решения изготовлен 28 октября 2019 года.

2-862/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Матвеево-Курганского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Матвеево-Кургаснкого района РО
Другие
Администрация Екатериновского сельского поселения
Суд
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области
Судья
Журавлев Дмитрий Валерьевич
Дело на сайте суда
mkurgansky.ros.sudrf.ru
12.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2019Передача материалов судье
14.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2019Подготовка дела (собеседование)
09.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
23.10.2019Судебное заседание
17.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2020Подготовка дела (собеседование)
11.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2020Судебное заседание
11.01.2020Судебное заседание
11.01.2020Судебное заседание
30.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее